Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель:

  • создать условия  для обобщения и систематизации знаний по данной теме;
  • способствовать воспитанию чувства ответственности за качество знаний.

Методические приемы:

  • самостоятельная работа,
  • взаимопроверка,
  • работа со схемами,
  • творческая работа.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка (вспоминаем, рассуждаем).

Назовите типы односоставных предложений в стихотворении В.Тушновой (на экране):

Зову, упрекаю, надеюсь и спорю…
И горе мое –
настоящее горе,
во всю ширину
и во всю глубину!

Я в счастье не верю.
Так памятью снежной
не верят в сирень, в стрекотанье,
в дожди…

А все-таки будет.
Придет.
Неизбежно.
Не хочешь – не верь,
Не умеешь – не жди.

2. Взаимопроверка домашнего упражнения № 219 (учебник Л.А. Тростенцовой и др.)

3. Наблюдаем.

1) Проанализируйте заголовки одного из номеров нашей районной газеты «Маяк Кулунды» (на каждой парте лежит местная газета).

Какие из приведенных ниже предложений являются односоставными?

Объясните, с какой целью односоставные предложения используются журналистами  в качестве заголовков?

  • Когда в товарищах согласие.
  • Майское утро.
  • Защити свои права.
  • Фотография с Доски почета.
  • Слет молодых педагогов.

(обучающиеся работают в парах)

2) Преобразуйте  данные односоставные определенно-личные предложения в двусоставные. Определите, какие предложения звучат более лаконично и почему.

  • Вижу вдали, у самого горизонта, зубчатую стену леса.
  • Знаю, как важно четко представить себе маршрут будущего путешествия.
  • Загружаем лодку. Поверх натягиваем брезент. Увязываем веревками груз.
  • В ночь станем на якорь у городского причала.
  • Люблю осеннее ненастье. Люблю наперекор дождю шагать по сырой листве.

После наблюдения над предложениями  обучающиеся делают выводы:

  • односоставные предложения точны и лаконичны;
  • отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или название явлений.

4.  Применяем, действуем.

 1) Выписать односоставные предложения, определить их вид, подчеркнуть грамматическую основу.

- Сегодня начали жать рожь, и в прохладе вечера разлился сухой, ржаной аромат.

- Ранняя весна. Сварите суп и кашу.

- Вокруг клумбы посадили кусты, и это сохранило цветы.

- Где-то за рекой поют, тихо плещется вода.

- Едешь на день – бери хлеба на неделю.

2) Творческая работа в группах:

  • 1 группа  - Используя односоставные предложения, дайте совет, как можно быстро приготовить завтрак.
  • 2 группа  - Составьте текст, используя описание состояния природы и человека.

3) Замените односоставные предложения синонимичными  односоставными другого вида. Укажите вид односоставных

Тишина.
Открой окно пошире!
Не смущайте меня вашим пристальным взглядом.
Старикам помогают всегда и везде.
Тебе не справиться с этим заданием!

5. Обобщаем.

1) Придумать и записать предложения по данным схемам:

  • (двусоставное), и односоставное)
  • (безличное), и (двусоставное)
  • (назывное), (определенно-личное)
  • (неопределенно-личное), и (двусоставное)

2) Произведите синтаксический разбор предложений по вариантам):

- Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенется.

- Давайте горевать и плакать откровенно,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Самостоятельная работа (тексты на партах).

Найдите односоставные предложения, в том числе в составе сложных.  Определите их тип, составьте схемы.

1 вариант

Летнее, июльское утро! Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вас обдает теплым запахом ночи. Воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки. Вдали стеной стоит дубовый лес. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий.
Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже стало жарко. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям. Под самым обрывом таится источник. Дубовый куст жадно раскинул  над водою свои лапчатые сучья.
Вот и полдень. Становится душно. Внезапно налетел  ветер. Растущая туча наклоняется сводом. Передний ее край вытягивается рукавом. Трава, кусты – все вдруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии!
Гроза прошла. Как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок. Как пахнет земляникой и грибами!

И.С. Тургенев

2 вариант

Кто не видал растущую клюкву, тот может очень долго идти по болоту и не замечать под ногами ягод. Вот взять ягоду чернику. Та растет, и ее видишь. Тоненький стебелечек тянется вверх. У листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. Еще растет в болоте голубика кустиком. Ягода голубая, более крупная. Не пройдешь, не заметив.  В глухих местах встречается костяника. Каждый рубинчик в зеленой оправе.
Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Наклонишься взять одну,  попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Так можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных красных ягод.

К.Паустовский

6. Оцениваем себя (рефлексия учебной деятельности).

1) Что в данной теме показалось мне

  • интересным
  • неинтересным
  • новым
  • сложным
  • уже известным

2) Ошибки, допущенные мною:

  • их причины
  • анализ и исправление

7. Итог урока

  • Какую тему обобщили?
  • Какие задания вызвали затруднения и почему?

Домашнее задание.  Выписать односоставные предложения из повести «Капитанская дочка».