Использование информационно-компьютерных технологий на уроках химии

Разделы: Химия


В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса.

Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.

В практической деятельности учителя химии можно выделить следующие типы информационно-компьютерных технологий:

- технология компьютерных демонстраций: демонстрация компьютерных презентаций, демонстрация учебных программ, демонстрация информации из Интернета

- технология компьютерного тестирования: обучающие тесты, тесты для самоконтроля, тесты для контроля

- технология создания печатных изданий: для создания твёрдых копий дидактических материалов, для использования иллюстраций, подготовленных на основе ресурсов Интернета, для создания сообщений, докладов, рефератов

- технология использования программируемых учебных сред: “Уроки химии Кирилла и Мефодия”, учебное электронное издание “Органическая химия”, учебное электронное издание “Общая и неорганическая химия”, мультимедийное учебное пособие нового образца “Просвещение. Химия”, образовательная коллекция “Самоучитель. Химия для всех”, мультимедийная обучающая программа “1С: Репетитор. Химия”, мультимедийная обучающая программа “1С: Репетитор. Химия. ЕГЭ”, учебное электронное издание “Химия. Виртуальная лаборатория”.

Как показал опыт работы, уроки с использованием информационно-компьютерных технологий дают возможность: развивать познавательную активность, творческий подход, целеустремлённость, самостоятельность учащихся; повышать интерес к предмету, мотивировать обучение и обучаемость; устанавливать обратную связь; расширять возможности предъявления информации за счёт визуализации и динамизации; ставить ученика в позицию субъекта обучения.

Несмотря на огромные возможности информационно-компьютерных технологий обучения, главную и определяющую роль в процессе обучения должен играть учитель. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.

Ресурсы сети Интернет предназначены для использования в системе общего образования в следующих целях: оперативное обеспечение педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования; организация различных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями; применение современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности) в учебной деятельности; объективное измерение, оценка и прогноз результативности обучения, сопоставление результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта; управление учебной деятельностью учащегося, адекватное его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям мотивации к учению; создание условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников; постоянное и оперативное общение педагогов, обучаемых и родителей, нацеленное на повышение эффективности обучения.

1. Федеральные и региональные образовательные ресурсы.

Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, а также перечень федеральных и региональных информационно-образовательных порталов.

Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrmadzor.gov.ru, Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru, Федеральная целевая программа развития образования (2006-2010) http://www.fcpro.ru, Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальны проект “Образование” и проект “Информатизация системы образования” http://portal.ntf.ru.

2. Образовательная пресса.

В разделе представлены ресурсы средств массовой информации, чьи публикации посвящены деятельности системы образования, а также представительствам издательств учебной литературы.

2.1. Средства массовой информации образовательной направленности.

Подраздел содержит ресурсы, размещаемые в сети Интернет наиболее известными и популярными средствами массовой информации. Материалы, публикуемые на страницах традиционных и электронных газет и журналов, знакомят с новостями сферы образования, представляют различные точки зрения специалистов и педагогов, информируют об учебных и методических разработках. Большинство редакций помещают в сети Интернет архив ранее вышедших публикаций, а также сведения о порядке подписки или приобретения требуемых газет и журналов.

Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО http://www.newseducation.ru , “Учительская газета” http://www.ug.ru, журнал “Вестник образования России” http://www.vestniknews.ru, журнал “Лидеры образования” http://pedsovet.org/leader.html, Журнал “Вопросы интернет-образования” http://vio.fio.ru, журнал “Открытое образование” http://www.e-joe.ru, Интернет-издание “Компас абитуриента” http://news.abiturcenter.ru ru, “Поиск” - газета научного сообщества http://www.poisknews.ru, “Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей” http://potential.org.ru.

2.2. Издательства учебной литературы.

Подраздел содержит информацию о наиболее крупных издательствах учебной литературы, а также о направлениях и темах, которые представлены и анализируются на страницах публикуемых ими изданий. Использование перечисленных ресурсов позволяет ознакомиться с каталогом продукции издательств, получить информацию о вышедших новинках, об изданиях, готовящихся к печати, приобрести заинтересовавшее издание.

Портал учебного книгоиздания http://www.ndce.ru, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС http://www.vlados.ru, издательство “Дрофа” http://www.drofa.ru, издательство “Просвещение” http://www.prosv.ru., издательская фирма “Сентябрь” http://www.direktor.Ru, издательство “Центр гуманитарного образования” http://www.uchebniki.ru, издательство “Школьная пресса” http://www. Schoolpress.ru.

3. Конкурсы, олимпиады.

Подраздел содержит информацию об условиях проведения и результатах конкурсов и олимпиад среди школьников и педагогов, а также материалы, используемые для подготовки участников к олимпиадам и конкурсам.

Всероссийская олимпиада школьников http://www.rasolymp.ru, всероссийские дистанционные эвристические олимпиады http://www.eidos.ra/olymp, всероссийский конкурс “Лучшие школы России” http://bestschool.oig.ra, всероссийский конкурс “Дистанционный учитель года” http://eidos.ru/dist_teacher, всероссийский конкурс “Учитель года России” http://teacher.org.ru, олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru, “Умник: Всероссийский детский интернет-фестиваль” http://www.childfest.ru, “Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся” http://unk.future4you.ru.

4. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги.

Раздел включает ссылки на электронные справочные издания, содержащие различную информацию, которая связана с большинством областей, затрагиваемых в содержании обучения в школе. Использование ресурсов раздела помогает упростить деятельность учителя по подготовке к занятиям и проведению занятий, способствует повышению качества работы педагогов по организации самостоятельной деятельности и досуга учащихся.

Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.edu-all.ru, коллекция “История образования” Российского общеобразовательного портала http://museum.edu.ru, педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы http://periodika.websib.ru, большой энциклопедический и исторический словари онлайн http://www.edic.ru, мегаэнциклопедия портала “Кирилл и Мефодий” http://www.megabook.ru, мультиЛекс Online: электронные словари онлайн http://online.multilex.ru, нобелевские лауреаты: биографические статьи http://www.n-t.org/nl/, педагогический энциклопедический словарь http://dictionary.fio.ru, служба тематических толковых словарей “Глоссарий.ру” http://www.glossary.ru, толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http://vidahl.agava.ru, энциклопедия “Кругосвет” http://www.krugosvet.ru, энциклопедия “Природа науки. 200 законов мироздания” http://www.elementy.ru/trefil/

5. Информационная поддержка Единого государственного экзамена.

Раздел представляет ресурсы, посвященные условиям проведения и содержанию контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), содержащие инструкции по подготовке и проведению ЕГЭ.

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru.

6. Ресурсы по предметам образовательной программы: химия.

Ресурсы, включенные в раздел, содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам – выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ.

Газета “Химия” и сайт для учителя “Я иду на урок химии” http://him. Lseptember.ru., ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru, “АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой” http ://www.alhimik. ru, “Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов” http://www.hemi.nsu.ru, “Химия в Открытом колледже” http://www.chemistry.ru, “WebElements: онлайн-справочник химических элементов” http://webelements.narod.ru, “Виртуальная химическая школа” http://maratakm.narod.ru, “Мир химии” http://chem.km.ru, “Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой” http://www. 104.webstolica.ru, “Коллекция “Естественно-научные эксперименты”: химия http://experiment.edu.ru, “Органическая химия: электронный учебник для средней школы” http://www.chemistry.ssu.samara.ru, “Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии” http://school-sector.relarn.ru/nsm/.