Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
Формирование языковой компетенции:
- Познавательные (обучить работе с текстом; повторить понятия текст, тема, основная мысль текста; расширить лексический запас слов).2
- Практические (учить детей читать и понимать текст; учить видеть структуру текста).
- Формирование метапредметных компетенций:
- Учебно-организационные (определять учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность);
- Учебно-инормационные (работать с текстом);
- Учебно-коммуникативные (развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли, умение выслушивать мнение других);
- Социальные компетенции (работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения).
- Учебно-организационные (определять учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность);
Оборудование и материалы к уроку: карточки с критериями, листы А4, фломастеры.
Фундаментальные образовательные объекты, проблемы, в направлении которых планируется деятельность учеников: закономерность составления текстов.
Предполагаемые результаты урока для учеников:
- в виде перечня образовательных продуктов: текст, план, схема
- в виде планируемых метапредметных результатов: смысловое чтение текста
Ход урока
1. Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?
- Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)
- Вы обладаете такими качествами?
2. Целеполагание.
- Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?
Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
- Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока.
- Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
- А всегда ли вы понимаете текст, с которым работает на уроках истории, географии, биологии?
Задание №1. Составить план работы читателя с текстом. Работать можно в парах, группах, индивидуально.
- Выступление учеников.
- Перед вами план работы читателя с текстом, предложенный автором учебника. Давайте внимательно изучим его. Что совпало с вашим планом? Что вы забыли? Что бы ещё добавили?
До чтения текста |
По ходу чтения текста |
После чтения текста |
1. Автор |
1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов) |
1. Понимание информации |
- В чем Вы затрудняетесь? Определите свою цель на урок.
- Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?
- А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения?
3. Работа с текстом.
- Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)
- Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Для этого обратимся к рабочим листам урока.
- Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Вспомните свою цель урока. Итак, кто будет заниматься «До чтения текста», кто – «По ходу чтения текста», кто – «После чтения текста»? Распределитесь на 3 группы, начинайте работать.
- Выступление групп. Кто желает задать вопрос 1 группе? 2 группе? 3 группе?
- Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)
- А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)
- Оцените свою работу по критериям.
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Моя оценка |
Оценка группы |
Я пытался внести максимальный вклад в работу группы |
|
|
Я умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения |
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
Я отстаиваю свое мнение корректно |
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
|
|
Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить ее комплексно |
|
|
Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи |
|
|
Я умею работать в команде: иногда – брать на себя ответственность, иногда - подчиняться |
|
|
Средний балл |
|
|
- Кто готов выступить со своей самооценкой?
4. Работа с понятием «схема».
- Итак, господа ученые, сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту.
Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.
- Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения?
- Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? (они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его)
- Какую информацию несут рисунки? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)
- Что такое рисунок?(Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками)
- Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).
- Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? (Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)
- На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)
- Значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию.
- Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей)
- А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии)
- К каждой из частей мы подобрали рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема. (нет)
- В чем разница? Что позволяет сделать рисунок (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру)
- Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема?
Задание №2. СХЕМА. Вам на ученом совете предложили составить схему в формате А4 по теме «Чтение текста» так, чтобы было легко запомнить эту информацию и стало понятно каждому читателю. Воспользуйтесь разной цветовой гаммой. Работать можно в парах, группах, индивидуально.
- Проверка задания.
Самооценка по критериям:
Качества → Критерии ↓ |
Минимальный результат |
Изложенный, раскрытый результат |
Законченный, полный результат |
Образцовый, примерный; достойный подражания результат |
Уровень, баллы |
3 |
4 |
5 |
5+ |
Информативность |
В схеме представлена лишь часть информации |
В схеме представлена информация без дополнений и пояснений |
В схеме представлена информация с дополнениями и пояснениями |
В схеме представлена дополнительная |
Компактность, |
Работа выполнена в формате более или менее чем А4, более 4-х ошибок, разная цветовая гамма (использовано более 3 цветов), |
Работа выполнена в формате более или менее чем А4, 3 ошибки, разная цветовая гамма (использовано более 3 цветов), |
Работа выполнена в формате А4, 1-2 ошибки, единый стиль оформления |
Работа выполнена в формате А4, без ошибок, единый стиль оформления |
Креативность |
Работа предоставлена в виде простой схемы (по шаблону) |
Работа предоставлена в виде сложной схемы, но требуется дополнительная корректировка |
Работа предоставлена в виде сложной схемы и не требуется дополнительная корректировка |
Работа предоставлена в виде одной сложной схемы по нескольким темам |
- Кто какие баллы себе поставил? Почему? Какая схема понравилась больше? Почему?
- Ну что ж дорогие, ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестно?
5. Рефлексия.
- Вернёмся к вашим целям. С какими трудностями встретились? Как вы будете их преодолевать?
6. Домашнее задание. Составить текст на тему «Доброта». Не забудьте воспользоваться схемой «Чтение текста». Подобрать к тексту эпиграф, музыку, нарисовать картинку. Объяснить, почему выбрали именно этот эпиграф, эту музыку, нарисовали эту картинку.