Учимся понимать текст. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

Формирование языковой компетенции:

  • Познавательные (обучить работе с текстом; повторить понятия текст, тема, основная мысль текста; расширить лексический запас слов).2
  • Практические (учить детей читать и понимать текст;  учить видеть структуру текста).
  • Формирование метапредметных компетенций:
    • Учебно-организационные (определять учебную задачу, оценивать свою учебную деятельность);
    • Учебно-инормационные (работать с текстом);
    • Учебно-коммуникативные (развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли, умение выслушивать мнение других);
    • Социальные компетенции (работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя,  адекватно реагировать на ошибки, принимать решения).

Оборудование и материалы к уроку: карточки с критериями, листы А4, фломастеры.

Фундаментальные образовательные объекты, проблемы, в направлении которых планируется деятельность учеников: закономерность составления текстов.

Предполагаемые результаты урока для учеников:

  • в виде перечня образовательных продуктов: текст, план, схема
  • в виде планируемых метапредметных результатов:  смысловое чтение текста

Ход урока

1. Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

- Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

- Вы обладаете такими качествами?

2. Целеполагание.

- Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

- Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока.

- Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте.  А на каких уроках  помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

- А всегда ли вы понимаете текст, с которым работает на уроках истории, географии, биологии?

Задание №1. Составить план работы читателя с текстом. Работать можно в парах, группах, индивидуально.

-  Выступление учеников.

-  Перед вами план работы читателя с текстом, предложенный автором учебника. Давайте внимательно изучим его. Что совпало с вашим планом? Что вы забыли? Что бы ещё добавили?

До чтения текста

По ходу чтения текста

После чтения текста

1. Автор
2. Название
3. Эпиграф
4. Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст)

1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов)
2. Выделение ключевых слов
3. Диалог с автором (какую информацию он хочет
донести автор до читателя)
4. Основная мысль

1. Понимание информации
- тема;
- основная мысль
2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

- В чем Вы затрудняетесь? Определите свою цель на урок.

- Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?

- А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения?

3. Работа с текстом.

- Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

- Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Для этого обратимся к рабочим листам урока.

- Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Вспомните свою цель урока. Итак, кто будет заниматься «До чтения текста», кто – «По ходу чтения текста», кто – «После чтения текста»? Распределитесь на 3 группы, начинайте работать.

- Выступление групп. Кто желает задать вопрос 1 группе? 2 группе? 3 группе?

- Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)

- А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру  текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)

- Оцените свою работу по критериям.

Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя  оценка

Оценка группы

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы

 

 

Я  умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

Я отстаиваю свое мнение корректно

 

 

Я готов(а)  принимать новые и неожиданные идеи,  отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить ее комплексно

 

 

Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи

 

 

Я умею работать в команде: иногда  – брать на себя ответственность, иногда - подчиняться

 

 

Средний балл

 

 

- Кто готов выступить со своей самооценкой?

4. Работа с  понятием «схема».

- Итак, господа ученые, сформулировали основные  теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту.
Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.

- Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения?

- Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? (они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его)

- Какую информацию несут рисунки? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)

- Что такое рисунок?(Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками)

- Музыка, вы сказали,  помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).

- Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? (Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)

- На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)

- Значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию.

- Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей)

- А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии)

- К каждой из частей мы подобрали рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема. (нет)

- В чем разница? Что позволяет сделать рисунок (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру)

- Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема?

Задание №2. СХЕМА. Вам на ученом совете предложили составить схему в формате А4 по теме «Чтение текста» так, чтобы было легко запомнить эту информацию и  стало понятно каждому читателю. Воспользуйтесь разной цветовой гаммой. Работать можно в парах, группах, индивидуально.

- Проверка задания.

Самооценка по критериям:

Качества →
Критерии ↓

Минимальный результат

Изложенный, раскрытый результат

Законченный, полный результат

Образцовый, примерный; достойный подражания результат

Уровень, баллы

3

4

5

5+

Информативность

В схеме представлена лишь часть информации

В схеме представлена информация без дополнений и пояснений

В схеме представлена информация с дополнениями и пояснениями

В схеме представлена дополнительная
информация

Компактность,
оформление

Работа выполнена в формате более или менее чем А4, более 4-х ошибок, разная цветовая гамма (использовано более 3 цветов),

Работа выполнена в формате более или менее чем А4, 3 ошибки, разная цветовая гамма (использовано более 3 цветов),

Работа выполнена в формате А4, 1-2 ошибки, единый стиль оформления

Работа выполнена в формате А4, без ошибок, единый стиль оформления

Креативность

Работа предоставлена в виде простой схемы (по шаблону)

Работа предоставлена в виде сложной  схемы, но требуется дополнительная корректировка

Работа предоставлена в виде сложной  схемы и не требуется дополнительная корректировка

Работа предоставлена в виде одной сложной схемы по нескольким темам

- Кто какие баллы себе поставил? Почему? Какая схема понравилась больше? Почему?

- Ну что ж дорогие, ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестно?

5. Рефлексия.

- Вернёмся к вашим целям. С какими трудностями встретились? Как вы будете их преодолевать?

6. Домашнее задание. Составить текст на тему «Доброта». Не забудьте воспользоваться схемой «Чтение текста». Подобрать к тексту эпиграф, музыку, нарисовать картинку. Объяснить, почему выбрали именно этот эпиграф, эту музыку, нарисовали эту картинку.