Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: деловая игра.
Требования к уровню подготовки учащихся: учащиеся должны
- знать общие сведения о разрядах имен прилагательных, обычаи и традиции
- чаепития разных народов мира;
- уметь определять разряды имён прилагательных,
- целенаправленно использовать в речи имена прилагательные, различные по
- значению.
Оборудование: учебный комплекс “Русский язык. Теория. 5-9 кл.” В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; “Русский язык. Практика. 6 класс”. Под. ред. Г.К Лидман- Орловой, отрывки из художественных произведений, словарь иностранных слов, различные сорта чая, самовар, чайная посуда.
Приёмы работы: работа с художественными текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ “трудных” слов, сообщения учащихся, творческая работа, исследовательская работа, выборочный диктант.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.
Учитель: Только вчера мы закрыли страничку фольклора, а сегодня наш урок вновь начинается именно с неё. Разгадывание загадок – одно из ваших любимых занятий, и сейчас я предлагаю разгадать одну из них.
Его сперва китайцы пили,
Вслед индейцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошёл гулять по свету!
После к немцам корабли
Это зелье привезли.....
Нынче на Руси народ
Сей напиток шибко пьёт.
О чём идёт речь?
Ученик: О чае.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам стать участниками несколько необычного проекта – “чайного”. Ведь чайный напиток является повседневным дополнением к нашим трапезам. О пользе чая слышали многие, но мало кто знает, в чём заключается эта польза. Широкий ассортимент сортов и типов чая на прилавках наших магазинов часто затрудняет решение проблемы: какому виду чая отдать предпочтение. Поэтому одна из главных задач проекта – популяризация чая.
Представим, что наша классная комната – это Институт чаеведения (на доске прикрепляется табличка “Институт чаеведения”), а вы – сотрудники различных лабораторий и отделов этого института.
Разрешите вам представить:
- биологическую лабораторию;
- технологическую лабораторию;
- отдел по внешним связям.
Каждому из вас было предложено стать участником какой-либо группы, и сегодня каждая группа осветит ряд вопросов, относящихся к чайной теме.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.
Учитель: А теперь послушайте стихотворение:
Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
С удивлением школьный мир
Славит добрый эликсир!
- За счёт чего создаётся такое яркое описание этого замечательного напитка?
- Как называются эти слова?
Ученик: Имена прилагательные.
Учитель: Для чего в речи нужны имена прилагательные?
Ученик: Имена прилагательные дают полную информацию о предметах, текст становится выразительным.
Учитель: Все ли возможности прилагательных раскрыты в этом стихотворении?
Ученик: Нет.
Учитель: Приведите примеры из известных вам произведений, подтверждающих богатство значений прилагательных. (Каждая группа предлагает свой вариант, а другие группы выписывают на слух из текстов имена прилагательные).
1-я группа (биологическая)
Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
2-я группа (технологическая)
- “Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу”. (М.Ю. Лермонтов “Герои нашего времени”)
- “Я признаться не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно”. (Н.В. Гоголь “Мёртвые души”)
3-я группа (отдел по внешним связям)
Час дружеских бесед у чайного стола
Хозяйке молодой и честь и похвала!
По православному не на манер немецкий,
Не жидкий как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй.
(П.А. Вяземский)
(проверка выполненного задания)
Учитель: Вы выписывали прилагательные в строчку, а я – в таблицу, распределяя их в три колонки. Кто может объяснить, по какому признаку я разделила слова?
легкий | вечерний | Ольгиной |
темною | китайский | |
душистый | чугунный | |
единственная | чайного | |
молодой | православному | |
жидкий | немецкий | |
сочный | детский | |
густой | ||
янтарною |
Ученик: Затрудняемся ответить на ваш вопрос.
Учитель: Тогда давайте разберемся вместе, в чем дело.
III. Изучение нового материала
Учитель: Анализируя признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению: одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать. По значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные. Предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая группа получит описание признаков одного разряда, вы должны изучить эти признаки и объяснить членам других групп, как определить данный разряд прилагательного. Но для этого вам необходимо познакомиться с материалом учебника (чтение параграфа 99 “Теория”).
(учащиеся готовятся в группах, затем представитель каждой группы выступает с рассказом об одном разряде прилагательных по значению)
1 группа (биологическая)
Качественные имена прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (юный, старый), по цвету (белый, синий), по внешнему виду (привлекательный, стройный), по внутренним качествам (доброжелательный, умный). Такие признаки у предмета могут быть в большей или меньшей степени (красивый – красивее; глупый – глупее).
2 группа (технологическая)
Относительные имена прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет (золотое кольцо, деревянная ложка), указывают на признак предмета по месту (городской парк), по времени его существования (летний день), по назначению предмета (малярная кисть). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: золотое кольцо – кольцо из золота.
3 группа (отдел по внешним связям)
Притяжательные имена прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (папин пиджак, птичье перо, волчий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? Чья? Чье? И имеют суффиксы – ин-(-ын-), - ов-(-ев-), -ий-(-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
Учитель: После прослушанного материала ответьте на поставленный вопрос о распределении слов в таблице.
Ученик: Первая колонка – качественные прилагательные, вторая – относительные, третья – притяжательные.
IV. Практическая работа с новым материалом.
1.Учитель: А сейчас слово предоставляется сотрудникам биологической лаборатории.
Вопросы для сотрудников биологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).
- Что означает слово “чай” и каково его происхождение?
- Как выглядит чайное растение?
- Как появился чай в России?
- Из их выступления вам предстоит выполнить следующие задания.
2 группа (технологическая)
Выпишите из 1-4 абзацев текста имена прилагательные, определите их разряд.
3 группа (отдел по внешним связям)
Выпишите из 5-8 абзацев текста имена прилагательные, определите их разряд.
(По ходу выступления каждой группы заполняется этимологическая страничка)
Выступление биологической группы. (Слайд №1)
(проверка задания)
2.Учитель: А теперь мы послушаем участников технологической лаборатории.
Вопросы для сотрудников технологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).
- Чем отличается листовой чай от гранулированного?
- Что такое байховый чай?
- Что означает слово “купаж”?
1 группа (биологическая)
Прослушайте текст, сформулируйте и запишите основную мысль текста, используя качественные имена прилагательные.
3 группа (отдел по внешним связям)
Прослушайте текст, сформулируйте и запишите основную мысль текста, используя относительные имена прилагательные.
Выступление технологической лаборатории.
(проверка задания)
V. Исследовательская работа
Учитель: В программе проекта предусмотрено тестирование чая.
Оказывается, человек, посвятивший свою жизнь определению качеств чая, называется ТИТЕСТЕРОМ.
Словарная работа.
(Титестер - ,,ти” – чай, ,,тестер” – исследующий)
Учитель: Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный талант, который встречается реже, чем талант певца или художника. Кроме таланта, надо обладать обширными знаниями таких дисциплин, как биология, ботаника, биохимия, физика, экономика (особенно экономика чайной торговли).
Профессия титестера требует от человека многих жертв. Он не должен курить, употреблять спиртные напитки, обязан воздерживаться от пищи с ярко выраженным ароматом: солений, копченостей, пряных трав и даже сладостей. Титестер не имеет права пользоваться духами, ароматизированной зубной пастой, душистым туалетным мылом. Руки он моет только специальным чайным мылом.
Титестер обязан беречь свое здоровье: ведь обычный насморк у титестера — это событие, которое лишает его возможности работать, а чайная компания понесет большие убытки.
Тестирование чая — сложный и разнообразный процесс.
Я приглашаю по одному представителю от каждой группы на время стать титестерами.
(На отдельном столе располагаются различные заваренные сорта чая. Участникам предлагается продегустировать чай и заполнить протокол, состоящий из следующих пунктов: аромат, вкус, цвет, крепость, интенсивность настоя, прозрачность).
VI. Творческая работа (дифференцированная).
Учитель: Пока участники дегустируют чай, нас с вами ждёт интересный материал, подготовленный сотрудниками из отдела внешних связей. Своё выступление они назвали “По странам и континентам”.
Вопросы для сотрудников отдела по внешним связям (учащимся предлагались заранее).
- Как используют чайный напиток в других странах?
- Каковы традиции чаепития в этих странах?
- А правда, что в России внесли много новшеств в чаепитие?
Выступление сотрудников отдела по внешним связям. (Слайд №2)
Учитель: Опираясь на свои наблюдения при выполнении предыдущих заданий, определите для себя учебную цель или сформулируйте её самостоятельно для выполнения следующего задания: 1) закрепить с помощью 1 задания полученные знания;
2) используя полученные знания, выполнить 2 задание повышенного уровня сложности.
Задание 1
Выпишите из текста качественные имена прилагательные, объясните свой выбор. Выполните словообразовательный разбор прилагательных.
Задание 2 Выборочный диктант с последующим восстановлением текста. Выпишите прилагательные, различные по разрядам, восстановите по ним содержание текста.
(проверка задания)
Выступление титестеров.
Учитель: Особенности этого замечательного напитка (чая) помогли нам понять чудесные слова. Какие?
Ученик: Имена прилагательные: чудесный, ароматный, янтарный, вкусный, чёрный, зелёный.....
Учитель: Какие разряды прилагательных чаще использовались в вашей работе?
Ученик: Качественные имена прилагательные.
(Этимологическая страничка, заполненная по ходу урока: чай, типсы, флешь, вегетация, купаж, байховый, титестер)
V. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Подходит к завершению наша встреча. Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились? Какие задания на уроке вызвали интерес или затруднения? Я хочу поблагодарить всех участников “Чайного проекта”, которые подготовили интересный и познавательный материал, за совместную работу и приятное общение. Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, приобретут практическую значимость. Главную задачу проекта (популяризацию чая) нам удалось выполнить.
Помимо загадок у русского народа есть ещё и мудрые изречения. “Чай человеку подать – уважение оказать!”.
Вот и я хочу оказать уважение всем присутствующим и пригласить к нашему столу.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
VI. Домашнее задание
1. Параграф 99.
2. Составьте памятку по применению правила “Разряды имен прилагательных”.
3. Упражнение 276 (Практика. 6 класс).