Класс: 6
Тип урока: “Открытие” новых знаний
Цель урока: создать условия для актуализации знаний обучающихся об исконно русских и заимствованных слов.
Планируемые результаты урока:
- личностные: осознание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей; его значения в процессе получения школьного образования; осознание необходимости уважительного отношения к русскому языку; толерантного отношения к другим языкам; проявление способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- метапредметные:Умение вести самостоятельный поиск необходимой информации, ее анализ и отбор; умение самостоятельно формулировать тему, проблему; применение приобретенных знаний об исконно русских и заимствованных словах в повседневной жизни; прогнозировать и корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; проявляют способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- предметные: адекватное восприятие информации устного и письменного сообщений; владение видами речевой деятельности; стилистически корректное использование лексики; умение определять признаки исконно русских и заимствованных слов, находить их в тексте, сравнивать и анализировать исконно русские и заимствованные слова
Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки
Необходимое оборудование: учебник, словари
Демонстративный материал: алгоритм определения исконно русских и заимствованных слов; эталоны для самопроверки.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, создадим для себя хорошее настроение! Я рада, что вы настроены позитивно, и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
Учитель. Давайте, ребята, вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. Для начала выполните задание 1.На раздаточных листах у вас записаны предложения – примеры и даны незаконченные определения. Вы их завершите, затем найдете соответствующие примеры предложений.
Задание 1.
А).
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Кто ловит пиявок
На лаве, где мамка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску...
Б) Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы в кокошниках расписных.
А второй крестьянин говорит: “Сегодня жену свою обрадую. Купил ей много лент и гребенок у коробейника”.
В) Какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркатинах, шхунах и литперах ,вантах и реях...
Галстук выгибался на ветру как настоящий парус , поднятый над бушпритом при курсе бейдевинд.
Г) Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Д)
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло;
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Е) С этого времени существительное космонавт сразу и бесповоротно вошло в число самых важных и близких слов. В газетах 60-годов прошлого века очень печатались такие слова, как: “целинник, стахановец, ударник, атомоход, планетоход.
Ж)
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке,
В норку норкину вошла,
Норку в норке не вошла.
Справа лес все чаще,
Конь несется рысью,
Услыхав, что в чаще
ветер фыркнул рысью
З)
Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.
Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен
Закончи предложение. Подбери соответствующие им примеры, приведенные выше
1) Слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению -
2) Слова с противоположным лексическим значением -
3) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения -
4) Слова, вышедшие из употребления –
5) Слова, употребляемые представителями той или иной профессии
6) слова, сфера употребления которых ограничена определенной территорией
7) Новые слова, возникающие в языке –
8) Слова
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку по эталону:
1) омонимы
2) антонимы
3) синонимы
4) устаревшие слова
5) профессионализм:
6) диалектизмами
7) неологизмы
8) эмоционально окрашенные слова
Учитель :Пожалуйста ,проведите взаимопроверку заданий.
Учитель. Оцените свои результаты по схеме:
- нет ошибок – 5;
- 1-2 ошибки – 4;
- 3-5 ошибок – 3,
- более 5 – 2.
Все справились с заданием? Молодцы!
Вы хотите расширить свои знания о лексике?
Ученик. Да, мы хотим расширить свои знания о лексике.
Учитель. Зачем нам нужны новые знания?
Ученик. Для того, чтобы иметь достаточный уровень словарного запаса и расширить свой кругозор,
Учитель. Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? Ученик. Мы должны выяснить, что мы знаем и не знаем.
Учитель. Сначала выясним путем повторения то, что знаем.
Затем постараемся выполнить задание на новое знание. Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем. Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания? Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: А сейчас мы проведем следующую работу по вариантам. Ученики 1 варианта выпишут из карточки только неологизмы и профессионализмы, ученики 2 варианта - диалектизмы и устаревшие слова.
Карточка 2
Бурак, компресс, луноход, бисной, курень, прясла, ракетчик. петушки, шасси, бакен, горожба, байкер, шасси, атомоход, байкер, зерцало, штатив, луноход, антенна, атомоход, интернет, ланиты, чело, очи, верстак, рукопись, тираж, стамеска, дрочены, менталитет, бартер, махотка, мегаполис, вещий, лакей, пиит, пищаль, лакей, барышник, выя, верстак, тираж, стамеска.
Учитель. Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по темам:
“Неологизмы, устаревшие слова, профессионализмы, диалектизмы”
Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне.
Учитель: На доске записаны слова, вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание, что они распределены в 2 колонки. Два ученика работают у доски.
Задание, записанное на доске:
1.
- В...рковать
- г...лубцы
- в...евода
- сам..вар
- х...рошо
- с...годня
- скв..рец
- р...котать
- сар...фан
- х...ждение
2.
- фу...бол
- г..рдероб
- ч...мпион
- н..вигация
- к...мбинезон
- г..барит
- ар...мат
- н...каут
- к...лорит
- в...стибюль
Сравните свое написание с эталоном. Посмотрите, как ваши одноклассники справились с заданием у доски. Консультанты проверьте их работу.
Учитель. Оцените свои результаты по схеме:
- нет ошибок – 5;
- 1-2 ошибки – 4;
- 3-5 ошибок – 3,
- более 5 – 2.
Посмотрим, как поработали наши одноклассники со словами у доски. Кто хочет стать консультантом?
Два ученика проверяют задание.
Учитель. Как вы думаете, почему слова записаны по группам? Можно ли сказать, что в первой группе только исконно русские слова? Какие слова мы можем назвать исконно русскими? Какие – заимствованными? По каким признакам различаются исконно русские слова от иноязычных слов?
Ученик. Нет, у нас нет варианта объяснения.
Учитель. В чем заключается затруднение?
Ученик. У нас отсутствуют знания о различении в лексике исконно русских и заимствованных слов.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Какова же проблема?
Ученик. Проблема состоит в том, как определять слова исконно русские и заимствованные.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Определить, какие слова можно отнести к исконно русским, а какие к заимствованным?
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Исконно русские и заимствованные слова.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо слово?
Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения.
Учитель. Что мы выбираем в качестве объектов наблюдения?
Ученик. Слова из предложений, слова из толкового словаря и словаря иностранных слов.
V. Реализация построения проекта.
Учитель.
Чтобы справиться с поставленными перед нами задачами, нам необходимо составить эталон определения заимствованных слов. Это поможет научиться отличать их от исконно русских.
Задания для наблюдения.
1.Определите исконно русские слова, зная что заимствованные слова ,как правило не склоняются:
шоссе ,облако, пальто, стол
2.Определите исконно русские слова , зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв :а, ф, ц, э;
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
3.Определите исконно русские слова,
зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел ,квас, штаб, указ.
4.Многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные аква, гео, био ,теле, виа
аквариум, воевода, география, телефон, спутник
Учитель после проверки задания просит составить эталон:
Признаки заимствованных слов :
1) не изменяются
2) начинаются с а,ф,ц,э
3) сочетания шт, хт, кс,мп
Учитель: Я предлагаю добавить вам в свою запись, что заимствованные слова имею конечные сочетания инг, мен, ер, ция манн, мейстер, бург, тч, дж.
Как вы думаете, почему же происходит заимствование из разных языков?
Ученики: Мы думаем, что уместное использование заимствований помогает обогатить наш русский язык.
Учитель. Чтобы нам составить эталон определения исконно русских слов, я предлагаю вам понаблюдать за исконно русскими словами и составить новый эталон:
1.Дуб, липа ,ель, сосна, клен, лес, лист, ветка ,кора, корень, черемуха.
2.дом, сени, пол, кров
3.ткать, ковать, сечь, челнок
4.курица, гусь, соловей, скворец, зяблик, белка
4.квас , кисель, сыр, сало
5.сегодня, внезапно
6.сорок, девяносто
7.сизый , хороший.
8.Мать, отец.
Давайте попробуем для каждой группы слов подобрать обобщающие слова, таким образом, получится эталон определения исконно русских слов.
Учитель: Давайте запишем определения:
Эталон: К исконно русским можно отнести:
1.Слова, связанные с растительным миром
2.Некоторые названия трудовых процессов
3.некоторые названия трудовых процессов и орудий труда
4.Некотрые названия жилища и его частей
5.некоторые названия домашних и лесных птиц
6.некоторые названия продуктов питания
7.некотрые единицы счета
8.некоторые слова с общим временным значением, абстрактным значением.
Учитель: Пользуясь эталоном, выполните задание:
Найди четвертое лишнее:
1,телеграф, фауна, штаб, фауна
2.белка, олифа, брошюра, парашют
3.Бык, генератор, иллюстрация, форзац
4.арбуз, ворота, бра, кафе
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? Ученик. Необходимо закрепить наши знания и умения применять его на практике.
1.С помощью словаря объясните значение слов иностранного происхождения
Подберите к ним синонимы: Аромат, авторитет, фрагмент, апатия, презентация ,фойе, дефект.
Замените данные русские наименования заимствованными. Придумайте и запишите с ними предложения.
1.Срочный вывоз людей из местности, представляющей для них опасность.
2.Растирание тела в лечебных целях.
3.Обмен мнениями врачей по поводу уточнения диагноза больного или методов его лечения
4.Заключительная часть спортивного состязания на скорость
5.Часы с очень точным ходом.
6.Выпускник средней школы, претендующий на поступление в вуз
7.Устройство ,предназначенное для прыжков с самолета и спуска с него грузов.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да. Мы уверены своих умениях.
Учитель. Как мы можем это проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону
Учитель. Заполните таблицу данными ниже словами:
Реверанс, момент, плен, чуждый, авеню, одежда, золото, жажда, хоромы, обслуживание, надежда, костюм, пьеса, митинг, солдат, трамвай, облако, борщ, озеро, помещение,
Исконно русские слова | Заимствованные слова |
Учитель. Если закончили? Тогда давайте проведите самопроверку по эталону
(слайд)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Что нового мы сегодня узнали?
Ученик. Научились отличать исконно русские от заимствованных слов.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Да
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Чему был посвящен наш урок?
Ученик. Сегодня на уроке мы изучили исконно русские и заимствованные слова.
Учитель. Какие слова называются исконно русскими?
Ученик. Исконно русские слова - это слова, которые существуют с древних времен или возникли в русском языке.
Учитель. Как вы думаете, а для чего в языке нужны заимствованные слова?
Ученик. Они обогащают язык, называют то, чему нет исконно русских названий.
Учитель: Я оценю работу каждого из вас с помощью отметок, а вы оцените себя с помощью сигнальных карточек:
- зеленая карточка – хорошо усвоил сегодняшнюю тему;
- желтая – остались вопросы;
- красная – многие моменты остались непонятными.
Домашнее задание: составить словарные статьи заимствованных слов, для слабоуспевающих: упр.99
Учитель. Мы в течение всего урока работали над разграничением исконно русских и заимствованных слов. Мы узнали, что благодаря заимствованиям русский язык становится точней, богаче, выразительней. Но при этом большая часть русского языка составляют исконно русские слова.
Спасибо за работу.