Воспитание экологической культуры детей через различные виды деятельности (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны приобретают все большую актуальность. Поэтому очевидно, что воспитание любви к природе, любви деятельной и активной должно начинаться с самого раннего возраста.

Важными условиями для воспитания у детей бережного отношения к природе является усвоение ими норм и правил поведения по отношению к объектам окружающей среды, выработка умений необходимых для включения из в активную деятельность по охране природы.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленно физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральных качеств личности.

С детьми дошкольного возраста я работаю с 1990 года. В жизни так сложилось, что мне довелось работать и в городском и сельском детских садах. Сравнив детей деревенских и городских, я увидела, что последним не хватает общения с природой, общения с землей. Сразу же бросалось в глаза их порой безжалостное, черствое отношение к насекомым, животным, растениям и деревьям, как много интересного и любопытного не знают они о природе.

Важность экологической проблемы в жизни современного общества в целом, а также мои собственные выводы побудили меня выбрать именно эту тему в моей работе с детьми.

Экологическое воспитание – одна из важнейших задач каждой возвратной группы детей. Я в своей работе ставлю перед собой ставлю следующие задачи:

1. Учить детей понимать и видеть красоту природы

2. Ценить значимость природы в наши дни

3. Расширять знания детей об окружающей природе через различные виды деятельности:

- Наблюдая и ухаживая за обитателями живого уголка, за растениями

- На занятиях

- На прогулках

- В индивидуальных и коллективных беседах

- На примере художественной литературы, изобразительного искусства

4. Учить правилам поведения в природе

5. Беречь природу, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней

Что знают наши дети о природе? Какого их отношение к ней?

В связи с этим хочется поделиться хоть и не с большим, но все же своим опытом работы.

Для решения поставленных задач в работе использую самые разнообразные методы и приемы. Постепенно из года в год, систематически сообщаю все более обширные сведения из жизни живой и неживой природы. Дети узнают много интересного о явлениях, происходящих в растительном и животном мире, учатся замечать сезонные изменения, учатся с уважением относиться к труду людей.

Развивать в детях бережное, заботливое отношение к природе, стараюсь, прежде всего, через желание помочь в уходе за растениями, имеющимися в группе, живущими в живом уголке животными.

Ухаживая за растениями природного уголка, дети начинают понимать, что комнатные растения – живые, им нужны свет, тепло, вода, а рыбки, попугай и хомячок – живые зверушки, малые беззащитные, требующие любви, заботы и внимания.

Проявляя эти качества по отношению к цветам и животным, дети видят в итоге результаты своей деятельности: растения радуют их своей красотой, а питомцы с нетерпением ждут прихода к ним ребят с удовольствием поедая, принесенные для них угощения.

Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам необходимы определенные знания. Беседы, ежедневные наблюдения закрепляют и углубляют их знания. Первые уроки мышления должны быть получены от общения с природой. Необходимо помогать ребенку самому добывать ответы на свои вопросы, тогда и знания у него будут крепче, да и чувство радости открытия подтолкнет его на дальнейшие наблюдения.

Осеню мы наблюдаем за тем, как постепенно желтеют и начинают опадать листья. Детям нравится ходить по шуршащему под ногами ковру из пестрых листочков. Они собирают их, сравнивают по цвету, размеру, форме. Яркие сочетания красок очень радуют ребят, для закреплений знаний, полученных во время наблюдений, провожу дидактические игры “С какого дерева листок?”, “Узнай по форме”. С детьми старшей и подготовительной групп мы составляли гербарии из осенних листьев.

Зимой наблюдаем за падением снежинок, ловим их, отмечаем их, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает, а также может иметь разнообразные формы. Во время наблюдения рассказываю детям, что снежинки, падая на землю, очищают воздух.

В своей работе практикую проведение различных опытов. Например, в помещении наблюдаем за водой, образовавшейся при таянии снега. Такими наблюдениями я довожу до сознания детей обобщающее представление о том, что снег – влага, нужная всему живому.

С детьми подготовительной группы, проводим опыты по очистке воды различными фильтрами (фильтровальная бумага, песок, каменный уголь, бытовой песок). Простейшие фильтры дети изготавливали сами. Каждый ребенок на собственном опыте пришел к выводу: сырую, некипяченую воду для питья использовать нельзя.

Ранней весной мы начинаем наблюдать за деревьями, за веточками, принесенными в группу (за набуханием почек, за появление корней). Затем эти веточки высаживаем в горшочки и продолжаем наблюдать за дальнейшим их ростом. Продолжаем наблюдать за ростками апельсина, которые были посажены из косточек.

С детьми вместе в ящики сеяли лук, овес, пшеницу. Ребята с большим интересом следили за их развитием, выращенными побегами пшеницы и овса, кормили попугаев в живом уголке, а зеленый лук крошили в суп на обед. Дети были очень довольны, видя плоды своего труда. Со старшим детьми на огороде детского сада проводили посев семян укропа, петрушки, свеклы. С детьми так же проводилась работа по сбору листьев на участке, уборка снега, расчистка участка после зимы, подготовка грядок для посева.

В работе использую художественную литературу, которая оказывает действенную помощь в экологическом воспитании детей. Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные (“хорошо-плохо”, “добро-зло”, “красиво-некрасиво”), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделять нравственному и эстетическому аспектам. Слушая чтение художественной литературы, просматривая репродукции известных художников, ребенок проникается нежностью ко всему живому, в его душе зарождается любовь к природе. А.Пушкин, Е.Чарушин, В.Беанки, А.Блок, К.Бальмонт, Г.Тукай, Ш.Галиев, Э.Рашитов и другие авторы часто используются при подготовке к занятиям, к беседам. Писатели, поэты, художники, композиторы учат детей доброте, радостному восприятию всех времен года, всех особенностей и неожиданностей погоды, заботливому и бережному отношению к природе. В детях возникает негодование, возмущение, жалость от несправедливого, жестокого с ней обращения.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Рассказывала старшим детям о посадке и охране лесов, сохранении лугов и болот, мест обитаний редких видов растений и животных. Мы беседовали с детьми и о сохранении, улучшении замечательных природных и городских ландшафтов (озера в Ново-Савинском районе города Казани, Лебяжье озеро в Кировском районе идр.); беседовали о местных заповедниках (Раифа, Свияжск, Великие Булгары). Вместе с тем говорили, обращали серьезное внимание на отрицательные факты воздействия человека на природу, экологические трудности в нашем регионе (высокая загрязненность воздуха, воды и почвы). Часто организовываем просмотр кинофильмов на экологическую тему. Например: смотрели фильм “Загрязнение окружающей среды”. Дети собственными глазами увидели “творения рук человеческих”. Они поняли, что так поступать они никогда не должны и не будут.

С детьми мы рассматривали открытки с изображениями исчезающих растений и животных, беседовали. Дети пришли к выводу, что из-за халатного отношения к природе многие объекты навсегда исчезли и продолжают исчезать. Ребята узнали о существовании книги тревоги – Красной книге.

С детьми подготовительной группы мы рисовали рисунки-плакаты на тему “Покормим птиц зимой”, которые были развешаны на дверях подъездов своих домов.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки. С помощью родителей был благоустроен участок для прогулок с детьми, совместно со своими детьми родители нарисовали плакаты, рисунки на тему “Наш дом – природу” , изготовили множество разнообразных поделок из природного материала.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. В связи с этим знакомим детей с народными традициями, праздниками (“Науруз”, “Сабантуй”), местными промыслами. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять и ценить материальное богатство своего народа, своих родных городов и сел.

Мною, используя специальную методическую литературу, были составлены перспективные планы по экологическому воспитанию. Опираясь на них, с детьми проводятся занятия, наблюдения, чтение художественной литературы, ставятся опыты. В связи с этим параллельно проводится и работа по обучению детей татарскому языку.

Например, беседуя о лесе, говоря о том, что он является домом для птиц, растений, зверей, дети узнали еще, что лес – это урман, птицы – кошлар.

Проводя опыты с песком, дети познакомились с его свойствами, а также со словами ком – песок, су – вода, коры – сухой, дымлы – влажный.

Знакомясь со свойствами воздуха, дети узнали, что это необходимый элемент для жизнедеятельности всех живых организмов, что он без вкуса, запаха и цвета, распространяется во всех направлениях. Для этого был использован обычный флакон с туалетной водой. Также дети познакомились и со словами на татарском языке: hава – воздух, ис – запах.

Проводя наблюдения с детьми за травой, бабочками, листьями, жуками – все также произносится по-татарски. Например, бабочка – кубэлэк, дерево – агач, лук – суган и т.п.

В свободное время от занятий стараюсь общаться с детьми и на татарском языке. Играя в настольно-печатные игры, например: “Экологическое лото”, “Узнаем живой мир”, растения и животное произносятся по-татарски.

На занятиях использую “Волшебный сундучок” (“Серле сандык”), “Чудесный мешочек” (“Серле капчык”), куклу-перчатку “Озорная девочка” (“Шаян кыз”), она рассказывает детям о пользе воды, о чистоте, разучивает с детьми стихи, потешки, загадки на татарском языке, например:

Йомшак су, йогерек су!
Син мине чиста ю!
Бер тапта калмасын,
Битлэрем агарсын,
Йомшак су, йогерек су!
Хэммесен чиста ю!

Работа по экологическому воспитанию проводится много и на дополнительных занятиях, на кружке “Путешествие в прекрасное”. Говоря об искусстве, рисуя, слушая стихи, рассказы, обязательно обращается внимание на красоту картин на мелодичность, напевность музыкальных произведений.

Со старшими детьми любим разгадывать загадки, экологические ребусы, кроссворды. Наблюдая за деятельностью детей в группе, на прогулке, обращаю внимание на:

- наблюдают ли дети самостоятельно за растениями и животными;

- бережно ли обращаются с насекомыми на участке;

- высказываются ли на экологические темы, задают ли вопросы о природе;

- интересуются ли обитателями уголка природы, выражают ли готовность ухаживать за ними;

- обращают ли внимание на красоту природы;

- имеется ли в играх детей “природное содержание”;

- пытаются ли они в свободном рисовании изображать явления и объекты природы;

- интересуются ли они книгами о природе.

Всё это помогает мне увидеть позитивные изменения в поведении детей, повышение уровня их экологической воспитанности, на что следует обратить внимание в дальнейшей работе.

В группе имеются различные игры по экологии: “Экологическое лото”, “Лесные животные и насекомые”, “Географическое лото”, домино “Овощи-фрукты”, “Наш сад”, множество различных книг, альбомов, атласов, открыток о природе.

О многом еще хочется рассказать. В заключении к сказанному можно добавить, что планируя свою работу по экологическому воспитанию, стараюсь теорию как можно больше сочетать с практической деятельностью. Так знания надолго сохранятся в памяти детей. Буду надеяться, что став взрослыми, они не будут равнодушными и бессердечными, обязательно всем нуждающимся окажут посильную помощь, не пройдут мимо сломанного дерева, мимо брошенного котенка.

Фотоприложение