Цели: раскрытие особенностей исследования материка Антарктида.
Планируемые результаты:
Предметные:
- называть исследователей первыми достигших южного полюса,
- называть особенности освоения материка.
Метапредметные:
- совершенствование навыков работы с текстом,
- совершенствование навыков групповой работы,
- совершенствование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, презентовать свою работу.
Личностные:
- формирование познавательного интереса к географии,
-развитие эмоционально-ценностного отношения к миру,
- формирование нравственного опыта на примерах истинного служения Родине и науке исследователей полярных областей.
Материально-техническое оснащение: презентация, компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал, карточки с ключевыми словами, магниты, магнитная доска, выставка книг из библиотеки.
Ход занятия
Преподаватель делит учащихся на 4 группы, используя карточки четырех цветов.
Суворовцы сдают рапорт.
Вступительное слово преподавателя.
Начать наше занятие мне бы хотелось со знакомства с Руалем Амундсеном. (слайд 1)
Это был человек, одержимый страстью полярных путешествий, едва ли не с детства мечтавший о походе по дрейфующим льдам на Северный полюс. План экспедиции был продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар подготовки осенью 1909 года Амундсен читает в газете сообщение, которое круто изменило судьбу его экспедиции. Это сообщение появилось тогда не только в норвежских газетах, а во всех газетах мира. У вас на столах лежат вырезки из этих газет на трёх языках: английском (приложение 3), немецком (приложение 4) и французском (приложение 5). Попробуйте перевести, о чём же в них сообщалось.
Предполагаемые ответы:
- северный полюс
- Роберт Пири
Преподаватель:
Да. Северный полюс взят!
Амундсену показалось, что обрушился мир. Рухнула мечта, ни к чему оказались непомерный труд и долгие годы подготовки.
- В чём Амундсен находит выход?
- Какое достижение может сравниться с покорением Северного полюса?
Предполагаемые ответы:
- достижение южного полюса.
В это время в газетах появляется ещё одно заинтересовавшее Амундсена сообщение об организации Британской национальной экспедиции, возглавляемой Робертом Скоттом к южному полюсу. (слайд 2)
Руаль Амундсен отправляет Роберту Скотту телеграмму: “Имею честь уведомить Вас отравляюсь Антарктиду - Амундсен”.
- Две экспедиции – норвежская и английская собираются штурмовать Южный полюс. Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, рискнувшие отправиться в Антарктиду?
Предполагаемые ответы:
- Смелые
- Мужественные
- Отважные
- Стойкие и т.д.
Видеофрагмент (слайд 3)
Преподаватель: И мы с вами сегодня тоже отправляемся в Антарктиду. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: “Антарктида – материк мужества”. (слайд 4)
Девизом нашего занятия будут слова из произведения английского поэта Теннисона: “Бороться и искать, найти и не сдаваться” Запомните эти слова, мы к ним ещё вернемся.
Как вы думаете, что мы должны с вами узнать сегодня?
Предполагаемые ответы:
- Дошли ли эти экспедиции до полюса?
- Кто был первым?
- С какими трудностями они столкнулись?
Преподаватель: Знакомиться с фактами покорения южного полюса и особенностями исследования материка мы будем, работая в группах. Две группы будут исследовать отрывки из дневников Роберта Скотта и две группы отрывки из книги Амундсена “Моя жизнь”. (Обращение к выставке книг из библиотеки)
На выполнение заданий у вас 7 минут, после чего группы приступают к отчету о выполненной работе (приложение 1).
Работа по группам.
Преподаватель: Время вышло. Заканчиваем работу. После отчета всех групп вы должны будете сравнить две экспедиции, назвать трудности, с которыми они столкнулись, назвать ту экспедицию, которая первой достигла полюса и сделать выводы о том, почему так произошло.
Группы отчитываются о проделанной работе.
Преподаватель сопровождает отчет каждой группы демонстрацией фотографий.
- 1 группа - (слайд 5)
- 2 группа - (слайд 6)
- 3 группа - (слайд 7)
- 4 группа - (слайд 8)
После отчета четвертой группы преподаватель спрашивает про девиз занятия и рассказывает о том, что эти слова “Бороться и искать, найти и не сдаваться” вырезаны на памятнике – кресте из австралийского дерева, установленном в Антарктиде. (слайд 9)
– Что вызывает эта трагедия в вашей душе?
Ответы учащихся.
По итогам работы на магнитной доске прикрепляются ключевые слова (приложение 2):
Амундсен | Скотт |
Старт 20.10.1911 | Старт 01.11.1911 |
Китовая бухта | лошади |
Лыжи | собаки |
Эскимосская собака | Финиш 18 января 1912 |
Склады с провиантом | Керосин |
Финиш 15 декабря 1911 |
Итак, давайте проверим, верно ли группы выбрали ключевые слова (слайд 10)
Глядя на ключевые слова, сравните две экспедиции, назовите трудности, с которыми они столкнулись, назовите ту экспедицию, которая первой достигла полюса, и сделайте выводы о том, почему так произошло.
Предполагаемые ответы:
- Первой южного полюса достигла группа Руаля Амундсена.
- Группа Амундсена для передвижения использовала собак и лыжи, а группа Скотта – сани и лошадей.
(слайд 11)
- Группе Скотта не хватала керосина. И т.д.
В 1956 г. В глубине Антарктиды на Южном полюсе США открыли научную станцию и увековечили в её названии имена этих выдающихся исследователей: Амундсена и Скотта. (слайд 12)
Далёкая Антарктида за последние годы не стала ближе и приветливее. Слава её первооткрывателей и исследователей не меркнет с годами. И сегодня есть люди, которые живут рядом с нами, а их гордые имена вписаны в историю Антарктиды. Один из них – частый гость нашего училища – Артур Николаевич Чилингаров. (слайд 13)
Советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, российский учёный-океанолог, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, первый вице-президент РГО, президент Государственной полярной академии. (слайд 14)
Рефлексия.
В завершении нашего занятия я прошу вас продолжить несколько предложений:
- Для меня стало открытием...
- Мне захотелось...
- Меня воодушевило...