Цель: стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся
Задачи:
- привлечение внимания подростков к изучению профессии
- дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.
Тип занятия: Сообщение и систематизация знаний.
Жанр: интегрированный
Вид занятия: дискуссия с элементами беседы, с использованием мультимедийной презентации
Оборудование: ТСО, наглядные средства
Конспект занятия
Эпиграф:
Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
Вступительное слово учителя
Совсем не за горами тот день, когда вы получите свой первый документ об образовании – аттестат о среднем (полном) образовании и вам придётся серьёзно подумать о выборе профессии. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
Ученица.(Читает стихотворение“Тропинка” Саматовой Л.С)
Учитель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: “Кем ты хочешь стать после школы?” - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом “тыка”, а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.
Давайте мы с вами ответим на вопросы:
1. Что такое профессия, специальность, должность, чем они отличаются друг от друга?
Слайд 13
Ученик: Профессия - это род трудовой деятельности, связанный с определенной областью общественного производства
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии
Должность - положение человека в структуре организации, предполагающее выполнение заданного комплекса действий
2. Что влияет на выбор нашей профессии?
Слайд 14
Ответы детей:
- востребованность профессии
- престиж профессии
- наличие учебных заведений в городе
- способности
- мнение друзей
- советы родителей
3. Как вы понимаете смысл словосочетание жизненный план человека?
Слайд 15
Ученица: Жизненный план –это представление человека о желаемом образе жизни, т.е. социальном, профессиональном, семейном статусе, а также о путях и способах его достижения.
4. А что значит профессиональный план человека?
Слайд 16
Ученик: Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.
Вопросы учителя к классу:
- У кого есть профессиональный план?
- О чём надо задуматься, когда выбираешь профессию?
- Какое место занимает профессиональный план в жизненной программе молодого человека?
- Почему в некоторых случаях люди испытывают неудовлетворённость при его реализации?
- Любой ли профессией может овладеть каждый человек?
- К каким качествам человека предъявляет требования профессия? /Ответы детей/
Учитель: Составляя личный профессиональный план, необходимо: Слайд 17
- Определить, какой вид деятельности вам интересен.
- Выяснить, работники каких профессий требуются в городе.
- Сопоставить данные и сделать вывод, в какой промышленной области вы могли бы работать.
- Ознакомиться с интересующими профессиями.
- Соотнести свои индивидуальные способности с требованиями избранной профессии.
- Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста.
- Ознакомиться с возможными путями освоения профессии.
- Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Мы пригласили на сегодняшнее мероприятие нашего школьного психолога З.А.Гриб. Она расскажет нам о проведенных исследованиях.
Выступление школьного педагога - психолога. (Приложение 5)
Слайд 18–22
Результаты анкетирования среди учащихся 9 А класса (Приложение 1, Приложение 2) Слайд 23
Учитель: Спасибо, Зоя Анатольевна!
Существует 5 основных типов профессиональной деятельности человека (по классификации профессора Е.А. Климова). Слайд 24 (Приложение 3)
Ученик 1:.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. Слайд 25
Ученица: 2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. Слайд 26
Ученик: 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец. Слайд 27
Ученица: 4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Слайд 28
Ученик: 5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Слайд 29-30
Работа в группах (3 группы)
Распределите эти профессии по типу профессий:
3 мин. (музыка)
Микробиолог, Овощевод, Ветеринар, Каменщик, Электромонтёр, Кочегар, Медсестра, Официант, Следователь, Экономист, Штурман, Радист, Композитор, Ювелир, Закройщик.
Слайд 31
Молодцы! Все справились с заданием.
Слайд 32
Учитель: Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?
Ответы детей:
- Нужно получить 2-3 образования.
- Нужно овладеть смежными специальностями.
- Нужно овладеть редкой профессией, на которую нигде не учат.
- Стать высококлассным специалистом, чтоб у тебя не было конкурентов.
Учитель:
- Какие качества больше всего ценят руководители?
- Каких руководителей больше всего ценят работники?
Предлагаю обсудить эти вопросы в группах (по 3 человека)
- 1 группа. Вы – руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение: Идеальный работник – это человек ...
- 2 группа. Вы – работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение: Идеальный директор – это человек ...
- 3 группа. Вы – выпускники 9 “А” класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение: Идеальная работа – это работа ...
(Дети выполняют задание) 1 мин
Время истекло. Слушаем ваши предложения, как же выглядит идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?
(Ответы детей). Слайд 34-35
И руководитель, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.
Давайте спросим у директора нашей школы-интерната, каким она видит идеального работника нашего учреждения?
Слова директору. Слайд 36 ....................Спасибо!
Тест “Ты и твоя профессия” Слайд 37
Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 40 секунд.
(Дети рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание)
ПЕРВЫЙ ТИП. Слайд 38 6-8 треугольников –тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
ВТОРОЙ ТИП. Слайд 39 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП. Слайд 40 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП. Слайд 41 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен легко, переключается с одного вида деятельности на другой.
ПЯТЫЙ ТИП. Слайд 42 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП. Слайд 43 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
“Пресс-конференция”
Учитель: Слайд 44
А сейчас пришло время провести пресс-конференцию. Тема сегодняшней пресс-конференции – выбор профессии. У нас в гостях люди, которые сделали этот нелёгкий выбор. На пресс-конференции присутствуют те, кого затрагивает эта животрепещущая тема. В начале пресс-конференции я даю слово гостям. Прошу кратко рассказать о выбранной профессии.
“Гости” высказываются.
Все наши гости высказались и мы переходим к вопросам. Просьба: задавая вопрос, называйте своё имя.
Учитель: Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали. Ответьте на 12 вопросов честно и серьёзно. (Приложение 4).
Пресс-конференция подходит к концу. Наши гости дали исчерпывающие ответы на все вопросы.
Но у нас есть ещё один гость, точнее, гостья. До сих пор она загадочно молчала. Прошу Вас, Ольга Борисовна, расскажите нам о своем профессиональном пути. Слайд 45
Слово Зав Столовой.......................Спасибо!
“Ярмарка профессий”
Учитель:
Выбирая специальность с которой вы намерены связать всю свою жизнь, стоит ознакомится со списком, в который включены самые востребованные профессии. Слайд 46 (Сообщения детей: Приложение 6):
Ученица: Рабочие профессии Cлайд 47
Ученик: Строительство Слайд 48
Ученица: Инженерия Слайд 49
Ученик: Специалисты в области информационных технологий Слайд 50
Ученица: Менеджмент и маркетинг Слайд 51
Ученик: Медицина и образование Слайд 52
Ученица:Специалисты в области нанотехнологий Слайд 53
Ученик: Химики Слайд 54
Конкурс “Профессиональная проба”Слайд 55
Учитель:
Правильно выбрать профессию – сложный и очень ответственный шаг в жизни человека. От вашего выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба!
Сейчас мы проведем профессиональные пробы.
- 1 группа – Профессия “Парикмахер” - заплести “Колосок” однокласснице.
- 2 группа – Профессия “Повар” - приготовить бутерброды.
- 3 группа - Профессия “Автомеханик” - собрать автомобиль из конструктора “Лего”
(Дети участвуют в конкурсе).
Молодцы, ребята!
В завершении нашего мероприятия давайте проверим вашу смекалку и логические способности.
Задания и Кроссворды Слайд 56
Решите ребусы. Слайд 57
Назовите профессии. Слайд 58
Составьте из букв слово, имеющее отношение к какой-то профессии.Слайд 59Ученик. (Читает Стихотворение польского поэта Юлиана Тувима “Все для всех”) (Приложение 8)
Слайд 60–61
Учитель: Найти себя – значит понять своё призвание, определить свои интересы, склонности. Это очень сложный и длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако, в какой-то момент приходится делать выбор. Если тыне знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и своё счастье.
Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы. А чтобы работа постоянно радовала, приносила удовольствие, необходимо, чтобы она максимально подходила вашему мышлению, психике и характеру. Для этого и нужно наблюдать за собой, выделяя свои сильные и слабые стороны. Только в этом случае вы не ошибётесь и точно сделаете правильный выбор.
Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью. Слайд 62