Рассматривая сущность понятия “социализация” в различных концептуальных и дисциплинарных подходах, нельзя не проанализировать содержательные аспекты такого критерия социальной эффективности школьного образования, как социальное здоровье учащихся.
Методологической основой категоризации понятия “социальное здоровье” стали структурно-функциональный анализ соответствующих междисциплинарных литературных источников по социологии, педагогической психологии, медицине и педагогике.
Для раскрытия сущности категории “социальное здоровье” остановимся на раскрытии понятия “здоровье”.
Согласно определению, которое приведено в предисловии Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [1, c.6].
Проведенный нами междисциплинарный анализ литературных источников, посвященных проблеме здоровья и его разновидностей, позволяет выделить такие тесно взаимосвязанные понятия как “психическое” (“психологическое”) и социальное здоровье. Кратко раскроем обозначенные понятия, осуществив более подробную характеристику содержания социального здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
Известные психологи А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский (1990) дают следующее определение психического здоровья – это “состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности”.
Нередко термины “психическое здоровье” и “психологическое здоровье” употребляются как синонимы. В таком случае они рассматриваются как баланс психических свойств и процессов: интеллекта и аффекта, эгоцентричности и альтруизма, способностей отдавать и брать, переживать одиночество и быть в социуме [А.Б. Холмогорова, Н. Гаранян, 1999].
Наряду с понятием психического здоровья сегодня широкое распространение приобретает понятие “социальное здоровье”, которое рассматривается как важный индикатор социально-экономического благосостояния общества.
В медицинской науке разрабатываются подходы к изучению социального здоровья как влияния социальных факторов на общественное физическое здоровье. Широко распространено определение “социального благополучия”, которое обозначает “состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке”.
Обобщая накопленный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательной среде, необходима теоретическая, методологическая и методическая проработанность проблемы социально-педагогической деятельности по сохранению социального здоровья ребенка школьного возраста.
В философско-культурологическом подходе социальной здоровье определяется, в целом, как компонент личностной культуры; как фактор социальной реализации человека, как общечеловеческая универсальная витально-социальная ценность.
В социологии категория “социальное здоровье” характеризуется как здоровье общества или его социальных страт, групп, как ресурс, социальный капитал, необходимый молодежи и школьникам для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского образования.
В современной социологии социальное здоровье рассматривается как состояние индивида, группы, общества, которое соответствует норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Так, социальное здоровье определятся так же, как форма взаимодействия социальных субъектов на принципах гражданского участия, уважения человеческого достоинства, признания прав индивида, соблюдение социальной справедливости и прав человека.
Психолого-педагогический подход в рассмотрении категории социального здоровья использует представление о нем как гармоничном единстве биологических, психических и социальных качеств человека, позволяющих индивиду адаптироваться к условиям микро- и макросреды, а также вести продуктивную в социальном плане жизнь.
Для изучения процесса формирования личностного социального здоровья используется социально-педагогическая диагностика, под которой понимается комплексный процесс исследования социального и педагогического явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития в отношении нормы и аномии социального здоровья личности. Первичная диагностика касается получения информации на этапе сбора фактического материала на этапе констатации. Вторичная диагностика проводится в процессе всего педагогического эксперимента, направленная на своевременную коррекцию целей и средств педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка предполагает отслеживание динамики социогенеза личности школьника, определение причин его отклонений от нормы (изучение особенностей социальной адаптабельности воспитанников, изучение направленности личности ребенка, составление индивидуальных карт социального развития, диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей, диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, диагностика отклонений в социальном поведении и их причин, диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками). Социально-педагогическая диагностика предполагает анализ социального здоровья ребенка, выявление детей группы риска с предсказуемыми ожиданиями, а также категории клиентов с социокультурными деформациями.
Социальное здоровье связано с влиянием на личность микро- и макроокружения, зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума и может быть рассмотрено как мера социальной активности и форма деятельного отношения к миру. Социальное нездоровье - значительное отклонение от норм социального здоровья по одному или нескольким показателям.
В условиях кризиса происходит трансформация социальной структуры российского общества, в котором социальное здоровье выступает фактором, характеризующим и определяющим возможности дальнейшего развития подрастающего поколения, его мобильности.
Социальная составляющая здоровья личности отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты, проявляясь на трех уровнях:
а) на социальном уровне - как социальная активность, интерес к окружающему миру, направленность на социальные цели;
б) на биологическом - как результирующая динамического равновесия функций всех внутренних органов;
в) на психическом - как эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная активность.
Социальное здоровье лишь частично связано с медицинскими факторами. В большей степени на него влияют разнообразные причины социального характера: социально-экономические трудности современного периода развития страны (низкий уровень заработной платы, относительно высокий показатель безработицы, потенциальная угроза утраты рабочего места и социального статуса, неудовлетворительные жилищные условия, недостаточная обеспеченность качественными продуктами питания и т.п.); уровень развития культуры и воспитания человека и семьи; качество и доступность медицинской помощи и социальных услуг; уровень загрязнения окружающей среды (радиационного, химического, микроэлементного); особенности образа жизни, в том числе наличие вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания); ослабление механизмов самосохраняющего поведения и др. [2].
Исследование позволило выявить ряд негативных факторов, существенно влияющих, по мнению городских подростков, на их здоровье:
а) экологические факторы: загрязнение окружающей городской среды (промышленные, выбросы, стихийные свалки и т.п.);
б) социо-эргономические факторы: влияние разного рода шумов; интенсивность социопространственной мобильности и т.п.
К факторам, позитивно влияющим на их социальное здоровье, подростки отнесли:
- динамику жизни, высокий уровень инновационной активности;
- информационную насыщенность городской среды, коммуникации, культурную индустрию,
- коммунальные удобства.
Несмотря на некоторые негативные оценки влияния городской среды на их социальное здоровье, основной массе опрошенных подростков нравится городская жизнь.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать заключение, что школы часто ограничивают круг своих обязанностей исключительно по выполнению функций донесения учащимся знаний об окружающем мире и происходящих в обществе процессах, не связывая себя ответственностью за воспитание социально образованной личности. Нужно проводить в школах профориентационную работу, выявлять профессиональные склонности и предпочтения учащихся. Участие педагогов в жизни и судьбе учащихся формирует ту степень доверия, которая, возможно, поможет избежать многих девиантных поступков подростков в будущем и создаст благоприятные условия для их всестороннего развития.
Социальное здоровье городских подростков, равно как показатели изменения его уровня или перехода к нездоровью, есть проявление в данной социальной группе тех показателей, которые присущи российской молодежи в целом. Современная молодежь имеет неоднозначные оценки в научной литературе, что привело к появлению термина “парадоксальный молодой человек”. Исследование социального здоровья городских подростков показывает, что оно отражает парадоксальность социального здоровья современной российской молодежи. Так достаточно высокая оценка роли здорового образа жизни сочетается с отказом приобщения к нему, с пристрастием значительной части молодых людей к девиантным формам поведения, ведущим к физическому, психическому и нравственному нездоровью [3].
Низкий уровень дохода в семье не обеспечивает полноценного воспроизводства социального здоровья младших школьников.
К образовательным факторам, оказывающим влияние на социальное здоровье школьников, кроме образования родителей, относятся также образовательная нагрузка и адекватность ее социальному здоровью школьников, их школьной зрелости.
Литература.
1. Беличева, С.А. Почему мы обозначили социальное здоровье детей и молодежи в качестве национальной идеи современной России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 1. - С. 5-17.
2. Калинина, Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников /Н.В. Калинина, М. Лукьянова. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. - 208 с.
3. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования /О.И. Карпухин.- 2000. № 3. С. 124-128.