Цель: расширить, обобщить, систематизировать, знания учащихся о профессиях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о труде взрослых, расширять кругозор.
- Закреплять полученные ранее знания о предложении;
- Развивать умение точно употреблять слова в речи;
- Развивать умение составлять слово из слогов;
- Развивать умение различать слова, обозначающие название действий;
- Формировать умение правильного написания безударных гласных, непроверяемых ударением.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, сообразительность;
- Развивать и корригировать слуховое внимание, память и восприятие;
- Развивать речевую активность, лексико-грамматические конструкции, связную речь, обогащать словарный запас;
- Развивать воображение;
- Развивать и корригировать крупную моторику, координацию движений.
- Развивать и корригировать графомоторные навыки.
- Развивать умение действовать по инструкции.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
- Воспитывать интерес к учебным занятиям, чувство ответственности к своим обязанностям.
- Воспитывать умение работать, сотрудничая с педагогами и друг с другом.
Здоровьесберегающие:
- Планировать объем материала с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;
Оборудование: карточки-задания, картинки с профессиями, листы с домашним заданием, ручки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагоги приветствуют детей, рассказывают об особенностях предстоящего занятия, предлагает детям настроиться на работу и вспомнить о правилах поведения на занятии.
Учащиеся здороваются, рассказывают,как правильно сидеть во время урока.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Создать благоприятный психологический климат.Создать настрой на учебную деятельность.
2. Сообщение темы и цели занятия
Учитель:
- У нас сегодня необычное занятие. Занятие-путешествие. А вот куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете из стихотворения.
Дефектолог читает стихотворение:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
С детства точно знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
И свой урок им посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
Дети прослушивают стихотворение.
- И сегодня мы совершим путешествие по удивительному миру профессий, в котором вам предстоит выполнить много интересных заданий.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Развивать и корригировать слуховое и зрительное внимание. Развивать слухо-речевуюи зрительную кратковременную память. Развивать логическое мышление.Нацеливать на основную работу.
3. Основная часть - повторение и систематизация.
Задание: “Закончи предложение” (допиши действие).
Учитель. Раздаёт карточки – задания с незаконченным предложением, в котором написано название профессии. Следует закончить предложение, дописав “действие” к названию данной профессии. (см. Приложение №1)
Учащиеся дописывают предложение.
Учитель. Проверка выполненного задания.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Актуализировать и обобщить представления по теме, расширять словарный запас, закрепить понятие слов, обозначающие название действий, закреплять знания о предложении, работать над связной речью.
Упражнения зрительной разгрузки. Глазодвигательная гимнастика.
Учитель даёт инструкцию к выполнению упражнений:
1. Поднять глаза вверх, пытаясь увидеть брови (удерживать 7-10 сек.).
2. Опустить глаза вниз, пытаясь увидеть подбородок(7-10 сек.)
3. Увидеть левое ухо без поворота головы (7-10) сек.)
4. То же, что и в пункте 3, но увидеть правое ухо.
После данных упражнений следует сделать медленные круговые движения головы с закрытыми глазами.
Дети выполняют упражнения глазодвигательной гимнастики.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Снять напряжение с глаз, переключить внимание, укреплять глазные мышцы.
Задание: “Составь слово из слогов”.
Учитель раздает“слоги”, из которых нужно составить слово(название профессии).
(см. Приложение №2)
Учащиеся выполняют задание: составляют слово из слогов.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Закреплять умение составлять слово из слогов, расширять словарный запас, развитие логического мышления, внимания.
Задание: “Исправь ошибку”.
Дефектолог предлагает найти и исправить ошибки в действиях людей различных профессий, зачитывает предложения.
- Повар лечит детей. (Нет, повар готовит еду, а детей лечит врач.)
- Ветеринар рисует картины.
- Водитель стрижет людей.
- Художник строит дом.
- Маляр печёт хлеб.
- Кондуктор тушит пожары.
Учащиеся выполняют задание - исправляют ошибки.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Развивать лексико-грамматические конструкции языка, учить правильному согласованию слов в предложении, развивать умение точно употреблять слова в речи, развивать связную речь, логическое мышление.
Динамическая пауза.
Учитель имитирует действия и читает стихотворение:
Учащиеся выполняют упражнения по подражанию.
Мы в профессии играли -
Вмиг мы летчиками стали!
В самолете полетали
И шоферами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас -
Быстро едет дружный класс!
А теперь на стройкемы,
Кладем ровно кирпичи.
Раз-кирпич и два, и три -
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь учится нам пора.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Предупреждение и профилактика нарушений осанки.
Задание: “Вставить пропущенные гласные буквы”. “Загадки по профессиям”.
Учительраздаёт карточки со словами – названиями профессий, в которые нужно вставить буквы, затем прочитать это слово, проверить. (см.Приложение №3).
Затем следует отгадать загадки и поднять карточку с названием профессии, которая является отгадкой. (см. Приложение №3).
Дети вставляют буквы, зачитывают слова.
Отгадывают загадки.Поднимают карточки с отгадками.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
- Закреплять умение правильного написания безударных гласных, непроверяемых ударением.
- Развивать внимание, логическое мышление, расширять словарный запас.
Дыхательные упражнения, зрительная разгрузка.
Дефектолог дает задание:
Встать прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. Сделать короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом, сильный вдох – слабый выдох, лучше через рот, чем через нос. Выдох на ладошки, затем теплыми ладошками на несколько секунд следует прикрыть глаза.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Снятие напряжения с глаз, предупреждение кислородного голодания.
Викторина по теме “Профессии”.
Дефектолог:
- Назовите профессии своих родителей
Есть мужские и женские профессии (шахтер, горничная). Но большинство профессий общие. Нужно изменить название профессии:
- Художник - художница
- Учитель -
- Певец –
- Артист –
- Портной –
- Укротитель -
Что бы было, если бы не было учителей…врачей…парикмахеров….
Задание на смекалку: “Назовите профессию”
- Самая зеленая: садовод, лесник, цветовод…
- Самая сладкая: кондитер, продавец в кондитерском магазине…
- Самая волосатая: парикмахер…
- Самая смешная: клоун, аниматор…
- Самая отважная: пожарный, каскадер, летчик…
Задание: “Узнай по описанию” (с использование перевёрнутых картинок с профессиями на доске). Учащиеся отгадывают профессию по описанию, после чего педагог переворачивает картинку на доске и дети проверяют свой ответ. (см. Приложение № 4).
- У меня к вечеру разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк. К кому я должен обратиться?
- Огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздувается порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч. Человеку трудно справляться с силой бушующего огня. Но есть люди, чья профессия –бороться с огнём. Кто они?
- Я отправилась в книжный магазин, чтобы купить другу в подарок книгу. В магазине мне помог….
- Этот волшебник приготовил нам в кафе из обыкновенных продуктов вкусное блюдо, оригинально его украсил. Было очень красиво и аппетитно. Кто же этот волшебник?
- Вокруг нас жилые дома, школы, магазины, детские сады. Для нас их создали люди с огромным трудолюбием, немалой физической силой, умелыми руками и с желанием трудиться. Своим трудом они приносят нам радость. Что же это за люди?
После выполнения задания, педагог переворачивает карточку со словом “МОЛОДЦЫ!” (см. Приложение № 5)
А кем хотите быть вы?
Учащиеся отвечают кем хотят стать, когда вырастут.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
- Стимулирование общей и умственной работоспособности, выравнивание эмоционального состояния, снятие напряжения с глаз.
- Развитие логического мышления, внимания, сообразительности, воображения, расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматических конструкций языка, связной речи.
4. Подведение итогов занятия и оценка деятельности.
Беседа педагогов с детьми. Вручение медалей.
Вот наше занятие подходит к концу. Мы хотим попросить вас вспомнить, какие задания мы сегодня выполняли и какие из них вам особенно понравились? Как вы думаете, эта тема важна для вас?
Учащиеся обдумывают вопросы и отвечают на них.
- Молодцы, старались, выполнили все задания, показали хорошие знания о профессиях, заслужили награду.
Прекрасных профессий на свете не счесть.
И в каждой профессии слава и честь.
Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,
Художник, ученый, моряк или зодчий.
Для каждого новое дело найдется,
Кто с детства всерьез за работу берется.
Задачи, решаемые на данном этапе урока:
Развивать долговременную память и умение подводить итоги.Развивать умение объективно оценивать свою деятельность.
5. Домашнее задание.
Учитель раздает листы с домашним заданием “Назови профессию”.
На листах необходимо дописать по действию название профессии. (см. Приложение № 6)
Дети выполняют задания дома.
Задачи, решаемые на данном этапе:
Закрепление знаний о профессиях.