Открытое интегрированное коррекционно-развивающее занятие на тему "Все профессии нужны, все профессии важны"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель: расширить, обобщить, систематизировать, знания учащихся о профессиях.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания о труде взрослых, расширять кругозор.
  • Закреплять полученные ранее знания о предложении;
  • Развивать умение точно употреблять слова в речи;
  • Развивать умение составлять слово из слогов;
  • Развивать умение различать слова, обозначающие название действий;
  • Формировать умение правильного написания безударных гласных, непроверяемых ударением.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать словесно-логическое мышление, сообразительность;
  • Развивать и корригировать слуховое внимание, память и восприятие;
  • Развивать речевую активность, лексико-грамматические конструкции, связную речь, обогащать словарный запас;
  • Развивать воображение;
  • Развивать и корригировать крупную моторику, координацию движений.
  • Развивать и корригировать графомоторные навыки.
  • Развивать умение действовать по инструкции.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
  • Воспитывать интерес к учебным занятиям, чувство ответственности к своим обязанностям.
  • Воспитывать умение работать, сотрудничая с педагогами и друг с другом.

Здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;

Оборудование: карточки-задания, картинки с профессиями, листы с домашним заданием, ручки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагоги приветствуют детей, рассказывают об особенностях предстоящего занятия, предлагает детям настроиться на работу и вспомнить о правилах поведения на занятии.

Учащиеся здороваются, рассказывают,как правильно сидеть во время урока.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Создать благоприятный психологический климат.Создать настрой на учебную деятельность.

2. Сообщение темы и цели занятия

Учитель:

- У нас сегодня необычное занятие. Занятие-путешествие. А вот куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете из стихотворения.

Дефектолог читает стихотворение:

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
С детства точно знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
И свой урок им посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.

Дети прослушивают стихотворение.

- И сегодня мы совершим путешествие по удивительному миру профессий, в котором вам предстоит выполнить много интересных заданий.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Развивать и корригировать слуховое и зрительное внимание. Развивать слухо-речевуюи зрительную кратковременную память. Развивать логическое мышление.Нацеливать на основную работу.

3. Основная часть - повторение и систематизация.

Задание: “Закончи предложение(допиши действие).

Учитель. Раздаёт карточки – задания с незаконченным предложением, в котором написано название профессии. Следует закончить предложение, дописав “действие” к названию данной профессии. (см. Приложение №1)

Учащиеся дописывают предложение.

Учитель. Проверка выполненного задания.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Актуализировать и обобщить представления по теме, расширять словарный запас, закрепить понятие слов, обозначающие название действий, закреплять знания о предложении, работать над связной речью.

Упражнения зрительной разгрузки. Глазодвигательная гимнастика.

Учитель даёт инструкцию к выполнению упражнений:

1. Поднять глаза вверх, пытаясь увидеть брови (удерживать 7-10 сек.).

2. Опустить глаза вниз, пытаясь увидеть подбородок(7-10 сек.)

3. Увидеть левое ухо без поворота головы (7-10) сек.)

4. То же, что и в пункте 3, но увидеть правое ухо.

После данных упражнений следует сделать медленные круговые движения головы с закрытыми глазами.

Дети выполняют упражнения глазодвигательной гимнастики.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Снять напряжение с глаз, переключить внимание, укреплять глазные мышцы.

Задание: “Составь слово из слогов”.

Учитель раздает“слоги”, из которых нужно составить слово(название профессии).

(см. Приложение №2)

Учащиеся выполняют задание: составляют слово из слогов.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Закреплять умение составлять слово из слогов, расширять словарный запас, развитие логического мышления, внимания.

Задание: “Исправь ошибку”.

Дефектолог предлагает найти и исправить ошибки в действиях людей различных профессий, зачитывает предложения.

  • Повар лечит детей. (Нет, повар готовит еду, а детей лечит врач.)
  • Ветеринар рисует картины.
  • Водитель стрижет людей.
  • Художник строит дом.
  • Маляр печёт хлеб.
  • Кондуктор тушит пожары.

Учащиеся выполняют задание - исправляют ошибки.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Развивать лексико-грамматические конструкции языка, учить правильному согласованию слов в предложении, развивать умение точно употреблять слова в речи, развивать связную речь, логическое мышление.

Динамическая пауза.

Учитель имитирует действия и читает стихотворение:

Учащиеся выполняют упражнения по подражанию.

Мы в профессии играли -
Вмиг мы летчиками стали!
В самолете полетали
И шоферами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас -
Быстро едет дружный класс!
А теперь на стройкемы,
Кладем ровно кирпичи.
Раз-кирпич и два, и три -
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь учится нам пора.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Предупреждение и профилактика нарушений осанки.

Задание: “Вставить пропущенные гласные буквы”. “Загадки по профессиям”.

Учительраздаёт карточки со словами – названиями профессий, в которые нужно вставить буквы, затем прочитать это слово, проверить. (см.Приложение №3).

Затем следует отгадать загадки и поднять карточку с названием профессии, которая является отгадкой. (см. Приложение №3).

Дети вставляют буквы, зачитывают слова.

Отгадывают загадки.Поднимают карточки с отгадками.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

  • Закреплять умение правильного написания безударных гласных, непроверяемых ударением.
  • Развивать внимание, логическое мышление, расширять словарный запас.

Дыхательные упражнения, зрительная разгрузка.

Дефектолог дает задание:

Встать прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. Сделать короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом, сильный вдох – слабый выдох, лучше через рот, чем через нос. Выдох на ладошки, затем теплыми ладошками на несколько секунд следует прикрыть глаза.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Снятие напряжения с глаз, предупреждение кислородного голодания.

Викторина по теме “Профессии”.

Дефектолог:

  • Назовите профессии своих родителей

Есть мужские и женские профессии (шахтер, горничная). Но большинство профессий общие. Нужно изменить название профессии:

  • Художник - художница
  • Учитель -
  • Певец –
  • Артист –
  • Портной –
  • Укротитель -

Что бы было, если бы не было учителей…врачей…парикмахеров….

Задание на смекалку: “Назовите профессию”

  • Самая зеленая: садовод, лесник, цветовод…
  • Самая сладкая: кондитер, продавец в кондитерском магазине…
  • Самая волосатая: парикмахер…
  • Самая смешная: клоун, аниматор…
  • Самая отважная: пожарный, каскадер, летчик…

Задание: “Узнай по описанию” (с использование перевёрнутых картинок с профессиями на доске). Учащиеся отгадывают профессию по описанию, после чего педагог переворачивает картинку на доске и дети проверяют свой ответ. (см. Приложение № 4).

- У меня к вечеру разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк. К кому я должен обратиться?

- Огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздувается порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч. Человеку трудно справляться с силой бушующего огня. Но есть люди, чья профессия –бороться с огнём. Кто они?

- Я отправилась в книжный магазин, чтобы купить другу в подарок книгу. В магазине мне помог….

- Этот волшебник приготовил нам в кафе из обыкновенных продуктов вкусное блюдо, оригинально его украсил. Было очень красиво и аппетитно. Кто же этот волшебник?

- Вокруг нас жилые дома, школы, магазины, детские сады. Для нас их создали люди с огромным трудолюбием, немалой физической силой, умелыми руками и с желанием трудиться. Своим трудом они приносят нам радость. Что же это за люди?

После выполнения задания, педагог переворачивает карточку со словом “МОЛОДЦЫ!” (см. Приложение № 5)

А кем хотите быть вы?

Учащиеся отвечают кем хотят стать, когда вырастут.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

- Стимулирование общей и умственной работоспособности, выравнивание эмоционального состояния, снятие напряжения с глаз.

- Развитие логического мышления, внимания, сообразительности, воображения, расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматических конструкций языка, связной речи.

4. Подведение итогов занятия и оценка деятельности.

Беседа педагогов с детьми. Вручение медалей.

Вот наше занятие подходит к концу. Мы хотим попросить вас вспомнить, какие задания мы сегодня выполняли и какие из них вам особенно понравились? Как вы думаете, эта тема важна для вас?

Учащиеся обдумывают вопросы и отвечают на них.

- Молодцы, старались, выполнили все задания, показали хорошие знания о профессиях, заслужили награду.

Прекрасных профессий на свете не счесть.
И в каждой профессии слава и честь.
Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,
Художник, ученый, моряк или зодчий.
Для каждого новое дело найдется,
Кто с детства всерьез за работу берется.

Задачи, решаемые на данном этапе урока:

Развивать долговременную память и умение подводить итоги.Развивать умение объективно оценивать свою деятельность.

5. Домашнее задание.

Учитель раздает листы с домашним заданием “Назови профессию”.

На листах необходимо дописать по действию название профессии. (см. Приложение № 6)

Дети выполняют задания дома.

Задачи, решаемые на данном этапе:

Закрепление знаний о профессиях.