Раздел 2. Россия в первой половине 19 века
Урок 15. Россия в начале 19 века
Цели урока: восстановить в памяти учащихся основные итоги развития России в конце 18 века, используя также знания из курса всеобщей истории о смене феодальной общественно-экономической формации капиталистической для анализа нового материала по истории России; учиться соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории; анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями; уяснить роль и место России в мировой цивилизации, геополитическое положение России как евроазиатской державы, социокультурную специфику и уровень развития России в начале 19 века.
Наглядные учебные материалы: карты “Российская империя во второй половине 18 века”, “Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914 гг.”.
Основные понятия: цивилизация, геополитика.
Ход урока:
1) Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Вводная беседа.
Прежде чем приступить к объяснению нового материала учитель, используя знания, полученные учащимся при изучении истории 18 века, а также реализуя внутрипредметные связи, в первую очередь, по проблеме “Разложение крепостнического хозяйства и развитие капиталистических отношений во второй половине 18 века”, проводит беседу с целью восстановить, углубить и закрепить в памяти учащихся основные периоды истории России 18 века, а также обозначить основные характеристики Российской империи к концу 18 века. Для наглядности можно воспользоваться схемой опорных сигналов по истории России 18 века, картами, таблицами и т.д.
2) Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1. Страны и народы. Сословия и классы.
2. Экономическое развитие
3. Политический строй
1. Страны и народы. Сословия и классы.
Необходимо закрепить в памяти учащихся, что Россия зарождалась и развивалась как многонациональное государство.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Какова территория и географические особенности России?
Рост населения Российской империи
Середина 16 века | 6.5 млн человек |
Конец 17 века | 10.5 млн человек |
Начало 18 века | 15.5 млн человек |
Конец 18 века | 37.0 млн человек |
Сословия в России к концу 18 - началу 19 вв.
Сословия | Численность | Процент |
Крестьяне | 32.6 млн человек | 90 |
Городские сословия | 1.6 млн человек | 4 |
Неподатное население (дворянство, духовенство, чиновники, армия ) | 3 млн человек | 6 |
Анализируя эту таблицу, учащиеся могут сделать вывод о том, что к началу 19 века Россия оставалась аграрной страной, преимущественно с крестьянским населением.
Для более подробного изучения этого вопроса предлагается рассмотреть следующую таблицу:
Основные сословные группы России в начале 19 века
1. Привилегированные сословия | Дворяне: а) потомственные б) личные Почетные граждане (с 1832 года): Духовенство: Купцы: |
2. Полупривилегированные сословия | Однодворцы казаки |
3. Податные сословия | Мещане Крестьяне: а) государственные б) удельные в) помещичьи |
Таким образом, к началу 19 века Россия представляла собой огромную державу площадью примерно 16 млн. кв. км (примерно 1/6 земной суши). Но с низкой плотностью населения (менее 2,5 чел на 1 кв. км). Российское общество было сословным. Дворяне составляли примерно 1% всего населения и владели 18 миллионами крепостных крестьян (55% от всех крестьян)
Дворяне имели всевозможные права. Значительно меньше прав имели горожане, совсем мало – государственные крестьяне и вообще никаких – крепостные.
2. Экономическое развитие.
Ученики должны вспомнить предыдущий материал из истории России 17-18 веков о начале разложения феодализма и зарождении капиталистических отношений в России.
Этот вопрос целесообразно рассмотреть кратко, без излишней детализации.
Из курса всеобщей истории, а так же из истории
России учащиеся, должны знать определение
понятий: феодализм и капитализм; признаки
барщинной системы хозяйства; сущность ремесла,
мелкотоварного производства, мануфактуры;
расслоение крестьянства; складывание рынка,
товарно-денежных отношений; конфликт между
развивающимися производительными силами и
отживающими производственными отношениями.
Учитель предлагает ученикам вспомнить, каковы
основные черты феодализма и капитализма,
провести сравнение.
Дискуссия (беседа) по вопросам:
- Почему в истории происходит смена одной общественно-экономической формации другой?
- Какое противоречие является решающим в этом процессе?
- Что мешает, тормозит развитие новых, более прогрессивных экономических отношений? Покажите и докажите прогрессивность этого движения.
- Какое явление характеризует начало разложения феодально-крепостнических отношений в России к началу 19 века?
- Какие противоречия проявились в экономике России к концу 18 века? Каковы были причины этих противоречий и пути их устранения?
Переходя к характеристике процесса разложения феодальных отношений и развития капиталистических отношений, учитель подчеркивает закономерность и прогрессивность этого процесса.
Важно, чтобы ученики осознанно понимали, что это объективный, закономерный процесс, и при изучении и усвоении этого вопроса применяли исторический поход и закон причинно-следственных связей.
В своем объяснении учитель акцентирует внимание учеников на раскрытии причин дальнейшего разложения натурального хозяйства, развитии товарно-денежных отношений, внутреннего рынка в стране.
Характеризуя эти процессы, необходимо отметить, что в России в конце 18 века продолжался процесс общественного разделения труда, который был связан с развитием мелкотоварного и мануфактурного производства с дальнейшей специализацией районов.
Специализация и рост городов усиливали обмен между городом и деревней, между отдельными районами, все более объединяя хозяйство страны в единый всероссийский рынок. (Здесь уместно привести примеры)
К началу 19 века в России действовало более 1600 ярмарок и торжков. (Учитель показывает на карте наиболее крупные из них: Макаревскую, Курскую, Киевскую, Ирбитскую и т.д.)
Необходимо также, чтобы учащиеся поняли, что развитие внутреннего рынка было причиной и следствием становления новых капиталистических отношений, основа которых складывалась в промышленном и сельскохозяйственном производствах.
(Рассмотрев проблемы развития внутреннего рынка, можно завершить разбор второго вопроса.)
В качестве подведения итогов и закрепления второго вопроса об экономическом развитии страны к началу 19 века можно обсудить с учащимися следующую проблему:
- Что мешало свободному развитию
капиталистических отношений в экономике России
в начале 19 века? Учащиеся при ответе на этот
вопрос должны подойти к выводу о том, что
развитию новых прогрессивных отношений в
экономике России к началу 19 века мешало
крепостное право и помещичье землевладение.
Учащиеся также должны усвоить важную взаимосвязь понятий: помещичье землевладение - крепостное право - самодержавие, так как основой сохранения крепостного права являлось помещичье землевладение - источник классового могущества российского дворянства, являющегося социальной опорой самодержавия и поддерживаемого им всесторонне и со всей силой.
3. Политический строй.
Учитель дает задание учащимся самостоятельно прочитать по учебнику и законспектировать этот вопрос. При этом учитель акцентирует внимание учащихся на двух тенденциях в развитии самодержавия в России: усиление неограниченной самодержавной власти, опиравшейся на более мощный бюрократический аппарат, и усиление сословных привилегий дворянства - социальной опоры самодержавия.
По третьему вопросу ученики должны сделать вывод: Россия к началу 19 века оставалась в политическом отношении абсолютной монархией с местным управлением дворян и высших городских слоев, однако управление страной, политический строй нуждались в переменах.
3) Закрепление изученного материала.
Пользуясь конспектом лекции учителя и текстом учебника, ученики заполняют таблицы по темам:
1. Сословный строй России к началу 19 века.
2. Разложение феодализма и развитие капитализма в России к началу 19 века.
Примерный вариант таблицы:
Факты, свидетельствующие о разложении феодальной системы хозяйства | Факты, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений в недрах феодализма | Что мешало свободному развитию капиталистических отношений |
Работа над основными понятиями, составьте таблицы.
Основные понятия, термины:
Цивилизация | с лат. - “гражданский” - уровень общественного развития и материальной культуры ( определяемый уровень развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией. |
Геополитика | доктрина, объясняющая внешнюю политику в связи с географическим положением, потребностями в “жизненном пространстве” и т.п. |
Задание на дом: параграф 55; ознакомиться с документами с. 123-125 учебника, ответить на вопросы.