Урок по теме "Россия в первой половине XIX века"

Разделы: История и обществознание


Раздел 2. Россия в первой половине 19 века

Урок 15. Россия в начале 19 века

Цели урока: восстановить в памяти учащихся основные итоги развития России в конце 18 века, используя также знания из курса всеобщей истории о смене феодальной общественно-экономической формации капиталистической для анализа нового материала по истории России; учиться соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории; анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями; уяснить роль и место России в мировой цивилизации, геополитическое положение России как евроазиатской державы, социокультурную специфику и уровень развития России в начале 19 века.

Наглядные учебные материалы: карты “Российская империя во второй половине 18 века”, “Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914 гг.”.

Основные понятия: цивилизация, геополитика.

Ход урока:

1) Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Вводная беседа.

Прежде чем приступить к объяснению нового материала учитель, используя знания, полученные учащимся при изучении истории 18 века, а также реализуя внутрипредметные связи, в первую очередь, по проблеме “Разложение крепостнического хозяйства и развитие капиталистических отношений во второй половине 18 века”, проводит беседу с целью восстановить, углубить и закрепить в памяти учащихся основные периоды истории России 18 века, а также обозначить основные характеристики Российской империи к концу 18 века. Для наглядности можно воспользоваться схемой опорных сигналов по истории России 18 века, картами, таблицами и т.д.

2) Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Страны и народы. Сословия и классы.

2. Экономическое развитие

3. Политический строй

1. Страны и народы. Сословия и классы.

Необходимо закрепить в памяти учащихся, что Россия зарождалась и развивалась как многонациональное государство.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Какова территория и географические особенности России?

Рост населения Российской империи

Середина 16 века 6.5 млн человек
Конец 17 века 10.5 млн человек
Начало 18 века 15.5 млн человек
Конец 18 века 37.0 млн человек

Сословия в России к концу 18 - началу 19 вв.

Сословия Численность Процент
Крестьяне 32.6 млн человек 90
Городские сословия 1.6 млн человек 4
Неподатное население (дворянство, духовенство, чиновники, армия ) 3 млн человек 6

Анализируя эту таблицу, учащиеся могут сделать вывод о том, что к началу 19 века Россия оставалась аграрной страной, преимущественно с крестьянским населением.

Для более подробного изучения этого вопроса предлагается рассмотреть следующую таблицу:

Основные сословные группы России в начале 19 века

1. Привилегированные сословия Дворяне:
а) потомственные
б) личные

Почетные граждане (с 1832 года):
а) помоственные
б) личные

Духовенство:
а) черное (монахи)
б) былое

Купцы:
а) 1-й гильдии
б) 2-й гильдии
в) 3-й гильдии

2. Полупривилегированные сословия Однодворцы
казаки
3. Податные сословия Мещане
Крестьяне:
а) государственные
б) удельные
в) помещичьи

Таким образом, к началу 19 века Россия представляла собой огромную державу площадью примерно 16 млн. кв. км (примерно 1/6 земной суши). Но с низкой плотностью населения (менее 2,5 чел на 1 кв. км). Российское общество было сословным. Дворяне составляли примерно 1% всего населения и владели 18 миллионами крепостных крестьян (55% от всех крестьян)

Дворяне имели всевозможные права. Значительно меньше прав имели горожане, совсем мало – государственные крестьяне и вообще никаких – крепостные.

2. Экономическое развитие.

Ученики должны вспомнить предыдущий материал из истории России 17-18 веков о начале разложения феодализма и зарождении капиталистических отношений в России.

Этот вопрос целесообразно рассмотреть кратко, без излишней детализации.

Из курса всеобщей истории, а так же из истории России учащиеся, должны знать определение понятий: феодализм и капитализм; признаки барщинной системы хозяйства; сущность ремесла, мелкотоварного производства, мануфактуры; расслоение крестьянства; складывание рынка, товарно-денежных отношений; конфликт между развивающимися производительными силами и отживающими производственными отношениями.
Учитель предлагает ученикам вспомнить, каковы основные черты феодализма и капитализма, провести сравнение.

Дискуссия (беседа) по вопросам:

  • Почему в истории происходит смена одной общественно-экономической формации другой?
  • Какое противоречие является решающим в этом процессе?
  • Что мешает, тормозит развитие новых, более прогрессивных экономических отношений? Покажите и докажите прогрессивность этого движения.
  • Какое явление характеризует начало разложения феодально-крепостнических отношений в России к началу 19 века?
  • Какие противоречия проявились в экономике России к концу 18 века? Каковы были причины этих противоречий и пути их устранения?

Переходя к характеристике процесса разложения феодальных отношений и развития капиталистических отношений, учитель подчеркивает закономерность и прогрессивность этого процесса.

Важно, чтобы ученики осознанно понимали, что это объективный, закономерный процесс, и при изучении и усвоении этого вопроса применяли исторический поход и закон причинно-следственных связей.

В своем объяснении учитель акцентирует внимание учеников на раскрытии причин дальнейшего разложения натурального хозяйства, развитии товарно-денежных отношений, внутреннего рынка в стране.

Характеризуя эти процессы, необходимо отметить, что в России в конце 18 века продолжался процесс общественного разделения труда, который был связан с развитием мелкотоварного и мануфактурного производства с дальнейшей специализацией районов.

Специализация и рост городов усиливали обмен между городом и деревней, между отдельными районами, все более объединяя хозяйство страны в единый всероссийский рынок. (Здесь уместно привести примеры)

К началу 19 века в России действовало более 1600 ярмарок и торжков. (Учитель показывает на карте наиболее крупные из них: Макаревскую, Курскую, Киевскую, Ирбитскую и т.д.)

Необходимо также, чтобы учащиеся поняли, что развитие внутреннего рынка было причиной и следствием становления новых капиталистических отношений, основа которых складывалась в промышленном и сельскохозяйственном производствах.

(Рассмотрев проблемы развития внутреннего рынка, можно завершить разбор второго вопроса.)

В качестве подведения итогов и закрепления второго вопроса об экономическом развитии страны к началу 19 века можно обсудить с учащимися следующую проблему:

  • Что мешало свободному развитию капиталистических отношений в экономике России в начале 19 века? Учащиеся при ответе на этот вопрос должны подойти к выводу о том, что развитию новых прогрессивных отношений в экономике России к началу 19 века мешало крепостное право и помещичье землевладение.
    Учащиеся также должны усвоить важную взаимосвязь понятий: помещичье землевладение - крепостное право - самодержавие, так как основой сохранения крепостного права являлось помещичье землевладение - источник классового могущества российского дворянства, являющегося социальной опорой самодержавия и поддерживаемого им всесторонне и со всей силой.

3. Политический строй.

Учитель дает задание учащимся самостоятельно прочитать по учебнику и законспектировать этот вопрос. При этом учитель акцентирует внимание учащихся на двух тенденциях в развитии самодержавия в России: усиление неограниченной самодержавной власти, опиравшейся на более мощный бюрократический аппарат, и усиление сословных привилегий дворянства - социальной опоры самодержавия.

По третьему вопросу ученики должны сделать вывод: Россия к началу 19 века оставалась в политическом отношении абсолютной монархией с местным управлением дворян и высших городских слоев, однако управление страной, политический строй нуждались в переменах.

3) Закрепление изученного материала.

Пользуясь конспектом лекции учителя и текстом учебника, ученики заполняют таблицы по темам:

1. Сословный строй России к началу 19 века.

2. Разложение феодализма и развитие капитализма в России к началу 19 века.

Примерный вариант таблицы:

Факты, свидетельствующие о разложении феодальной системы хозяйства Факты, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений в недрах феодализма Что мешало свободному развитию капиталистических отношений
     

Работа над основными понятиями, составьте таблицы.

Основные понятия, термины:

Цивилизация с лат. - “гражданский” - уровень общественного развития и материальной культуры ( определяемый уровень развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией.
Геополитика доктрина, объясняющая внешнюю политику в связи с географическим положением, потребностями в “жизненном пространстве” и т.п.

Задание на дом: параграф 55; ознакомиться с документами с. 123-125 учебника, ответить на вопросы.