Материал для промежуточной аттестации по русскому языку (3 варианта с ответами). 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


ВАРИАНТ 1

1. Прочитайте текст и выберите неправильное утверждение

1. Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены.

2. Греки любили яркость.

3. Неудивительно. что они любили и живопись.

4. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру... картины сохраняются труднее, чем статуи.

5. Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали.

6. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, чёрная.

7. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово “мел”), лучшую жёлтую из аттической глины, красную привозили с Чёрного моря, а для чёрной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость.

А) Для получения чёрной краски пережигали виноградные косточки.

Б) Слово “мел” произошло от названия острова Мелос.

В) Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.

Г) Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем греческую живопись

2. Укажите слово, подходящее по смыслу на месте пропуска в предложении 4:

А) но;

Б) потому что;

В) следовательно;

Г) таким образом.

3. Выпишите грамматическую основу 2 предложения.

4. Дополните характеристику 1 предложения: по цели высказывания – повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, по количеству грамматических основ - ........

5. Определите часть речи выделенного слова.

6. Укажите, к какому стилю относится текст:

“Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями”. (Гоголь Н.)

1) художественный;

2) научный;

3) разговорный;

4) публицистический; 

5) официально-деловой 

7. Определите тип речи данного текста

На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Обдирая деревя(1)ые причалы, сметая пристани и сваи, дробя в щепы не убра(2)ые вовремя лодки, Двина буйно сбрасывала в море свои ледя(3)ые путы.

9. Укажите слово с проверяемой гласной в корне. 

1) увлекаться

2) зажигательный

3) загорелый

4) удостоен

10. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?

1) здание

2) надзвёздный

3) подготовить

4) безжалостно

11. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква А? 

1) маяч...щий на горизонте;

2) паш...щие трактором;

3) реж...щий хлеб;

4) маж...щий маслом

12. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно. 

1) (не)навидящий взгляд

2) (не)возмутимый человек

3) (не)прочитана книга

4) не)начатое сочинение

13. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

14. Укажите, какое сочетание слов является причастным оборотом в приведённом ниже предложении.

На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки.

1) державших свечу

2) на руках державших свечу

3) туго натянуты 

4) туго натянуты до локтя

15. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) Сашка молча показал на, заросшее кустами и осокой, наше небольшое озерко.

2) В широкой, ещё залитой легким туманом, лощине отец вдруг останавливает лошадь.

3) После выстрела, прогремевшего на всю округу, с ёлки дождём посыпалась хвоя, но птица не падала.

4) С величайшим волнением я прицелился в птицу сидевшую над моей головой.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Мать выпустила Прохора (1) и (2) горько заплакав (3) ушла.

1) 1,2

2) 2,3

3) 1,3

4) 1,2,3

ВАРИАНТ 2

1. Прочитайте текст и выберите правильное утверждение

1. Дельвиг первоначальное образование получил в частном пансионе; в конце 1811 года поступил он в Царскосельский лицей.

2 ... способности его развивались медленно.

3. На 14-м году он не знал никакого иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке.

4. В нем заметна была живость воображения.

5. Однажды вздумалось рассказать своим товарищам про поход 1807 года, выдав себя за очевидца тех происшествий.

6. Говорил он живо и правдоподобно и так сильно действовал на воображение молодых слушателей, что несколько дней вокруг него собирался кружок любопытных, требовавших подробностей о походе.

7. Будучи еще пяти лет отроду, вздумал рассказывать о каком- то чудесном видении и смутил им всю семью. 8. Дельвиг никогда не лгал в оправдание своей вины, для избежания выговора или наказания.

А) Антон Дельвиг не любил математику, но очень хорошо усваивал иностранные языки.

Б) Сначала к Дельвигу учителя приходили домой, а потом он поступил в Царскосельский лицей.

В) У Дельвига было сильно развито воображение, и он часто выдавал свои фантазии за правду.

Г) Дельвиг иногда лгал, чтобы оправдаться или избежать наказания.

2. Укажите слово, подходящее по смыслу на месте пропуска в предложении 2:

А )но;

Б) потому что;

В) следовательно;

Г) таким образом.

3. Выпишите грамматическую основу 2 предложения.

4. Дополните характеристику 3 предложения: по цели высказывания – повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, по количеству грамматических основ - ...

5. Определите часть речи выделенного слова.

6. Укажите, к какому стилю относится текст:

- Привет! Как дела?

- Нормально. А у тебя?

1) художественный

2) научный

3) разговорный

4) публицистический

5) официально-деловой 

7. Определите тип речи данного текста.

Один только человек принадлежал к нашему обществу. Не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А.Пушкин).

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На яхте – фирме(1)ое клеймо “К. Фаберже”, а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название “Вера”.

9. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. 

1) озарять;

2) преподаватель;

поласкать (котёнка);

4) винегрет.

10. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

1) исчез;

2) искоренить;

3) сгоревший;

4) здравница.

11. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Ю? 

1) готов...щийся к экзамену;

2) ка...щийся грешник;

3) вид...щий насквозь;

4) люб...щий поговорить

12.Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)примиримые противоречия

2) (не)доумевающий взгляд

3) (не)обозримые просторы 

4) ничем (не)нарушаемая тишина 

13. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробит

14. Укажите, какое сочетание слов является причастным оборотом в приведённом предложении: Я вскрыл конверт, прочёл несколько слов, написанных дрожащей старческой рукой.

1) написанных рукой;

2) слов написанных рукой;

3) слов написанных дрожащей старческой рукой;

4) написанных дрожащей старческой рукой

15. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Много глухарей убил я на глухариных токах, множество ночей провел в лесу у костра, веселящего сердце каждого настоящего охотника, знающего и любящего лесную природу.

2) Охотничьими богатствами славились скупленные им лесные имения, находившиеся под управлением отца.

3) В одном из имений, носившем название Мой Удел был дупелиный ток.

4) Ночью мы сидели в шалаше, накрытом камышом и осокой.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Черная дуга высоко вырезывалась в небе (1) и (2) качаясь (3) задевала звезды. (Бунин И.)

1) 1,3

2) 1,2

3) 2,3

4) 1,2,3

ВАРИАНТ 3

1. Прочитайте текст и выберите неправильное утверждение

1. Однажды Чик купался в море, когда был шторм около трёх баллов.

2. В тот день мало кто купался, и тем более Чику было лестно.

3. Дожидаясь самой большой волны, Чик бесстрашно приближался к ней, стараясь поднырнуть под волну, пока выгнутый гребень её с замедленной яростью не опрокидывался над ним, не успев подцепить Чика.

4. ... если ты успел поднырнуть под опасную волну, ты должен следить в оба, чтобы не оказаться под ударом следующей.

5. На этом многие попадаются...

6. Чик сам однажды попался, но отделался царапиной на ноге.

7. Прибойная волна со страшной силой взболтнула его, проволокла по песку и выбросила на берег.

А) Чик очень боялся большой волны, под которую хотел поднырнуть.

Б) Чик бесстрашно приближался к волне.

В) В шторм надо стараться оказаться на самом гребне

Г) Чик боялся выглядеть недостаточно мужественным.

2. Укажите слово, подходящее по смыслу на месте пропуска в предложении 4:

А) но;

Б) потому что;

В) следовательно;

Г) таким образом.

3. Выпишите грамматическую основу 7 предложения.

4. Дополните характеристику 1 предложения: по цели высказывания – повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, по количеству грамматических основ -

5. Определите часть речи выделенного слова.

6. Укажите, к какому стилю относится текст: “Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ “СОШ №12 г. Зеленокумска”.

1) художественный

2) научный

3) разговорный

4) публицистический

5) официально-деловой 

7. Определите тип речи данного текста

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Плете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме

9. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения. 

1) сочетаться

2) наклонился

3) росточек

4) промокашка

10. В каком слове правописание приставки определяется правилом: “В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С”:

1) Здешний

2) Известковый

3) Расставить

4) Несговорчивый

11. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я? 

1) кол...щееся растение

2) бор...щиеся отряды

3) дежур...щий

4) сража...щийся

12.Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно. 

1) не)замеченная мною ошибка

2) (не)решённая задача

3) (не)зависимый человек

4) (не)склоняемые существительные 

13.Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

14. Укажите, какое сочетание слов является причастным оборотом в приведённом ниже предложении.

Мне пришлось наблюдать работу хороших актёров, игравших второстепенные роли.

1) актёров игравших роли

2) актёров игравших второстепенные роли

3) игравших роли

4) игравших второстепенные роли

15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Я близко видел их длинные клювы, грозно распущенные, крылья.

2) Множество голосов наполняло окружавшее нас, озаренное утренним солнцем пространство.

3) О преступлении отца Козлову сообщил служивший в имении чахоточный конторщик-доносчик.

4) Не раз мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К Марье Афанасьевне я не пошел, а (1) закрыв кухню (2) на чёрный висячий замочек (3) выбежал во двор.

1) 1,2,3

2) 2,3

3) 1,2

4) 1,3

Ответы

  1 вариант 2 вариант 3 вариант
1 задание в в в
2 задание а а а
3 задание Греки любили Способности развивались Волна взболтнула, проволокла и выбросила
4 задание сложное простое сложное
5 задание наречие наречие деепричастие
6 задание 1 3 5
7 задание Описание Описание описание
8 задание 1,2 2,3 2,3
9 задание 1 1 4
10 задание 4 2 3
11 задание 1 2 3
12 задание 3 4 1
13 задание 4 3 4
14 задание 1 4 4
15 задание 3 3 1
16 задание 2 3 4

Используемые материалы.

1. Шапиро, Н.А . Готовимся к сочинению. Тетрадь – практикум для развития письменной речи. 6 класс.7 класс – М.: Просвещение, 2016.

2. Материалы сайта учителя русского языка Е.А. Захарьиной.