Класс: 4
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создать условия для формирования представления о самостоятельных и служебных частях речи .
Учебные задачи:
- направленные на достижение личностных результатов обучения:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
- формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: “Самостоятельные и служебные части речи”.
- Оборудование урока: ноутбук учителя, мультимедийное оборудование, учебники, справочники, карточки с заданиями, круг-сигналы, клей.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности
(самоопределение). 2 мин. |
Слайд 1 Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Прозвенел, друзья, звонок! Приступаем к работе! |
Настраиваются на работу и желают друг другу удачи. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли |
2 | Актуализация и пробное учебное действие. 6 мин. | Слайд 2 1. Минутка орфографического чтения |
Дети читают орфографически текст на листах и выделяют слоги. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: целеполагание Познавательные: применение методов информационного поиска, анализ. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения. |
2. Работа с толковым словарём
(или словарной страницей) Сегодня мы будем
пополнять свои знания в разделе русского языка
“Морфология”. - Что изучается в этом разделе? - Что вы знаете о происхождении этого слова? Морфология - это -и, ж. (спец.). 2. Раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов. 3. Принадлежащая языку система частей речи, их категорий и форм слов. Описание морфологии русского языка. Слайд 3 |
Работа с толковым словарём (или словарной страницей) – узнают значение слова “морфология” | |||
3. Историческая справка. Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Слайд 4 Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в “Российской грамматике”, которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Слайд 5 |
Историческая справка (быстро читающие дети или подготовленные дети информируют) | |||
4. Пробное действие Работа в паре. - Какие части речи существуют в нашем языке? Карточка 1 (Приложение 2) |
Работа в паре. Находят (на карточке 1)
и отмечают крестиком в окошке только части речи
русского языка. (проверка на экране) Слайд... |
|||
3 | Выявление места и причины затруднения. 2 мин. | Слайд 6 5. Затруднения Какие трудности у вас были? Вывод: Называем трудность: не точно знаем отличительные признаки частей речи Сопоставление с жизненным опытом ребёнка Например, вы можете узнать отличительные признакам человека (описать кого-то). Так и части речи имеют свои отличительные персональные для каждой части речи или общие признаки |
Высказывают трудности и обосновывают
(например: дети могут спутать части слова, члены
предложения выбрав их в качестве частей речи) Произносят затруднение: не точно знаем отличительные признаки частей речи |
Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, рассуждение. Коммуникативные: разрешение конфликта, умение выражать свои мысли |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 4 мин. | Слайд 6 6. Тема урока: (предложить выбрать из нескольких вариантов): По какой теме мы будем получать знания? А) Правописание букв безударных гласных, Б) Части речи. В) Правописание суффикса –ек- и -ик) Слайд 7 7. Цель: содержательную, развивающую, деятельностную цель урока Совершенствовать знания и умения о частях речи, развивать УУД. 8.Задачи урока: Называть части речи Находить их признаки Упражняться в определении частей речи Разделить части речи на группы Решение проектной задачи - Какой алгоритм можно использовать? - Какие признаки частей речи мы выделяем? Слайд 8 |
С помощью круг-сигналов показывают нужную букву выбранного ответа | Личностные: нравственно-этическая ориентация самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. |
9. Алгоритм. 1. Название ч. р. 2. Что обозначает? 3. На какой вопрос отвечает? 4. Непостоянные признаки. 5. Постоянные признаки 6. Синтаксическая роль в предложении. |
Обдумывают и называют пункты алгоритма (принимаются любые варианты детей, фиксируются правильные) | |||
5 | Реализация построенного проекта. 8 мин. | Слайд 9 10. Проектная задача. (Приложение 1) Работа со справочником по алгоритму. Работа в группах (7 ГРУПП) Каждая группа должна найти отличительные ПРИЗНАКИ одной из частей речи (из предложенных карточек) и заполнить (наклеить в таблицу – домик НАПРОТИВ КАЖДОГО ПРИЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ) Подведение к новому знанию... - Что особенного заметили, глядя на домики? - По каким признакам можно объединить части речи на красных домиках в одну группу, а части речи на жёлтых домиках - в другую? Слайд 10 |
Обсуждают и выбирают соответствия,
заполняют таблицу – домик для каждой части речи Пользуются справочником для начальных классов авт Т.В. Шклярова и сравнивают предложенные карточки для нахождения соответствия. (с 21-33) |
Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, классификация, подведение под понятие. Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. |
Сравнение Части речи (красные домики) - имеют лексическое значение; - всегда можно задать вопрос; - имеют морфологические признаки ; - являются членами предложения; Части речи (жёлтые домики) - не имеют лексического значения; - невозможно задать вопрос; - не имеют морфологических признаков - не являются членами предложения; |
Самостоятельные и служебные части
речи по окончании работы Представители каждой группы выстраиваются с домиками-таблицами по каждой части речи. Другие учащиеся классифицируют 2 группы и обосновывают выбор. В соответствии с особенностями. |
|||
Попробуйте дать им названия (мозговой
штурм: главные и не главные, слова важные
слова-помощники и и т. п.) Обращение к учебнику с. 67 (вверху) Слайд 11 Продукт деятельности в результате решения проектной задачи. |
ВЫВОД: Все части речи объединяются ещё в 2 группы и называют: самостоятельные и служебные части речи |
|||
Оформление справочного плаката (на
доске) “МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ” Как можно воспользоваться плакатом о частях речи? Плакатом можно пользоваться как справочником для ответов на вопросы о частях речи. (подобные в алгоритме) Например: - Какая часть речи имеет постоянные категории такие как собственные и нарицательные? (им. сущ.) - Какая часть не имеет постоянных признаков? (им. прил.) - Какая часть речи изменяется по временам? (гл) - Какие части речи в предложении являются подлежащими? (им. сущ., местоимение) |
Оформляют таблицу- плакат “Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные” на котором домики распределяют в названные группы. | |||
6 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 5 мин. | Слайд 12 11. Проблемный вопрос? Действительно ли так важно знать части речи и принадлежность к той или иной группе? Карточка 2 (Приложение 2) |
Высказывают свои мнения о том, что невозможно передать смысл стихотворения, пользуясь только служебными частями речи из этого же стиха. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция. Познавательные: Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера. |
- Зачем нужны самостоятельные части речи.? | Высказывают свои мнения о том, что без
служебных частей речи искажается смысл
стихотворения и нарушается связь самостоятельных
частей речи (т.е. слов) в предложении. Вывод: самостоятельные части речи дают возможность высказать, выражать мысли, называя предмет, признак, действие, количество, или указывая на предмет. и т.д. |
|||
Физминутка (Приложение 3) | - Зачем нужны служебные части речи? Предлагается хором (или индивидуально) произнести стих, используя полную версию (т. е. с самостоятельными и служебными частями речи) |
служебные части речи служат для
связи самостоятельных частей речи (т. е. слов) в
предложении. Декламируют отрывок из сказки А.С.Пушкина |
||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин. | Слайд 13 12. Самостоятельная работа Карточка 3 (Приложение 2) Слайд 14 Проверка по эталону Приложение 2 |
Самостоятельно выполняют задания
нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить. Далее самопроверка по эталону. |
Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
8 | Включение в систему знаний и повторение. 5 мин. | Слайд 15 13. Морфологический разбор по памятке 4 Разбор имени существительного как части речи Приложение 2 Слайд 16 Образец записи со старухой3 – им сущ., предмет, с кем? Н. ф. – кто? старуха Собственное, одушевлённое Ж. р., 1 скл. В Т. п., в ед. ч. Втор. чл. предл. – дополнение: жил (с кем?) со старухой Слайд 17 14. Проверочное задание Карточка 4 (Приложение 2) |
Личностные: осуществление личностного морального выбора Регулятивные: коррекция, оценка Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
|
9 | Рефлексия учебной деятельности. 3 мин. | Слайд 18 15. Организует рефлексию. Лесенка успеха: (Приложение 2) Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. - Исследование, какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? (самостоятельные и служебные части речи) - Удалось решить поставленную задачу? (научиться распознавать самост. и служ ч. р.) Знаете ли вы отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи? Умеете ли вы различать их в тексте, в речи? Каким способом? (путём создания проектного продукта – таблицы) - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? (при выполнении упражнений, при выполнении морфологического разбора, при написании изложений и сочинений и др. заданий связанных, со знанием частей речи) Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Слайд 19 16. Д. з. и комментарии (Приложение 2) Правила с 67, 68 наизусть Упр. 112 (с. 67),114 (с. 68) |
Учащиеся осуществляют самооценку, с оотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы Учащиеся записывают домашнее задание. |
Личностные: нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |