Реализация системно-деятельного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Системно-деятельностный подход - это методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение в начальной школе должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Приведу фрагменты уроков русского языка в начальной школе с использованием деятельностного метода.

1. Тема урока : ударение

Поёт, ёлка, ползёт, свёкла

- Ребята, на доске записаны слова, прочитайте их. Какие задания можете предложить с этими словами?(разделить на слоги, поставить ударение, определить количество звуков и букв.)

- Найдите в словах общее. (Во всех словах буква “ё”, все слова двусложные)

- На сколько групп можно разделить эти слова? (Существительные и глаголы.)

- Назовите имена существительные. Докажи, что ты прав. Назови глаголы. Докажи, что ты прав.

На данном этапе деление на группы закончилось.

- Можно ли ещё разделить слова на группы? Учащиеся затрудняются. Тогда выполним задание, которое вы предлагали. Определите в словах количество звуков и букв: 1 вариант у имён существительных, 2 вариант у глаголов. Даю инструкцию: работа в парах

- проверьте друг друга

- если найдёте ошибки, помогите друг другу их исправить

- подумайте, почему вы ошиблись

Проверка: Какая пара выполнила работу без ошибок? Молодцы!

У кого были ошибки, затруднения? Какие ошибки? Кто нашёл и совместно исправил ошибки? Понял ли ты, в чём ты ошибся? Объясни нам.

(Таким образом ребята учатся находить причины затруднений. Буква “ё” стоит после гласной и обозначает два звука, я забыл это и т.п.)

- Посмотрите друг другу в тетради ещё раз. Что заметили? (Можно разделить эти слова на 2 группы по количеству звуков и букв)

- А можно ли ещё эти слова разделить на группы? (Ученики отвечают, что нет)

Вы предлагали разделить слова на слоги. Спишите данные слова и разделите на слоги. Подчеркни ударный слог. Что заметили? (Во всех ударных слогах есть буква “ё”)

- В учебнике читаем правило о том, что в словах с буквой “ё” ударение не ставится. Почему? Потому что ударение всегда падает на букву “ё”.Давайте проверим. Как?

- Придумаем слова с “ё”, послушаем. Далее выполняем упражнение в учебнике и убеждаемся еще раз в правильности вывода.

Внимательно посмотрим на слова в тетради, которые мы делили на группы. Что заметили?

- Можно ли их ещё разделить на группы? Да. Ударный слог первый, ударный слог второй. После проделанной работы учащиеся без затруднений выполнили в учебнике упражнение повышенной трудности (со звёздочкой).

2. Тема урока: большая буква в именах, отчествах, фамилиях.

Владимир, Виталий, Вера, Виктор

- Что объединяет эти слова? (Имена людей, все слова начинаются с прописной буквы “В”)

- Какое слово лишнее? Дети легко определили и доказали, что имя “Вера” - женское. А вот по другому признаку лишнее слово дети затруднялись назвать. Помогаю. Обратите внимание на первую букву в словах. Лишнее слово “Владимир”, так как первая буква обозначает твердый согласный звук, а в остальных словах – мягкий. Можно повторить, какие гласные обозначают мягкость согласных.

- На какие две группы можно разбить?

Мужские и женские имена. Имена, которые бывают полные и неполные и имена, которые не изменяются.

Вова – Владимир, Витя – Виктор

Вера, Виталий

- Что можете рассказать про букву В ? Согласный, звонкий, может обозначать твердый и мягкий согласный звук, парный (ф).

- Минутка чистописания – Ввф Ввфф ...

В букварном периоде и на уроках русского языка можно предлагать разнообразные задания:

е и в о ж т ы и

1. На какие 2 группы можно разделить буквы?

2. Напиши группу гласных (согласных), соединив буквы в цепочку (еиоы) (вжтн)

3. Лишняя буква в цепочке согласных – “т” - глухой, гласных – “е” - может обозначать два звука

4. Раздели на 2 группы гласные буквы. “е, и” - указывают на мягкость согласных “о, ы” - указывают на твердость согласных

5. Лишняя буква, объясни.

м р ч н л

о ы к у а

д в н г б чк – чн - щн

ж ш щ ц

Такие приемы работы активизируют мыслительные процессы у учащихся, позволяют в короткий промежуток времени повторить большое количество изученного материала.

Учить ребят работать парами, группами дело нелегкое. Учить договариваться, слушать друг друга, не быть пассивными. Класс можно разбить на маленькие группы – по 3 человека. Каждая группа получает лист с заданиями. Объяснить условия игры. Договориться об условных обозначениях. Плюс – если ответ на вопрос знали (а при проверке убедились, что ответили верно) и минус – если ответ не знали, но нашли, выполнив задание.

Условие: вопрос читаем по очереди (исключить пассивность более слабых учеников, так как более активные дети берут инициативу в свои руки). Роль учителя – наблюдать и помогать.

После завершения игры – проверка выполнения.

- Что для вас оказалось новым знанием? Что удивило?

- Понравилась ли игра? Чем? Было интересно, неинтересно, трудно, легко. Легко – почему? Трудно – почему?

- А если бы не было помощи в виде заданий по русскому языку, было бы труднее?

Игра “Знаток истории Земли”

1. Где возникла ж...знь?

ы – на суше

и – в воде

2. Какой высоты были древние ...апоротники?

п – 45 метров (как 15-этажный дом);

П – 90 метров (как 30-этажный дом).

3. Правда ли, что л...ди охотились на динозавров?

у – да;

ю – нет.

4. Для чего эдафозавру нужен пару... на спине?

з – плавать;

с – греться на солнце.

5. Как называется древний предок птиц?

Ч...до, плач...т, ч...даки.

у – археотерикс;

ю – диатрима.

6. Сколько миллиардов лет насчитывает история Земли?

Щ...ло, туш...ть, горош...на.

ы – 3;

и – 5.

7. Растительноядными называют животных, которые питаются...

Щ...вель, вращ...ть, прощ...ть.

я – другими животными;

а – растениями.

8. В каком поясе жили первые древние люди?

Осен..., огон..., бол... .

ъ – холодном;

ь – жарком.

9. Что помогало первым людям охотиться?

Мотыл...ки, пис...мо, ден...ги.

ь – орудия труда;

ъ – оружие.

10. Древние люди жили и кочевали небольшими ...

Зу..., ду..., стол... .

п – семьями;

б – общинами-родами.

11. Постепенно люди научились приручать диких животных и они стали ...

Су..., сте...ь, сно... .

п – домашними;

б – хищными.

12. Как называют учёных, которые ведут раскопки и изучают найденные предметы?

Холо..., дож...ь, водопа... .

т – геологи;

д - археологи.

Согласно деятельностному подходу учащиеся овладевают умением “видеть” и формулировать проблему; анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять проверку правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении, как в процессе учебной деятельности, так и через дополнительное образование, связанное с формированием духовно-нравственных качеств личности. Таким образом, данный подход ведет к изменениям в личностной сфере ученика, формирует универсальные и предметные учебные действия.