Различение научного и художественного текстов на уроке литературного чтения. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК “Система развивающего обучения Л.В.Занкова”.

Учебный предмет – литературное чтение.

Цель урока: создание условий для формирования умения сравнивать учащимися описания одного и того же явления природы в научном и художественном текстах.

Задачи предметные:

  • продолжить знакомить детей с особенностями научного и художественного текстов;
  • формировать умения сравнивать и анализировать данные тексты;
  • обобщить знаний учащихся об изобразительной природе художественного текста.

Метапредметные задачи:

Личностные: способствовать созданию положительной мотивации для сравнения учащимися описания одного и того же явления природы в научном и художественном текстах.

Регулятивные: создавать условия для принятия учащимися цели и задач урока, для планирования и оценки своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать особенности научного и удожественного текстов.

Коммуникативные: создавать условия для организованного выполнения совместной работы в парах, группах; для эффективного сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками.

Оборудование урока: учебник “Литературное чтение”, авт. Лазарева В.А., 1 класс; толковые словари; карточки для работы в парах, карточки – задания и таблицы для групповой работы; картинки по теме урока, карточки для кластера, этапа контроля, синквейнов.

Материал для чтения: Т. М. Белозеров “Тучка”, С, И. Ожегов, статья из толкового словаря о дожде, К. Г. Паустовский “Какие бывают дожди (отрывок)”.

Ход урока

I. Подготовка к введению темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы заканчиваем первый раздел учебника. Помните, как он называется? Скажем хором!

Уч-ся:

“Ведь это чудо из чудес —
Когда из слов
Вдруг вырос лес!”

Учитель. Так что же это за “лес”? Посмотрите фрагмент моей презентации и сделайте вывод.

Уч-ся: картины природы в лесу, в поле, на лугу, на реке, которые поэты рисуют в своих текстах.

II. Актуализация знаний.

1. Заполнение таблицы с изученными произведениями по первому разделу уччебника. Работа в парах.

Учитель: давайте заполним таблицу и вспомним, из каких произведений эти “рисующие” слова?

Таблица 1

“Рисующие” слова Название стихотворения
Шея-словно рука балерины...  
Зелёным облаком берёза

В ржаное поле забрела.

 
Юный лес, в зелёный дым одетый...”  
Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами...  

2. Проверка работы в парах.

Таблица 2

“Рисующие” слова Название стихотворения
Шея-словно рука балерины... Д.Самойлов “...Эта лошадь была прекрасна...”
Зелёным облаком берёза

В ржаное поле забрела.

Г.Новицкая “Берёза”
Юный лес, в зелёный дым одетый...” А.Толстой

“Вот уж последний в поле тает...”

Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами... Л.Толстой “Какая бывает роса на траве”

III. Сообщение темы и цели урока учителем.

1. Отгадывание загадок:

1.

С неба пришёл, 
В землю ушёл. 
Ждали, звали, 
А показался - 
Все прочь побежали. 
Кто зонтик забыл, 
Того ... намочил! (Дождик)

2.

Подходила, грохотала, 
Стрелы на землю метала. 
Нам казалось, шла с бедой. 
Оказалось - шла с водой. 
Подошла и пролилась, 
- Вдоволь пашня напилась. (Туча)

3.

Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

2. Учитель просит предположить, о чём пойдёт разговор на уроке.

Уч-ся: о дожде.

Учитель: опишите, какой дождь вы наблюдали в природе?

Уч-ся рассказывают о своих впечатлениях и наблюдениях о дожде:

Соня: я очень люблю тёплый летний дождик, когда с друзьями можно весело бегать по лужам. Мы с ребятами любим играть в одну очень интересную игру. Все встают в круг и берутся за руки. В центр круга становился водящий. Это “дождик”. Мы, двигаясь по кругу, хором кричим слова:

Дождик по двору гулял, и детишек напугал:
Кап, кап, кап да кап - разбегайтесь кто куда!

Все разбегаются в разные стороны, а водящий бежти за нами, он должен кого-нибудь поймать.

Катя: однажды я с папой гуляла в парке.  Солнышко светило, но его лучи пробивались через облака и не так грели. Упали первые капли, и потом быстро-быстро застучали по крыше беседки. Ветерок быстро гнал тучи. И вот, над нами засветило солнце, но еще шел дождик. Вдали появилась радуга. Как стало красиво вокруг! Папа сказал, что такой дождик называется грибным. После него в лесу появляются подберезовики и подосиновики.

Андрей: а мы с папой однажды возвращались от бабушки. Она живёт в посёлке Дубовое. Вдруг налетел сильный ветер. Ясное небо потемнело. Потянулись тяжёлые синие облака. Загрохотал гром. И пошёл сильный ливень. Его капли ударили в стекло машины.

Ваня: когда я долго болел, я наблюдал такую картину из окна. Сильный свирепый ветер крутил и гнул ветви деревьев. И вдруг мощные струи косого дождя хлынули потоком, застучали по крыше и карнизу, по оконным стёклам. Сверкнула первая молния, и гром ударил над головой с такой мощью, что весь дом содрогнулся. Ливень стал хлестать по окнам.

Учитель просит сделать вывод о том, какой бывает дождь в природе?

Павлик: дождь бывает разный в природе: грибной, косой, ливневый, тёплый, затяжной. Но у каждого дождя свой характер.

3. Учитель сообщает тему урока: “Статья из толкового словаря о дожде С.И.Ожегова. Рассказ “Мелкий грибной дождь” К.Г.Паустовского”.

4. Уч-ся вводят цель урока:

Маша: будем учиться сравнивать описание дождя в статье С.И.Ожегова и в рассказе К.Г.Паустовского.

Фёдор: сравним разные характеры дождя в статье С.И.Ожегова и в рассказе К.Г.Паустовского.

Учитель добавляет: сравним описания дождя в научном и художественном текстах.

IV. Работа над новым материалом.

1. Составление кластера. Работа в группах:

Учитель просит в группах обсудить и показать средства, которые используют поэты, писатели и художники, чтобы нарисовать картины природы в своём творчестве.

2. Проверка работы в группах. Объяснение заполнение кластера одной из групп у доски: Т.М. Белозерова “Тучка”

Объяснения уч-ся:

Мальвина: поэты в своих стихотворениях, как и писатели в своих рассказах подбирают “рисующие” слова и звуки для изображения природы.

Гордей: а в научных статьях, словарях писатели или учёные подбирают научные факты, сведения для описания какого-то природного явления, как в учебнике “Лкружающего мира”.

Даша: я занимаюсь в художественной школе и преподаватели учат меня показывать картины природы с помощью разных красок и их тонов. Также и художники передают свои картины природы с помощью тёплых или холодных красок, разных тонов и даже тени.

3. Выразительное чтение учителем нового стихотворения Т.М. Белозерова “Тучка” на стр.23 учебника.

4. Ответы на вопросы учителя:

– О чём это стихотворение?

- И какое у него настроение?

5. Чтение стихотворения “Тучка” учащимися.

6. Анализ стихотворения. Работа в группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Прочитайте стихотворение. Подчеркните “рисующие” слова, которые описывают большую тучу и маленькую тучку разными карандашами.

2. Отметьте сравнение, которое применил поэт Т.Белозёров.

3. Отметьте те “рисующие” слова, которые описывают большую тучу, как человека.

4. Подберите ваши сравнения для большой тучи и маленькой тучки.

7. Проверка работы в группах. Рассуждения учащихся одной из групп.

Глеб: нам понравилась больше маленькая тучка. И поэту Т.М. Белозёрову она тоже нравится. Это видно по “рисующим” словам. Поэт называет ее ласково: “тучка”, “маленькая”. А большая туча ему не нравится. Он называет ее — “туча”.

Катя: своё стихотворение Т.М. Белозёров даже назвал именем маленькой тучки и в основном описывает её, а о взрослой туче автор говорит только в первых двух строках.

Рита: Т.М.Белозёров сравнивает маленькую тучку с таким же маленкьким весёлым оленёнком.

Павлик: эта тучка-оленёнок весело скачет по небу и нам кажется, что она ищет для себя таких же озорных шаловливых друзей.

Арсений: мы отметили “рисующие” слова для большой тучи. Она ленивая, лежит и ворчит. От неё никакого толку, только шум один.

Эля: а маленькая тучка — веселая, дает дождь, влагу растениям и грибам. Автор её любит.

Глеб: мы сравнили большую тучу с ворчливой старухой, а маленькую тучку с весёлой озорной девчонкой, которая любит слепой тёплый дождик и прогулки.

8. Чтение двух текстов о дожде на стр.24 учебника.

9. Сравнение описания дождя учащимися в статье С.И.Ожегова и в рассказе К.Г.Паустовского.

Учитель: определите, какой из текстов художественный, а какой научный? Докажите своё мнение.

Арина: я думаю, что первый текст С.И.Ожегова не художественный, так как он несёт только информацию об осадках. В тексте нет художественных, “рисующих” слов.

Владмир: в этой статье можно выделить научные термины, которые мы слышим из прогноза погоды по телевизору: атмосферные осадки, водяных капель, струй, обильное выпадение мельчайших частиц. Значит, этот текст научный.

Мальвина: я знаю, что С.И. Ожегов-составитель большого толкового словаря русских слов. Моя мама собирает для моей учёбы словари. А статьи в словарях относятся к научным текстам.

Соня: я думаю, что второй текст К.Г.Паустовского художественный. В нём есть слова, “рисующие” разные картины дождя. Эти слова помогают представить нам разные образы дождя.

Андрей: прочитав рассказ Паустовского, я могу рассказать, какой бывает дождь с помощью “рисующих” слов и как он начинается в природе: длинными туманными прядями, нежное дыхание влаги, редкие капли, тёмные крапинки, на пыльных дорогах и крышах.

Глеб: я отметил “рисующие” слова для описания запахов дождливой погоды: чудесный прохладный запах земли, вытесняет запах мокрой травы, запах крапивы.

Маша: а я нашла “рисующие” слова-действия для тёплого ласкового дождика: дождик собрался”, “дождик припустил”, “дождик траву обмывает”.

Учитель: вы молодцы, правильно определили виды текстов. Действительно, первый текст-это статья из толкового словаря С. И. Ожегова, которая несёт научно-познавательную информацию. Второй текст-художественный у писателя К.Г.Паустовского.

V. Закрепление нового материала. Работа в группах.

1. Описание характера разных видов дождя. Самостоятельное заполнение таблицы сравнения.

Учитель предлагает в таблице дать описание из рассказа “Какие бывают дожди” разных видов дождя.

Таблица 3

Вид дождя Его описание, действия Звуки дождя Сравнения
       
       
       

2. Проверка самостоятельной работы.

Обсуждение детей в группах описания спорого, грибного и слепого дождя, из звуков, запахов и выделение сравнений из рассказа К.Г.Паустовского.

Таблица 4

Вид дождя Его описание, действия Звуки или запахи дождя Сравнения
СПОРЫЙ быстрый, скорый, всегда приближается с набегающим шумом;

каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, подскакивает, снова падает ...

Звуки: стеклянный звон. Углубление-маленькая водяная чаша.

Капля блестит и похожа на жемчуг.

ГРИБНОЙ сонно сыплется из низких туч, не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой; после него начинают буйно лезть грибы ... Запах лесного мха, перегноя, грибов, дымка.

Тонкий звон по траве, шляпкам грибов.

 
СЛЕПОЙ идёт при солнце; сверкающие солнечные капли Звуки: от слёз царевны Царевна плачет.

Капли-крупные слёзы.

VI. Этап контроля.

1. Определение видов текстов.

Учитель: определите вид текстов и проведите стрелочки:

1 вариант. Таблица 5

Текст Вид текста
Радужная арка засверкала ярко,
Разукрасила траву, расцветила синеву.
Блещет радуга – дуга, сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом поле, вспаханное плугом.
НАУЧНЫЙ
Радуга-атмосферное, наблюдаемое при освещении Солнцем, явление. Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

2 вариант. Таблица 6

Текст Вид текста
Пусть море останется морем всегда.
Пусть плещет, играет, искрится вода.
И ласковым шумом зовёт нас прибой
В прекрасный и призрачный мир под волной.
И парус белеет, и чайки кричат,
И тёмные горы о чём-то молчат.
НАУЧНЫЙ
Море-большое количество солёной воды, которое может быть связано с океаном или не иметь сообщения с мировым океаном. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

VII. Итог урока. Синквейн о дожде.

1. Учитель просит объяснить отличия научного и художественного текстов о природе:

Павлик: в научном тексте авторы сообщают сведения и научные факты. Такие тексты содержатся в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Маша: в художественном тексте писатели и поэты описывают природу с помощью “рисующих” слов и своих чувств.

2. Синквейны о дожде:

Соня:

Слепой дождь.
Ласковый, тёплый.
Светит, сверкает на солнце, радует.
Нам кажется, что плачет сказочная красавица-царевна.

Владмир:

Ливень!
Мощный, грозовой.
Летит, шумит, сносит всё на своём пути.
Царь среди дождей!

Арсений:

Грибной дождик!
Осенний, сонный.
Пахнет мхом, грибами, возится в кустах мягкими лаками, усыпляет.
В лес за грибами!