УМК “Система развивающего обучения Л.В.Занкова”.
Учебный предмет – литературное чтение.
Цель урока: создание условий для формирования умения сравнивать учащимися описания одного и того же явления природы в научном и художественном текстах.
Задачи предметные:
- продолжить знакомить детей с особенностями научного и художественного текстов;
- формировать умения сравнивать и анализировать данные тексты;
- обобщить знаний учащихся об изобразительной природе художественного текста.
Метапредметные задачи:
Личностные: способствовать созданию положительной мотивации для сравнения учащимися описания одного и того же явления природы в научном и художественном текстах.
Регулятивные: создавать условия для принятия учащимися цели и задач урока, для планирования и оценки своих действий.
Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать особенности научного и удожественного текстов.
Коммуникативные: создавать условия для организованного выполнения совместной работы в парах, группах; для эффективного сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками.
Оборудование урока: учебник “Литературное чтение”, авт. Лазарева В.А., 1 класс; толковые словари; карточки для работы в парах, карточки – задания и таблицы для групповой работы; картинки по теме урока, карточки для кластера, этапа контроля, синквейнов.
Материал для чтения: Т. М. Белозеров “Тучка”, С, И. Ожегов, статья из толкового словаря о дожде, К. Г. Паустовский “Какие бывают дожди (отрывок)”.
Ход урока
I. Подготовка к введению темы урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы заканчиваем первый раздел учебника. Помните, как он называется? Скажем хором!
Уч-ся:
“Ведь это чудо из чудес —
Когда из слов
Вдруг вырос лес!”
Учитель. Так что же это за “лес”? Посмотрите фрагмент моей презентации и сделайте вывод.
Уч-ся: картины природы в лесу, в поле, на лугу, на реке, которые поэты рисуют в своих текстах.
II. Актуализация знаний.
1. Заполнение таблицы с изученными произведениями по первому разделу уччебника. Работа в парах.
Учитель: давайте заполним таблицу и вспомним, из каких произведений эти “рисующие” слова?
Таблица 1
“Рисующие” слова | Название стихотворения |
Шея-словно рука балерины... | |
Зелёным облаком берёза В ржаное поле забрела. |
|
Юный лес, в зелёный дым одетый...” | |
Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами... |
2. Проверка работы в парах.
Таблица 2
“Рисующие” слова | Название стихотворения |
Шея-словно рука балерины... | Д.Самойлов “...Эта лошадь была прекрасна...” |
Зелёным облаком берёза В ржаное поле забрела. |
Г.Новицкая “Берёза” |
Юный лес, в зелёный дым одетый...” | А.Толстой “Вот уж последний в поле тает...” |
Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами... | Л.Толстой “Какая бывает роса на траве” |
III. Сообщение темы и цели урока учителем.
1. Отгадывание загадок:
1.
С неба пришёл,
В землю ушёл.
Ждали, звали,
А показался -
Все прочь побежали.
Кто зонтик забыл,
Того ... намочил! (Дождик)
2.
Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой.
Оказалось - шла с водой.
Подошла и пролилась,
- Вдоволь пашня напилась. (Туча)
3.
Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)
2. Учитель просит предположить, о чём пойдёт разговор на уроке.
Уч-ся: о дожде.
Учитель: опишите, какой дождь вы наблюдали в природе?
Уч-ся рассказывают о своих впечатлениях и наблюдениях о дожде:
Соня: я очень люблю тёплый летний дождик, когда с друзьями можно весело бегать по лужам. Мы с ребятами любим играть в одну очень интересную игру. Все встают в круг и берутся за руки. В центр круга становился водящий. Это “дождик”. Мы, двигаясь по кругу, хором кричим слова:
Дождик по двору гулял, и детишек напугал:
Кап, кап, кап да кап - разбегайтесь кто куда!
Все разбегаются в разные стороны, а водящий бежти за нами, он должен кого-нибудь поймать.
Катя: однажды я с папой гуляла в парке. Солнышко светило, но его лучи пробивались через облака и не так грели. Упали первые капли, и потом быстро-быстро застучали по крыше беседки. Ветерок быстро гнал тучи. И вот, над нами засветило солнце, но еще шел дождик. Вдали появилась радуга. Как стало красиво вокруг! Папа сказал, что такой дождик называется грибным. После него в лесу появляются подберезовики и подосиновики.
Андрей: а мы с папой однажды возвращались от бабушки. Она живёт в посёлке Дубовое. Вдруг налетел сильный ветер. Ясное небо потемнело. Потянулись тяжёлые синие облака. Загрохотал гром. И пошёл сильный ливень. Его капли ударили в стекло машины.
Ваня: когда я долго болел, я наблюдал такую картину из окна. Сильный свирепый ветер крутил и гнул ветви деревьев. И вдруг мощные струи косого дождя хлынули потоком, застучали по крыше и карнизу, по оконным стёклам. Сверкнула первая молния, и гром ударил над головой с такой мощью, что весь дом содрогнулся. Ливень стал хлестать по окнам.
Учитель просит сделать вывод о том, какой бывает дождь в природе?
Павлик: дождь бывает разный в природе: грибной, косой, ливневый, тёплый, затяжной. Но у каждого дождя свой характер.
3. Учитель сообщает тему урока: “Статья из толкового словаря о дожде С.И.Ожегова. Рассказ “Мелкий грибной дождь” К.Г.Паустовского”.
4. Уч-ся вводят цель урока:
Маша: будем учиться сравнивать описание дождя в статье С.И.Ожегова и в рассказе К.Г.Паустовского.
Фёдор: сравним разные характеры дождя в статье С.И.Ожегова и в рассказе К.Г.Паустовского.
Учитель добавляет: сравним описания дождя в научном и художественном текстах.
IV. Работа над новым материалом.
1. Составление кластера. Работа в группах:
Учитель просит в группах обсудить и показать средства, которые используют поэты, писатели и художники, чтобы нарисовать картины природы в своём творчестве.
2. Проверка работы в группах. Объяснение заполнение кластера одной из групп у доски: Т.М. Белозерова “Тучка”
Объяснения уч-ся:
Мальвина: поэты в своих стихотворениях, как и писатели в своих рассказах подбирают “рисующие” слова и звуки для изображения природы.
Гордей: а в научных статьях, словарях писатели или учёные подбирают научные факты, сведения для описания какого-то природного явления, как в учебнике “Лкружающего мира”.
Даша: я занимаюсь в художественной школе и преподаватели учат меня показывать картины природы с помощью разных красок и их тонов. Также и художники передают свои картины природы с помощью тёплых или холодных красок, разных тонов и даже тени.
3. Выразительное чтение учителем нового стихотворения Т.М. Белозерова “Тучка” на стр.23 учебника.
4. Ответы на вопросы учителя:
– О чём это стихотворение?
- И какое у него настроение?
5. Чтение стихотворения “Тучка” учащимися.
6. Анализ стихотворения. Работа в группах.
Вопросы для обсуждения:
1. Прочитайте стихотворение. Подчеркните “рисующие” слова, которые описывают большую тучу и маленькую тучку разными карандашами.
2. Отметьте сравнение, которое применил поэт Т.Белозёров.
3. Отметьте те “рисующие” слова, которые описывают большую тучу, как человека.
4. Подберите ваши сравнения для большой тучи и маленькой тучки.
7. Проверка работы в группах. Рассуждения учащихся одной из групп.
Глеб: нам понравилась больше маленькая тучка. И поэту Т.М. Белозёрову она тоже нравится. Это видно по “рисующим” словам. Поэт называет ее ласково: “тучка”, “маленькая”. А большая туча ему не нравится. Он называет ее — “туча”.
Катя: своё стихотворение Т.М. Белозёров даже назвал именем маленькой тучки и в основном описывает её, а о взрослой туче автор говорит только в первых двух строках.
Рита: Т.М.Белозёров сравнивает маленькую тучку с таким же маленкьким весёлым оленёнком.
Павлик: эта тучка-оленёнок весело скачет по небу и нам кажется, что она ищет для себя таких же озорных шаловливых друзей.
Арсений: мы отметили “рисующие” слова для большой тучи. Она ленивая, лежит и ворчит. От неё никакого толку, только шум один.
Эля: а маленькая тучка — веселая, дает дождь, влагу растениям и грибам. Автор её любит.
Глеб: мы сравнили большую тучу с ворчливой старухой, а маленькую тучку с весёлой озорной девчонкой, которая любит слепой тёплый дождик и прогулки.
8. Чтение двух текстов о дожде на стр.24 учебника.
9. Сравнение описания дождя учащимися в статье С.И.Ожегова и в рассказе К.Г.Паустовского.
Учитель: определите, какой из текстов художественный, а какой научный? Докажите своё мнение.
Арина: я думаю, что первый текст С.И.Ожегова не художественный, так как он несёт только информацию об осадках. В тексте нет художественных, “рисующих” слов.
Владмир: в этой статье можно выделить научные термины, которые мы слышим из прогноза погоды по телевизору: атмосферные осадки, водяных капель, струй, обильное выпадение мельчайших частиц. Значит, этот текст научный.
Мальвина: я знаю, что С.И. Ожегов-составитель большого толкового словаря русских слов. Моя мама собирает для моей учёбы словари. А статьи в словарях относятся к научным текстам.
Соня: я думаю, что второй текст К.Г.Паустовского художественный. В нём есть слова, “рисующие” разные картины дождя. Эти слова помогают представить нам разные образы дождя.
Андрей: прочитав рассказ Паустовского, я могу рассказать, какой бывает дождь с помощью “рисующих” слов и как он начинается в природе: длинными туманными прядями, нежное дыхание влаги, редкие капли, тёмные крапинки, на пыльных дорогах и крышах.
Глеб: я отметил “рисующие” слова для описания запахов дождливой погоды: чудесный прохладный запах земли, вытесняет запах мокрой травы, запах крапивы.
Маша: а я нашла “рисующие” слова-действия для тёплого ласкового дождика: дождик собрался”, “дождик припустил”, “дождик траву обмывает”.
Учитель: вы молодцы, правильно определили виды текстов. Действительно, первый текст-это статья из толкового словаря С. И. Ожегова, которая несёт научно-познавательную информацию. Второй текст-художественный у писателя К.Г.Паустовского.
V. Закрепление нового материала. Работа в группах.
1. Описание характера разных видов дождя. Самостоятельное заполнение таблицы сравнения.
Учитель предлагает в таблице дать описание из рассказа “Какие бывают дожди” разных видов дождя.
Таблица 3
Вид дождя | Его описание, действия | Звуки дождя | Сравнения |
2. Проверка самостоятельной работы.
Обсуждение детей в группах описания спорого, грибного и слепого дождя, из звуков, запахов и выделение сравнений из рассказа К.Г.Паустовского.
Таблица 4
Вид дождя | Его описание, действия | Звуки или запахи дождя | Сравнения |
СПОРЫЙ | быстрый, скорый, всегда приближается с
набегающим шумом; каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, подскакивает, снова падает ... |
Звуки: стеклянный звон. | Углубление-маленькая водяная чаша. Капля блестит и похожа на жемчуг. |
ГРИБНОЙ | сонно сыплется из низких туч, не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой; после него начинают буйно лезть грибы ... | Запах лесного мха, перегноя, грибов,
дымка. Тонкий звон по траве, шляпкам грибов. |
|
СЛЕПОЙ | идёт при солнце; сверкающие солнечные капли | Звуки: от слёз царевны | Царевна плачет. Капли-крупные слёзы. |
VI. Этап контроля.
1. Определение видов текстов.
Учитель: определите вид текстов и проведите стрелочки:
1 вариант. Таблица 5
Текст | Вид текста |
Радужная арка засверкала ярко, Разукрасила траву, расцветила синеву. Блещет радуга – дуга, сквозь нее видны луга. А за самым дальним лугом поле, вспаханное плугом. |
НАУЧНЫЙ |
Радуга-атмосферное, наблюдаемое при освещении Солнцем, явление. Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра. | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ |
2 вариант. Таблица 6
Текст | Вид текста |
Пусть море останется морем всегда. Пусть плещет, играет, искрится вода. И ласковым шумом зовёт нас прибой В прекрасный и призрачный мир под волной. И парус белеет, и чайки кричат, И тёмные горы о чём-то молчат. |
НАУЧНЫЙ |
Море-большое количество солёной воды, которое может быть связано с океаном или не иметь сообщения с мировым океаном. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной. | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ |
VII. Итог урока. Синквейн о дожде.
1. Учитель просит объяснить отличия научного и художественного текстов о природе:
Павлик: в научном тексте авторы сообщают сведения и научные факты. Такие тексты содержатся в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Маша: в художественном тексте писатели и поэты описывают природу с помощью “рисующих” слов и своих чувств.
2. Синквейны о дожде:
Соня:
Слепой дождь.
Ласковый, тёплый.
Светит, сверкает на солнце, радует.
Нам кажется, что плачет сказочная красавица-царевна.
Владмир:
Ливень!
Мощный, грозовой.
Летит, шумит, сносит всё на своём пути.
Царь среди дождей!
Арсений:
Грибной дождик!
Осенний, сонный.
Пахнет мхом, грибами, возится в кустах мягкими лаками, усыпляет.
В лес за грибами!