С.Я. Маршак писал: “Литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые читатели. Именно на них. на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова”. [1]
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель.
Чтобы воспитать такого читателя, чуткого, внимательного, доброго, знающего, наконец, грамотного, разбирающегося в теории литературы, необходимо развивать творческие способности, которые есть у каждого ученика.
В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь, нравственные качества.
На уроках чтения дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся” маленькими писателями”, способными выражать в слове свои впечатления, переживания. Творческой деятельностью, - по выражению Л.С. Выготского, мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке. [2]
Ребята любят не только читать сказки, но и сочинять сами. Слесаренко Максим написал сказку в стихах.
Выросла большая репка,
Тянули её бабка да дедка.
Из последних сил старались.
Вытащить её пытались.
Стали внучку они кликать.
Да и кошку пришлось звать.
Мышка стала помогать.
Ай, да репка, вот так плод ,.”.
Хватит кушать целый год!
Если хорошо трудиться,
Вот что может уродиться!
С большим интересом учащиеся приобщаются к теории литературы. Уже в 1 классе знакомятся с понятиями: рифма, ритм, стихи, проза, жанр, тема, идея произведения, языковые художественные средства. Эти знания необходимы учащимся, чтобы сочинять стихи. быть грамотными, уметь выразить свои мысли и чувства, открыть душу перед слушателями. Итогом работы над художественными произведениями в разделах “Сады поэзии: из чего растут стихи”, “Гранит страны “Литературы” в 1 классе являются творческие работы детей. Вот некоторые из них.
Снежок Кружит ласково снежок,
Весело порхает.
Дети вышли погулять,
Песню напевают:
“Вокруг ёлочки ходили,
Хороводы мы водили,
А потом пошли гулять
И снежок весь убирать”.
Белов А.Синичка Холодно зимою
Маленькой синичке
Зимнею порою.
Нету корма птичке,
Нет жуков и мушек,
Нет в лесу кормушек.
Голодно синичке,
Плохо милой птичке.
Тепляков И.
Большой интерес для школьников представляет раздел “ Устное народное творчество”. Изучая его, учащиеся познают богатство языка, развивают мышление и логику, глубже познают окружающий мир, расширяют кругозор. Завершая работу по данной теме, провожу урок творчества. В уголке “Авторское место” организуется выставка книжек-малышек. В них содержатся загадки, скороговорки, считалки собственного сочинения.
Считалки
1.
Шли ежата в горы.
Тащили помидоры.
Сели на пень отдыхать,
Начинай считать опять.
Бескровная О. 1 класс
2.
Бельчата весело играли,
Дружно яблоки таскали.
Кто не хочет собирать,
Тот и будет нас искать.
Дуванов И. 1 класс
3.
Раз, два, три. четыре. пять
В прятки мы идем играть.
Мы считали до пяти,
Вышел ты, а ты води.
Зубкова П. 1 класс
4.
Раз, два .три, четыре. пять,
Я сейчас пойду гулять.
Понижай, ребенок, тон,
Выходи скорее вон!
Мамонов А. 1 класс
ЗАГАДКИ
1.
Голубая, нежная шапчонка
Спряталась под снегом от девчонки.
(Подснежник)
Солошенко Ю. 2 класс
2.
Как оно придет, все зацветет.
(Лето)
Родина М. 2 класс
Уроки чтения в 1 классе начинаю с артикуляционной зарядки, чтобы приготовить речевой аппарат к чтению целыми словами. С этой целью провожу работу над скороговорками, в которых часто употребляется какой-либо согласный звук (аллитерация). Позднее учащиеся сами их сочиняют.
ПТИЧЬИ СКОРОГОВОРКИ
1.
Ворона воровала, прыгала, скакала (Усова В., 1 класс)
2.
Воробей воровал из кормушки.
Были там сухарики и сушки.
Это всё подарил он подружке.
- Вора бей! –закричали кукушки. (Полусохина Т., 1 класс))
3.
Пляшет во дворе сорока,
Сапоги берёт без срока. (Началова Т., 1. класс)
В учебнике “Литературное чтение” 1-4 класс В.Ю.Свиридовой содержатся много произведений о домашних и диких животных. например, Н.Гарин-Михайловский “Тёма и Жучка”, К.Паустовский “Заячьи лапы” , С .Есенин “Лебёдушка” , “Мой щенок” и другие. Ребята учатся составлять тексты: описание, повествование, рассуждение. Кому трудно сочинять, учитель предлагает готовые рифмы. Многие учащиеся проявляют самостоятельность в творческой работе, яркую индивидуальность, выражая собственные чувства и настроение.
Мой щенок
Добрый песик, черный, носик,
Лает звонко, очень громко.
Он красивый. Очень умный,
И с ребятами он дружный.
Назаров Н. 1 класс
Белочка
Шубка у белочки
Просто золотистая,
Зубки остренькие,
Хвостик пушистый.
Белочка по веточкам
Прыгает на ёлочке,
А на землю сыплются
Шишки да иголочки.
Улитина А. 2 класс
С большим интересом дети прочитывают произведения русских и советских писателей о родной природе: о березе, черемухе , цветах, птицах . насекомых. Это рассказы Ю. Нагибина “Зимний дуб”. Н. Павловой “Первые цветы”. Н. Сладкова “Ивовый пир”, стихи В. Жуковского “Черёмуха цветёт”, А. Майкова “Ласточка примчалась” и многие другие. У каждого человека есть любимое дерево. Поделитесь, ребята. Со мной своими мыслями и чувствами, чтобы я взглянула вашими глазами на любимое вами дерево, и мне захотелось его полюбить. Вот некоторые рассуждения учащихся.
БЕРЁЗА
У меня под окном растёт молодая берёзка. По древнему гороскопу берёза соответствует знаку Зодиака моей мамы. Когда я смотрю на стройный, красивый ствол и зелёные свежие листья дерева, я всегда думаю о маме. Нежный шепот листвы напоминает мне голос мамы. Весной, когда на деревце распускаются листочки и сережки , оно похоже на маму в праздничном красивом наряде. Зимой дерево погружается в сон, становится задумчивым, грустным, какой бывает иногда моя мама. Я очень люблю это дерево. (Назаров Н. 3 класс)
Насколько ребёнок индивидуально творческая личность, показывают классные сочинения. Читая их, проникаешься мыслями и чувствами детей, смотришь на происходящее их глазами, волнуешься и переживаешь вместе с ними. Учебник “Литературное чтение” включает произведения для семейного чтения. Например, нанайская сказка “Айога”, А. Гайдар “Чук и Гек”, В. Маяковский “История Власа - лентяя и лоботряса” и другие. Ребятам предлагаю написать сочинение о своей семье, форму изложения каждый выбирает самостоятельно: стихи или проза. Вот некоторые из них.
МОЯ СЕМЬЯ
У нас в семье два малыша:
Котёнок и моя сестра.
Один бумажкой шелестит,
Другая без конца пищит.
А я уже совсем большой,
И хочется сказать порой:
- Друзья, нельзя ли помолчать,
Вы не даёте мне поспать”.
Маркелов А. 3 класс
ДОРОГОЙ ДЛЯ МЕНЯ ЧЕЛОВЕК
У каждого из нас в жизни есть дорогой нам человек . Ему мы подражаем, с него берём пример. Для меня таким человеком является мама. С этим словом связана нежность, честность, доброта, любовь. Каждое утро нежные руки мамы гладят меня. Добрые слова заставляют открывать глаза. И вот я вижу перед собой нежное, доброе лицо моей мамы. А как хорошо дома вечером! Я с нетерпением жду, когда откроется дверь, и мама вернётся домой. Мы выпьем чай, поговорим о делах. Мама успокоит, поможет советом. Ведь в жизни бывают такие моменты, когда может помочь только мама. Для меня мама – это мой лучший друг. Мне очень хочется видеть её счастливой. Я люблю свою мамочку. (Мосолыгин А. 4 класс)
ДОРОГОЙ ДЛЯ МЕНЯ ЧЕЛОВЕК
У нас в семье мама, папа, бабушка ,дедушка и я. Но больше всего мне нравится общаться с бабушкой, так как никто другой не может так спокойно выслушать меня или так же спокойно наказать. Однажды я взяла на руки котёнка Сёму. Но почему-то у меня плутишка стал мяукать. Я ему предлагала и мясо, и молоко, и чесала за ушком – ничего не помогало. Я забеспокоилась: не заболел ли? Но вскоре котёнка у меня забрала бабушка. Удивительно. Он успокоился у неё, перестал мяукать, а бабушка завернула его в теплый платок и прижала к себе. Когда у меня возникает вопрос, она мне всегда помогает. Вот такой удивительный человек - моя бабушка. ((Цыганова Н. 4 класс))
Выделено две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным предметом. Например, чтобы написать сочинение на тему “ Что я знаю о лисице”, “Как Люди научились добывать огонь”, “О чём мне рассказала
капелька дождя” достаточно изложить определённые темой знания, то есть выполнить работу на репродуктивном уровне. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей ,размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Блонский писал по этому поводу: “Надо приучать ребёнка писать только о том, что он хорошо знает, о чём он много думает и глубоко думал. Нет ничего вреднее для ребёнка, как давать ему темы, по которым он мало думал и о которых у него мало, что есть сказать”. [3] Особое значение я придаю формулировке творческих тем, их эмоциональному представлению, стремлюсь вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации литературного творчества. Вот именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затронуть не только ум ребенка, но и прежде всего его чувства. [4] Вот некоторые темы, которые были предложены детям: “Воспоминания березового листка”, “История моих старых ботинок”, О чём чирикал воробей?”, “Размышления нашего стола”, “Слово о Саратове”, “Зима отступает”, “Голубая весна” и другие. Предлагаю учащимся одновременно несколько тем, они выбирают ту, которая им более близка и интересна, например, “Вот так тыква!”, “Ну и кочан!”, “Моя милая яблонька” или “Осеннее утро”, “Осень в лесу”, “Сказка осеннего леса”, “Последние листья” и другие.
Развивая творческие способности детей, повышается интерес к чтению, развивается речь и логическое мышление учащихся, повышается техника чтения, ребята знакомятся с основами теории литературы, используют приобретённые знания в самостоятельной работе, не испытывает затруднений при написании сочинений. Они становятся для них излюбленным видом творчества. Урок чтения становится предметом постижения искусства. Все учащиеся моего класса выполняют нормы техники чтения (120 и более слов в минуту на момент окончания начальной школы), владеют осознанной, правильной, выразительной речью. Чтение стало любимым предметом для моих учеников. На уроках мы обмениваемся мнениями о прочитанных книгах, которые ребята берут в библиотеках, пишем отзыв о прочитанной книге, приобщаем детей к чтению. Третьеклассники по чтению имеют оценки четыре и пять. Учащиеся, которые переходят в среднее звено, хорошо проводят анализ художественных произведений на достаточно высоком уровне.
Умеют выделять уже во 2 классе все части рассказа: вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение, давать в произведении, портретную характеристику героев, определять роль пейзажа в произведении, хорошо знают языковые художественные средства, обладают богатой фантазией и воображением, проявляют интерес к чтению, растут чуткими читателями, отзывчивыми, умеющими сопереживать.
Творческие задания делают интересной самостоятельную работу учащихся в классе и дома, повышают их активность, развивают навыки межличностного общения. дают импульс к творческому началу учения, формируют у них уверенность в себе, самоуважение, самооценку, т.е. помогают решать социально-значимые задачи. Творческая деятельность учащихся находит свое продолжение во внеклассной работе:
организуем выставки работ, чтение своих стихов перед родителями, создаем классные литературные газеты, журналы. Так в классе появились сборники сказок, рассказов, стихов. Вот названия некоторых из них: “Моя осень”, “ Мы любим сказки”, “Здравствуй, весна - красна”, “Что мне рассказала капелька дождя”, “Мы любим праздник Новый год” и другие.
Развитие творческих способностей учащихся является одним из показателей их интеллектуального развития.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Л.Б. Константинова. Развитие творческих способностей младших школьников. Журнал Начальная школа” №7 2000.
2. Л.И. Тикунова. Инициатива и творчество учителя – путь к перестройке обучения и воспитания. Журнал “начальная школа” №8, 1997.
3. Н.В. Нечаева. Организация литературного творчества. М, 1994
4. О.В. Кубасова. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. Журнал “Начальная школа” №9 1991.