Урок "Взаимосвязь слова и музыки в песне". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: формирование у учащихся представления о взаимосвязи слов и музыки в песнях.

Задачи:

  • воспитывать слушательскую культуру;
  • познакомить с творчеством современных русских композиторов;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • развивать логическое и ассоциативное мышление, внимание;
  • учить выражать свои эмоции через устную речь.

Методы обучения: беседа, рассказ, сравнение, метод забегания вперёд и возвращения назад.

Оборудование: фортепиано; музыкальный центр; проектор; компьютер.

Музыкальный материал: песня “Доброе утро” из кантаты Д. Кабалевского “Песня утра, весны и мира”; песня “Было время грозовое” музыка А. Фаттаха, слова В. Коркина; пьеса В Кикты “Гусляр Садко”; песня “Мама” В. Гаврилина.

Ход урока

I Организационный момент.

1 Построение перед классом.

2 Вход в класс под песню “Доброе утро” из кантаты Д. Кабалевского “Песня утра, весны и мира”.

- В прозвучавшем музыкальном отрывке композитора Д. Кабалевского кому дети желали доброго утра? (Ответы уч-ся.)

- Давайте и мы с вами пожелаем всем жителям планеты, всему миру добра!

3 Музыкальная разминка. Проводится распевание гласных а-у от звука фа вверх: большая секунда, малая терция, большая терция с возвращением на первый звук. Затем пропеть последнюю фразу песни “Доброе утро”.

II Вхождение в тему.

- Ребята, как называется музыкальный жанр произведения, под звучание которого вы вошли в класс, а затем исполнили сами? (Песня.)

- Вы знаете, из чего состоит песня? (Из слов и музыки.)

- Как вы думаете, слова и музыка должны быть между собой похожи или должны отличаться друг от друга? (Похожи.)

- Что должно быть у слов и музыки общее в песне? (У них должно быть общее настроение, характер, общий ритм и мелодия.)

- Хорошо, но это ещё не всё. Об этом чуть позже.

III Углубление в тему.

- Пока мы с вами выполним такое задание: я прочитаю стихотворение, а затем подберём к нему подходящую музыку.

Было время грозовое.
День и ночь отцы сражались.
За свободу шли герои,
В битвах сабли накалялись.
В буре той родились мы, ребята,
В битвах жарких, как солдаты.

- Скажите, а что вы почувствовали, слушая эти строки? (Тревожное было время. Мужество. Сильные люди).

- Давайте подбирать подходящую к стихам музыку. Сначала ритм. Каким он должен быть? (Ритм чёткий, строгий, движется ровно.)

- Хорошо, а теперь мелодия. (Мелодия должна прерываться, нужны паузы.)

- Вы говорили, что в стихах чувствуется тревога, как же передать тревожный характер? (Надо чтобы мелодия звучала в миноре, чтобы она звучала как марш, потому что стихи о войне.)

- Молодцы, многое назвали. Теперь остановимся на сказанном. Строки, которые я читала, написал поэт В. Коркин. Послушайте, какую музыку на эти стихи написал композитор А. Фаттах.

(Исполнение песни “Было время грозовое”)

- Как вы думаете, совпали наши рассуждения о музыке и музыка композитора? (Совпали – лад минорный, ровный ритм, мелодия с паузами, прерывается.)

Вокально-хоровая работа.

(Разучивание песни “Было время грозовое” музыка А. Фаттаха, слова В. Коркина).

- Молодцы, получилось хорошо. Только мы с вами пели под сопровождение фортепиано, а в солдатском полку его ведь не носят с собой в походах? Может, нужны другие инструменты для сопровождения? (Нужны трубы и барабаны.)

- Представим, что перед нами барабаны, будем исполнять мелодию голосом, а руками прохлопаем партию барабанов. (Исполнение.)

- Теперь добавим партию трубы. Это будут короткие попевки. (Исполнение коротких секундовых попевок трубы вниз от V ступени, во второй фразе от VI ступени.)

(Исполнение разученного фрагмента песни “Было время грозовое”.)

- Итак, мы с вами попробовали составить песню, отталкиваясь от текста. Но у музыки есть ещё удивительное качество: музыка способна отразить даже не слово, а мысль автора. А мы с вами способны это уловить. Сейчас вы в этом убедитесь.

(Исполнение пьесы В Кикты “Гусляр Садко” на фортепиано.)

- Скажите, в том, как звучала музыка вас, что то удивило или она звучала привычно для слуха? (Звуки не все сразу звучали, а по очереди, друг за другом.)

- Хорошо! Какую картину рисуют звуки так исполненные? Что изображают звуки? (Будто волны набегают одна за другой.)

- Значит, увиденная таким образом картина может называться пейзаж. Композитор при помощи музыкальных звуков действительно рисует пейзаж – сказочную картину моря с набегающими волнами. Герой смотрит на волны с какой точки? Он находится рядом или смотрит с высоты? Послушайте отдельно мелодию: высота звуков вам поможет определить. (Исполнение мелодии повторно.) (Герой смотрит на волны с вершины горы.)

- Что чувствует человек, смотрящий на этот пейзаж? Как вы думаете? (Человек любуется природой, смотрит с любовью на всё вокруг.)

- Почему же ему всё так нравится ему? Почему такие добрые чувства к окружающей природе? Догадались? (Это его Родина.)

- Человек, чтобы выразить свои сильные чувства, может петь или читать стихи. А что делает наш герой? Как вы думаете? (Исполнить фрагмент ещё раз.) (Он играет на гуслях и поёт.)

- Я попробую пропеть мелодию со словами от лица героя, а вы скажите, будет похоже или нет. (Исполнение первой части пьесы со словами:)

Ой, ты Русь моя родная!
Нет тебе конца и края!
Ты великая, святая!

- Подходят эти слова по смыслу? (Да.)

- Итак, эта мелодия звучала высоко, делаем вывод, что голос героя высокий. Высокий мужской голос называется тенор. Высота голоса показывает на возраст героя. Вы догадались, какой герой по возрасту? (Высокий голос – молодой герой.)

- Смотрите что получается: герой сказочный, молодой, играет на гуслях, русский человек, поёт, любит свою Родину. Как его зовут? (Садко.)

- Здорово! Композитор В. Кикта назвал свою пьесу – “Гусляр Садко”. В своей музыке композитор рассказал о любимой России устами сказочного героя Садко, но вы об этом ничего не знали, а всё-таки догадались. Кто же вам помог это понять? (Музыка.)

- Причём эта музыка была без текста! Значит, и без слов музыка может передать мысли автора.

IV Итог урока.

- Но всё же союз музыки и слова даёт человеку без ошибок понять, о чём идёт речь в произведении. И этот союз может обладать сильным воздействием на человека.

V Рефлексия.

- Один поэт сказал: “Я не плакал от боли, а от песни – случалось”. Приходилось ли вам встречаться с такой песней, которая бы вызывала у вас слёзы? (Ответы детей.)

- Я хочу закончить сегодняшний урок такой песней. Но сначала скажите, какими словами вы бы рассказали мне о своей маме? Какая она ваша мама? (Ответы детей.)

- А вот как рассказывает о маме песня. (Исполнение песни “Мама” В. Гаврилина.)

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Ответы детей.)

- Я пою песню ещё раз, а вы подпевайте со мной припев. Там очень простые слова: “Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!”. Пойте так, как будто дарите маме свою любовь. (Исполнение песни вместе с детьми.)

- Наш мир так устроен, что даже животные общаются друг с другом при помощи особых звуков. И лишь человек наделён способностью заниматься искусством и передавать свои чувства музыкой. Я желаю вам петь больше хороших песен, чтобы всегда оставаться человеком!