На сегодняшний день основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. Образовательные учреждения создают для этого все необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физической культуры и ее учебно-воспитательных задач.
Необходимо отметить, что хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Важнейшим средством в решении основных задач физического развития является использование народных подвижных игр в повседневной жизни дошкольника.
Как известно, игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Народные подвижные игры не только способствуют развитию физических качеств, но и оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, формируют устойчивое отношение к культуре родной страны, создают эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. В играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как “Бояре”, “Царь Горох”, “Стрельба из лука”, “Стадо”, “Жмурки”, свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад, народные обрядовые праздники. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, формируют взаимоотношения между ними, игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.
В своей работе мы активно используем народные подвижные игры различные по содержанию, тематике и организации. Подбирая игру, прежде всего мы отталкиваемся от программы нашего детского сада, так как программные требования являются основными критериями. В основном мы используем игры народов нашего региона – среднего Поволжья, а именно: татарские, чувашские, мордовские и русские. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Обязательно учитываем погодные и территориальные условия. Так, например, игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль стараемся проводить на большой территории, вне помещения, а для зимней прогулки подбираем более динамичные игры. Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры большой подвижности целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовала деятельность со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые. Большое место проведению народных подвижных игр отводим на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении тематических недель, народных праздниках: “Масленица”, “Осенины”, “Рождество”, “Праздник плуга” и многих других, которые проводятся в нетрадиционной форме. На данных праздниках родители являются активными участниками народных игр. “Солнце и месяц”, “Горелки”, “Непоседа воробей”, “Чучело”, “Золотые ворота”, “Третий лишний” и другие игры позволяют детям совместно с родителями погрузиться в мир далекого прошлого, познакомится с традициями народов родного края, обеспечить гармоничное развитие личности.
Очень важно создать интерес к новой игре, тем самым придать целенаправленность игровым действиям. Для этого используем разнообразные приемы: внесение национальной атрибутики, художественное слово на родном языке игры, решение проблемных ситуаций. После чего переходим к краткому, понятному, эмоционально окрашенному объяснению игры: даем название, замысел, краткое содержание, выделяем и подчеркиваем правила, напоминаем необходимые движения, распределяем роли, раздаем атрибуты (если в этом есть необходимость), размещаем играющих на площадке и начинаем игровые действия с последующим руководством. По мере накопления детьми двигательного опыта игры усложняются, что делает их более интересными и привлекательными. Это прослеживается в активном использовании народных игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Таким образом, результаты нашей работы позволяют сделать следующие выводы:
- народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы помогают в комплексе активно решить образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, направленные на формирование разносторонне развитой личности, толерантных взаимоотношений в детском коллективе;
- народные подвижные игры укрепляют здоровье, способствуют правильному физическому развитию; содействуют в овладении жизненно необходимых двигательных навыков, развитию физических качеств;
- народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время.
Литература.
- Вавилова Е.Н. “Учите бегать, прыгать, лазать, метать”: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1983г.\
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Кенеман А.В. , Осокина Т.И. “Детские народные подвижные игры”
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова; под ред. Л. В. Руссковой. М.: Просвещение, 1986.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Ресурсы интернета
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр / Академия, 2001.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников / под ред. С.О.Филиповой. М.: Издательский центр / Академия, 2007.
- Элашвили В.И. Игры – средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1986.