Цель: формирование уважения к историческому прошлому города Калуги, героям-землякам ВОВ
Задачи:
- познакомить учащихся с историей родного города времен немецко-фашистской оккупации
- способствовать воспитанию патриотического духа подростков, чувства гордости и любви к малой Родине
- воспитывать уважительное отношение к ветеранам и героям ВОВ, памятникам войны, а также памятным местам в родном городе
Форма проведения: общешкольное мероприятие.
Место проведения: актовый зал.
Участники презентации: учащиеся 8-х классов, учителя, родители, ветераны ВОВ.
Оборудование: проектор, декорации, военная атрибутика. (Презентация).
Ход классного часа
В начале классного часа идет показ слайдов с видами Калуги под песню В.Баснера и М.Матусовского “С чего начинается Родина”. Музыка стихает. Выходит чтец.
Блок “Довоенный”
Чтец читает стихотворение “В тополином пуху утопает округа” (Приложение 2).Слайд 1
Ведущий 1. Калуга является одним из старейших городов центральной России.
В далеком прошлом наш город подвергался нападению крымских татар- с юга, литовских и польских феодалов – с запада. В архивах есть сведения о том, что наш город многократно менял свое местоположение из-за вражеских нападений, пожаров и эпидемий.
Ведущий 2. В Отечественной войне 1812 года Калуга сыграла важную роль .Наш город явился главной тыловой базой русской армии, где размещались военные госпитали и находились продовольственные склады. Здесь формировалось вооружённое ополчение для действующей армии, заготавливался фураж, продовольствие, собирались денежные средства.
Ведущий 1. Располагаясь на перекрестке оживленных гужевых и водных путей, Калуга достигла к концу XIX века своего расцвета, превратившись в крупный промышленно-торговый центр. Главными промышленными производствами были: парусно-полотняная и канатная фабрики. Отсюда велась широкая торговля с Москвой и Санкт-Петербургом, Поволжьем и Украиной. Торговые связи поддерживались и с иностранными державами: Англией, Персией, Китаем, Турцией, Голландией.
Ведущий 2. В годы первых пятилеток в Калуге появились и начали выпускать свою промышленную продукцию такие предприятия, как: “Калужский машиностроительный завод”, “Калужский электромеханический завод”, “Калужская спичечная фабрика”, “Калужская швейная фабрика” и др. Слайд 2-3
Ведущий 1. 1941 год. Июнь. Наша школа живет своей мирной жизнью…
На авансцену выходят группы ребят (парни играют в шахматы, здороваются с подошедшими, “подружки” позируют фотографу).
Ведущий 1. Представьте себе, в этих же классах, где сейчас учитесь вы, по этим же коридорам, по которым сейчас ходите вы, ходил высокий русоволосый парень с добрыми глазами и отзывчивой душой. Это Олег Знаменский. Он – гордость школы. Закончил ее с отличием. Олег был любознательным учеником, любил все школьные предметы, особенно математику, физику и английский язык. Олег мечтал стать инженером, конструировать корабли. Слайд 4
Ведущий 2. Всмотритесь в эти лица. Красивые, молодые…Кто-то улыбается, кто-то сосредоточен, а большинство – серьезны. Еще бы, ведь это последний день в школе. Завтра начнется новая, взрослая жизнь. Одни пойдут учиться дальше, чтобы стать врачами, инженерами, учителями. Другие хотят поскорее начать работать.
Мимо шахматистов под музыку выбегают молодые люди и кружатся в вальсе (“Довоенный вальс” Слова-Лаубе Ф.,музыка-Аедоницкий П.)(Внезапно все останавливаются в испуге, затем поворачиваются в ту сторону, где находится радио.) С первыми аккордами “Священной войны” замирают, глядя на экран. Слайд 5
Ведущий 2. Так началась Великая Отечественная война. Слайд 6
Блок “Военный”
Ведущий 3.
22 июня - Фашистская Германия напала на Советский Союз. В Калуге на машиностроительном и электромеханическом заводах, спичечной и швейной фабриках состоялись митинги. В них участвовало более 9000 человек.
Ведущий 4.
24 июня - Первая партия калужан-добровольцев отправилась на фронт.
Ведущий 3.
15 июля - В Калуге сформировано народное ополчение из 3884 добровольцев непризывных возрастов.На борьбу с врагом поднялся весь народ. Сотни тысяч ушли на фронт добровольцами.
Ведущий 4. В Калуге для выполнения специального задания Комитета обороны был образован отряд из учащихся. Желающих попасть в отряд было очень много, но отобрали две тысячи человек, из них 100 учеников нашей школы. Некоторые ребята проникли в эшелон тайком и были обнаружены уже в дороге. Пришлось зачислить их в отряд. Среди них был и Виктор Радомичев. Слайд 7
Ведущий 3.
Врагу нужно было захватить Москву. И перед ребятами была поставлена задача: копать противотанковые рвы, рыть траншеи, устраивать завалы на лесных дорогах. Работа была очень тяжелая, ведь многие впервые держали в руках лопату и кирку. Ситуация осложнялась тем, что над районом строительства постоянно летали фашистские самолеты и часто обстреливали ребят.
Несмотря ни на что спецзадание было выполнено. Слайд 8
Ведущий 4. Среди многих других добровольцем на фронт ушел Олег Знаменский. До войны он, помните, мечтал стать инженером, конструировать корабли. А стал танкистом.
Ведущий 3. Виктор Радомичев стал разведчиком, был схвачен немцами, но по дороге бежал и ушел добровольцем в армию. Слайд 9
(Выходят на сцену парни и девушки, поют песню Б.Окуджавы “До свидания, мальчики” )
Под проигрыш участники расходятся по своим местам, группа из 4 человек садится за стол, все в гражданской одежде, девушки в шалях, на столе лампа, ведущие на сцене.
Ведущий 3. 1941 год: 30 сентября - Немецкая авиация начала систематические бомбардировки Калуги.
Ведущий 4.
4 октября – В результате авианалета на город 43 человека было убито, 58 ранено.
Ведущий 3.
9 октября - Из Калуги были эвакуированы все военные госпитали с ранеными. Начались бои на подступах к Калуге. Слайд 10
Ведущий 4.
12 октября в 21 час по данным вермахта была захвачена Калуга. (Мимо ведущих выходит ученица, кутается в шаль.) ЭтоМария Захаровна Бойцова. Осенью 1941 года вчерашняя школьница начала работать на почте в Калуге. Вступление немцев в город она вспоминает как тяжелый сон:
“11 октября утром не было слышно артиллерийской канонады. Я жила в доме у своего крестного неподалеку от улицы Смоленской. Канонада началась с обеда, теперь уже совсем близко к городу. Наши артиллеристы с пушкой держались возле Березуевского оврага. Отовсюду слышалась винтовочная стрельба, треск пулемётов.
Немцы открыли огонь по городу с противоположного берега из орудий. Один снаряд взорвался недалеко от нашего дома. К вечеру стрельба поутихла. Наши войска ушли из города. Вдруг под окнами послышался топот сапог, ржание лошадей, скрип колёс…
Утром 13 октября по Калуге нескончаемым потоком шли немецкие войска. Тарахтели мотоциклисты, ехали на автомашинах, повозках, лошадях. Офицеры были в начищенных сапогах…”. (Ученица уходит)
Ученик 1 встает из-за стола
Среди немецких воинских частей, расположившихся в Калуге, был батальон связи, казармой для которого назначили дом-музей К. Э. Циолковского.Посуду семьи Константина Эдуардовича “арийцы” приспособили для кормления собак, слухачи, которыми пользовался глуховатый калужский изобретатель, солдаты использовали для переливания бензина в качестве воронок. В кабинете ученого устроили склад продовольствия, в соседней комнате был курятник. Головы курам рубили тесаками на верстаке, который Циолковский привез в Калугу из Боровска. И поныне этот верстак демонстрируется на веранде дома-музея. Среди зарубок на нем есть и следы солдатских тесаков 1941 года. (Ученик 1 садится на место) Слайд 11
Ученик 2 встает из-за стола
Фашисты пытались запугать население садистской жестокостью и беспощадностью. Был издан, например, такой приказ: “Тот, кто будет задерживаться около военных объектов, около телефонных проводов и около железнодорожных путей, будет расстрелян без предупреждения. Тот, кто будет принимать участие в деятельности партизан, будет повешен. Тот, кто примет в своё жилище красноармейцев или партизан, или будет их укрывать, будет расстрелян. Гражданскому населению запрещается покидать свои жилища с 15 часов 30 минут до 8 часов утра”. (Ученик 2 садится на место) Слайд 12
На сцену выходит ученица
Сохранились сочинения учеников нашей школы о страшных днях оккупации Калуги. Вот, что пишет Лидия Лузанова, ученица 10 класса:
“В здании нашей школы немцы устроили казарму. Внизу размещался фашистский застенок, куда бросали наших патриотов. Каждый день подходили сюда серые машины с советскими гражданами. Те, кто попадал сюда, как правило, домой не возвращались. Все обходили это здание, чтобы не слышать криков людей, терзаемых гитлеровскими людоедами. В окнах 2 и 3 этажей были установлены амбразуры с пулеметами. Здесь же находился склад боеприпасов.” (Ученица подходит к окнам и там замирает.)
Ученик 3 встает с места
Прибрежный низинный квартал между улицами Монастырской и Детей Коммунаров назывался с 1927 года Кооперативным посёлком. Фашисты учредили здесь концентрационный лагерь, куда согнали всё еврейское население города. Вначале издали приказ о немедленной явке евреев на сборные пункты. Предлагалось взять с собой на несколько дней продукты питания и тёплую одежду. Когда все собрались, гитлеровцы ограбили их, нашили каждому на груди и спине жёлтые пятиконечные звёзды и бросили в бараки на улице Красная гора, вблизи бывшего Казанского девичьего монастыря.
(Ученик 3 замирает на месте) Слайд 13
Ученик 4 встает с места
Там (показывает на экран) они томились в ожидании незаслуженной кары вплоть до прихода Красной Армии. Многие умерли в лагере от истощения и болезней.
В путеводителе Генриетты Морозовой “Калуга”, рассказывается, что “7 ноября 1941 года было расстреляно немцами 8 человек, 27 декабря — 10 человек. В канун нового года вместе с Кооперативным посёлком были сожжены и прилегающие улицы: Подвойского, Красная Гора, улица Детей Коммунаров”. Сейчас там установлен памятный знак.
(Все ученики, сидевшие за столом, уходят.)
Блок “Освобождение”
На сцене двое ведущих
Ведущий 1 Слайды 14-18
С 13 октября по 30 декабря 1941 года длилась немецкая оккупация Калуги. На оккупированной территории немцы установили "новый порядок", жертвами которого стало более 20 000 мирных жителей Калужского края.Калужская наступательная операция являлась частью Московской наступательной операции. Цель операции разгромить противостоявшие силы 2-й танковой и 4-й армии группы армий “Центр” и развить наступление на города Калуга, Лихвин, Сухиничи.В результате операции советские войска нанесли поражение противнику и продвинулись на 120—130 км.
Ведущий 2. 50-я армия под командованием Ивана Васильевича Болдина освободила Калугу 30 декабря 1941 года. Слайд 19-20
Выходит чтец, читает стихотворение “Затоптав орудийную вьюгу” (Приложение 4).
Ведущий 1. После оккупации в здании нашей школы был размещен госпиталь для раненых.
В кабинетах 212 и 214 размещались операционные.
Ведущий 2. В госпитале работал известный хирург Николай Михайлович Амосов. За время Великой отечественной войны Амосов оказал помощь более 40000 раненых, провел около 5000 операций. Слайд 21
Ведущий 1. А как же наша школа?
Ведущий 2. Школа была переведена в здание нынешнего Калужского музея изобразительных искусств. (Группа учащихся выходит на авансцену). Слайд 22
Учащийся 1. Библиотека, все учебники, наглядные пособия были уничтожены. Стекла в здании выбиты во время бомбежек и забиты фанерой. Учащиеся сами вместе с учителями выносили из здания снаряды, сколачивали столы, собирали уцелевшие учебники и книги.
Учащийся 2. Не хватало топлива – его не на чем было подвезти в школу, тогда сами ребята везли его через весь город на санках со склада. Не хватало бумаги – писали на газетах, замерзали чернила – отогревали в руках. Учеба не прекращалась Неуспевающих не было.
Учащийся 3. “Учительская газета” от 7 ноября 1942 года с восхищением писала: “ Никогда еще так плодотворно не работали педагоги. Учительницы 9-й железнодорожной школы успевают и белье для раненых чинить, и полы в госпитале мыть, и готовить методические разработки. Жизнь в школе бьет ключом. Полное осуществление всеобуча, высокая успеваемость, шефство над госпиталем – все успевает наладить и организовать педагогический коллектив”.
Блок “Наша память”
Далее - импровизированный урок.
“Учитель”. Ребята, какие памятники боевой славы, связанные с Великой Отечественной войной в нашем городе, вы знаете? Слайды 23-29
Ученик 1. Площадь Победы Мемориальный комплекс в честь воинов Советской Армии и калужан, погибших в 1941г. в боях за Калугу.
Ученик 2. Памятник военным медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он изображает полевого врача, женщину в развивающемся плаще. (Приложение 5)
Ученик 3. Памятник Воину-освободителю на территории Калужского медицинского колледжа.
Ученик 4. Сквер имени Г.К. Жукова. Мемориальный комплекс в честь калужан-героев Советского Союза.
Ученик 1. Памятник “Танк”, открытый в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков частями 50-й Армии в декабре 1941 г.
Ученик 2. Рядом с этим памятником 5 ноября 1967 года был открыт сквер Ветеранов.
Ученики выстраиваются в две колонны по бокам экрана.
“Учитель”. 75 лет назад Калуга было освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Многие улицы нашего города носят имена героев Великой отечественной войны.
В честь кого они названы? Слайды 30-37
Ученик 3.
Александр Терентьевич Карпов (1917 -1944) - Дважды герой Советского Союза. Окончил нашу школу в 1933 году, командир эскадрильи 27 гвардейского истребительного полка. Летчик Карпов сражался в небе над Ленинградом, защищал “дорогу жизни”. Совершил более 500 вылетов, уничтожил 37 вражеских самолетов. Не вернулся с боевого задания.
Ученик 4.
Василий Степанович Попов (1893 - 1967) - советский военачальник, командующий 10-й и 70-й армиями, генерал-полковник, Герой Советского Союза. В декабре 1941-го возглавлял специальную подвижную группу, которой предстояло совершить 90-километровый рейд и внезапным ударом овладеть Калугой.
Ученик 1.
Иван Васильевич Болдин (1892 - 1965) - советский военачальник. С октября 1941-го командующий 19-й армией, а с ноября 1941-го по февраль 1945-го — командующий 50-й армией, освободившей Калугу.
Ученик 2.
Михаил Алексеевич Гурьянов (1903 -1941) - комиссар партизанского отряда, действовавшего на оккупированной территории Калужской области. Зверски замучен гитлеровцами.
За блестящее выполнение боевых заданий награжден звездой Героя СССР.
Ученик 3.
Георгий Константинович Жуков (1896 - 1974) - наш земляк, Маршал Советского Союза, министр обороны СССР, кавалер двух орденов “Победа”, четырежды Герой Советского Союза. Родился в селе Стрелковка Калужской области.
Ученик 4.
Георгий Иванович Амелин (1921-2011) — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 208-го штурмового авиационного полка 227-й штурмовой авиационной дивизии 8-го штурмового авиационного корпуса 8-й воздушной. Уроженец Тарусского района Калужской области.
Ученик 1.
Георгий Васильевич Зимин (1912-1997)-советский военачальник, маршал авиации, Герой Советского Союза. Его имя носит школа № 3 города Калуги.
Ученик 2.
Вера Сергеевна Андрианова (1922-1942) - калужская учительница, которая с началом войны пройдя курсы в школе разведчиков, работала в глубоком тылу противника. Позывной - “Галка”.Вера Андрианова посылала зашифрованные разведданные командованию 50-й армии. Участвовала в ряде диверсионных операций.
Была схвачена летом 1942 года. После серии допросов и пыток,ее расстреляли. Вера Андрианова награждена медалью “За отвагу” посмертно.
Ученик 3. Слайд 38
За годы Великой Отечественной войны из Калужского края было призвано 175464 человека. В том числе, из Калуги и Калужского района - 30139. В период войны погибло 80100 воинов-калужан и 56000 пропало без вести. Таким образом, в свои дома не вернулось примерно 78% от отправленных на фронт призывников. На Калужской земле нашли свой последний приют более 250 тысяч советских солдат. Высокое звание Героя Советского Союза присвоено 188 калужанам.(Все ученики выходят на сцену).
Ученик 4 Слайд 39
На “Доске памяти” в музее лицея имена всех учеников, не вернувшихся с войны.
Ученик 1. Кудряшов Борис, окончил школу в 1941, стал летчиком. Погиб при прорыве блокады Ленинграда.
Ученик 2. Олег Знаменский. Сгорел в танке в 1944 году.
Ученик 3. Виктор Радомичев. В 1943 году погиб на Зайцевой Горе.
Ученик 4. Горюнова Майя расстреляна фашистами во время оккупации Калуги.
Ученик 1. Рудайтис Борис, ушел на фронт добровольцем. Умер от ран в госпитале.
Ученик 2. читает стихотворение “Мама, я видел ад” (Приложение 3) Слайд 40
Сегодня мы здесь, чтобы выразить скорбь, благодарность, любовь тем калужанам, которые стали солдатами защитившими Родину.
Ученик 3. Их помнят и эти стены. Они живы в памяти города и нашей школы – остались фотографии, воспоминания и мы. Значит, они живы.
Ученик 4 читает стихотворение “Я знаю - никакой моей вины” (Приложение 6)
Ведущий: Память павших за свободу и независимость нашей Родины почтим
минутой молчания. Слайд 41
Все учащиеся поют песню “От героев былых времен” (музыка - Рафаил Хозак, слова - Евгений Агранович).
На 3 куплете поднимают фото своих родственников – участников ВОВ – это наш бессмертный полк.
Список использованной литературы.
- Азарова Т.В. Памятники Калуги: Краеведческое издание-Калуга, 2015
- Архивные материалы музея МБОУ “Лицей №9 имени К.Э.Циолковского” города Калуги (письма, воспоминания, фотографии).
- Воронова Е.А. Воспитать патриота. - ООО “Феникс”, 2008.
- Зельников Ю.И. Знаменитые калужане. - Калуга, Золотая аллея, 2013
- Калужская знциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп.- Калуга :Издательство Н.Бочкаревой, 2005
- Малинин Д.И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга: Золотая аллея, 1992
- Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге.- Калуга: Золотая аллея, 1993.
- Пухов В.А. История города Калуги – Калуга: Золотая аллея, 1998
Интернет-ресурсы.
- http://ru.wikipedia.org
- http://encyclopaedia-russia.ru
- http://old.kp40.ru
- http://my.mail.ru
- http://liveinternet.ru
- http://rusarmy.com
- http://www.puteshestvie32.ru
- http://www.warheroes.ru
- http://romance.ru
- http://ljubimaja-rodina.ru
- http://nsportal.ru
- http://www.travellers.ru/city-kaluga-3
- http://kompas-kaluga.ru
- http://www.vest-news.ru
- http://voenhronika.ru