Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.
Задачи:
- Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
- Обогащать словарь учащихся.
Оборудование:
- Компьютер;
- Карточки с заданиями;
- Листы с заданиями для каждого ряда;
- Презентация
- Магниты.
Планируемы результаты:
Метапредметные:
- Познавательные УУД (анализ, синтез);
- Регулятивные УУД (оценивание и контроль);
- Коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Т..шина, те..итория, тру…, ло…кость, окрес..ность, шля…ка, в..сёлый.
- Сформулируйте задание к этим словам.
- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.
(Выполняем устно, пропущенные буквы открываются).
- Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?
(Гласные буквы: е, и).
- Выполняем минутку чистописания: е и е и е е е и и е е е и и и
- Посмотрите на слова, какое слово лишнее? Почему?
(Слово «весёлый», так как это имя прилагательное).
(Убираем карточку)
- На второй строчке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными по одному разу. (И Р Д В Т П)
- Подумайте, что могут обозначать эти буквы?
(Это первые буквы названия падежей).
- Установите связь падежей с буквами первой строки минутки чистописания.
(Буквы первой строки являются окончаниями существительных в различных падежах).
- Кто может назвать тему нашего урока?
(Окончания имён существительных) (появляется значок «окончание).
III. Постановка цели, проблема.
- Какие окончания существительных вызывают у нас затруднения? (Безударные окончания имён существительных).
- Почему? (Это «опасные» места, орфограммы, нужно их проверять).
- Предлагаю вам высказать своё мнение о том, как часто это вызывает у вас трудности. Вспомните, кто из вас испытывал трудности при определении того, какую букву, «е» или «и», писать в окончании. Если вам «всегда трудно», то поднимите обе руки, если «иногда трудно, иногда легко», то поднимите одну руку. Если «легко», то руки не поднимайте.
- Мы видим результаты нашего быстрого опроса. А кто хотел бы преодолеть эти трудности? Поднимите руки. В таком случае, вы без труда сформулируете цель нашего урока.
- Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.
Научиться определять верное …………………… имени существительного по ………………
(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму).
- Как мы поймём, что достигли цели?
- Но для достижения нашей цели нужно тренироваться. Желаю всем хорошей тренировки и отличных результатов,
IV. Планирование.
- Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по плану. Нам нужно:
ПЛАН
- Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.
- Закрепить его на тренировочных упражнениях.
- Проверить, что получилось после тренировки.
- Подвести итоги.
- Определить, над чем работать дальше.
Работа по плану.
- Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания имён существительных.
(Чтобы определить безударное окончание имён существительных, нужно:
- Определить склонение (выделяем исключения).
- Определить падеж.
- Вспомнить вспомогательное (опорное) слово для каждого склонения.
- Записать окончание.)
- Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили алгоритм. Посмотрите на слайд. (Работа в паре)
- мечтаю о друг…
- словно в сказк…
- с ветк… на ветку
- рад встреч…
- норка мыш…
- Вам нужно обсудить в паре пропущенные окончания. Каждая пара проговаривает алгоритм друг другу и определяет, какие окончания нужно записать вместо пропусков. Выполните это задание сначала устно, через три минуты мы проверим работу.
- Проверяем. На доске три листа с проверочной работой, у каждого ряда свой лист. С каждого ряда выходят одновременно по одному человеку и записывают букву вместо пропуска. Кого-то я попрошу объяснить, почему записано именно это окончание.
- Выберите и запишите в тетрадь два- три самых трудных для вас словосочетания из этого списка.
- Можно ли считать, что мы выполнили первый пункт плана?
- Что мы будем делать, чтобы научиться грамотно писать окончания существительных? (Нужно тренироваться).
V. Физкультминутка.
- Небольшая разминка перед тренировкой. Прошу вас встать, потянуться. А теперь посмотрите на слайд. Выберите одну птицу и помашите руками так, чтобы мы поняли, кого вы изображаете. Посмотрите назад, кто «летит» позади вас. Посмотрите вперёд, кто «летит» впереди вас. Поверните голову вправо, влево. Назовите, кто «летел» рядом с вами.
Применение полученных знаний.
- Предлагаю вам тренировочные упражнения.
1. Задание 1. Составьте предложение, в котором вы расскажете, от кого и к кому вы «летели». Нужно использовать название насекомых и птиц, которые есть на слайде. Например:
Я летела (от кого?) от цапли к (кому?) вороне.
- Запишите предложение в тетради. После записи в тетради проведите взаимопроверку.
2. Задание 2. Приступаем ко второму заданию. У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями. Ваша задача - заполнить пропуски.
Работа самостоятельная.
Задание 2.
- у рыженькой малышк_
- на пушисто сосенк_
- о лесной красавиц_
- от забавной белочк_
- к запасливой хозяйк_
- об огромной радост_
- с ветк… на ветку
- в волшебной осен_
- Давайте проверим. Посмотрите на слайд. Кто выполнил работу без ошибок?
- Переходим к следующему пункту нашего плана. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Переверните, пожалуйста, карточку с заданием №2. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет третье задание. В работе будут встречаться словосочетания их второго задания.
- Пропустите одну строчку.
- Записывайте под диктовку.
VI. Текст проверочной работы.
Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку. Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки. Я подошёл ближе к рыженькой малышке. Она прыгала с ветки на ветку. Я часто думаю о лесной красавице.
- Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.
- Посмотрите на слайд. Самостоятельно проверьте написание выделенных слов. Сравните с тем, какие окончания записали вы.
- У кого повторились ошибки?
- Кто смог исправиться и верно написать безударные окончания существительных?
- В правописании каких слов не было необходимости применять алгоритм?
(Со словами «белку», «встречу», окончания этих слов не вызывают сомнений).
VII. Рефлексия.
- Давайте подведём итог. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке? (Научиться определять верное окончание имён существительных по алгоритму).
- Когда нужно применять алгоритм? (Когда окончание находится в безударной позиции).
- Как это делать? (Проговаривается весь алгоритм).
- Давайте определим причины наших ошибок. Перед вами таблица, в ней перечислены некоторые причины.
Ошибаюсь в определении падежей |
Путаюсь в определении склонения |
Забываю слова помощники |
Не запомнил алгоритм |
Все понимаю, но не уверен в себе, выполняю все медленно |
Другое |
|
|
|
|
|
|
- Возьмите магнитик и отметьте ту причину, которая имеет отношение к вам.
VIII. Определение перспективы.
- Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала нам всего определять безударное окончание. Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?
- Важно понять, где сделали ошибку, на каком этапе и найти пути, как это исправить.
IX. Домашнее задание.
- Выполнить разноуровневое задание на карточке.
- Спасибо за работу.