“Песня так же может разить врага,
как и любое оружие”.
А Александров
Введение.
Классный час посвящен музыке военных лет. Песни военных лет – классика песенного жанра. Знакомство с такой музыкой дает детям возможность оценить нравственность и высокий патриотизм музыкальных произведений.
По форме – это час общения, состоящий из двух блоков.
- 1 информационный блок (краткие рассказы об истории создания песен)
- 2 интерактивная: беседа – обсуждение и музыкальная минутка (пение песен)
Цель: Пропаганда через военные песни патриотизма, гуманизма, уважения истории Родины.
Задачи:
- расширить представление детей о Великой Отечественной войне.
- формировать неприятие к искажению истории войны
- познакомить с историей создания знаменитых песен
- формировать у детей положительное отношение к песням военных лет
- воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство
- пробуждать желание петь и слушать песни Великой Отечественной войны.
Подготовительная работа с детьми:
- подготовить творческую группу (6 детей), распределив материал информационного блока между ними.
- размножить слова песен, которые дети будут петь в конце классного часа.
Оформление: атрибутика времен Великой Отечественной войны (плакаты, фотографии, патефон, изображения орденов). На слайде – тема и эпиграф.
Музыкальное оформление: записи песен (“Землянка”, “Темная ночь”, “Синий платочек”, “Священная война”)
План классного часа
1. Вступительное слово
2. Информационный блок:
- Песни против песен
- “Землянка”
- “Темная ночь”
- “Синий платочек”
- “Священная война”
3. Второй блок:
- Интерактивная беседа по теме “Старые песни”
4. Заключительное слово.
5. Музыкальный финал.
6. Рефлексия
Ход классного часа
1. Вступительное слово
(слайд 1) Воспитатель Мы с вами каждый день слышим десятки песен, некоторые из них приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть песни, которые пережили свое время и стали классикой. Классический – значит образцовый, безупречный. Авторы таких песен уловили какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя, даже спустя много десятилетий, и делает песню вечной. К таким вечным песням можно отнести песни Великой Отечественной войны.
На 2 слайде тема сегодняшнего часа общения, прочитаем эпиграф (читает)
Вопрос. Как вы считаете, может ли песня быть бойцом или грозным оружием?
Примерные ответы детей (песня боец - она ведет в бой, песни объединяют людей – делают их сильнее, песня поднимает дух воинов, поднимает их на подвиги,поэтому песня – грозное оружие).
(слайд 3) Воспитатель. Действительно песня – это и боец и грозное оружие.Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны.
(слайд 4–7) Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах, песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких. Песни – это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Я передаю слово творческой группе, которая подготовила информационный блок сегодняшнего классного часа.
(слайд 8) 2. Информационный блок. Песни против песен
1 ученик. И песни действительно сражались! Немецкий ученый Эберхард Дикман рассказывал нашему писателю Вадиму Кожинову, что в Германии перед войной вообще не пели лирических песен – повсюду слышались одни марши.
(слайд 9) В маршах прославлялась великая Германия, немецкая нация, восхвалялся Гитлер и нацистские вожди. Марши должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток. Немецкие солдаты в июне 1941 переступили границу нашей Родины и полились нацистские марши по нашей земле.
(Слайд 10) И везде, во всех уголках нашей Родины, против этого вторжения поднялся весь народ.
(слайд 11–12) Люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле нацистских маршей. Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия “Соловьи”, “Смуглянка”, “Синий платочек”. “Темная ночь”, “Катюша”, “Землянка”.
Это не марши, а лирические песни. В них о любви, о родном доме, весне, березах, соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями люди защищали свою родную землю. Любимых и близких. Наша группа подготовила рассказ об истории создания нескольких песен. Сегодня мы послушаем песни Великой Отечественной войны, узнаем об истории их создания, мысленно перенесемся в те сороковые грозовые, представим себе, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда слышали эти песни на фронте и в тылу.
(слайд 13) Землянка
Звучит песня “Землянка”
Ученик 2. Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал эту песню
(слайд 14) Читает:
Ты сейчас далеко – далеко.
Между нами снега и снега
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.
(слайд 15) Эти строки поэт Алексей Сурков написал в 1941 году, в землянке, в “белоснежных полях под Москвой”. Он и не предполагал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву.
(слайд 16) Через год в Москве проездом оказался композитор Константин Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что – нибудь “песенное”.Тот предложил это лирическое письмо. Композитор сразу же сочинил мелодию и записал ее на обычном тетрадном листке – начертил 5 линеек, записал ноты и ушел. Слова и мелодию песни напечатали в газете “Комсомольская правда”. Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.
“Темная ночь”
(слайд 17-19) Звучит песня “Темная ночь”
Ученик 3. Песню “Темная ночь” из фильма “Два бойца” впервые исполнил всенародный любимец актер Марк Бернес, который играл главную роль. Песня сразу запомнилась зрителям. Написана она была буквально на одном дыхании. Фильм “Два бойца” снимался в 1942 году на киностудии в городе Ташкенте.
(слайд 20) Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По замыслу режиссера в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как только режиссер объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита Богословский сразу же сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм, без единого изменения.На всех фронтах звучала эта песня в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал наш солдат, пока не закончилась над нашей страной “Темная ночь” войны.
(слайд 21-22) “Синий платочек”
Звучит песня “Синий платочек”
(слайд 23) Ученик 4. Песенку “Синий платочек” московские любители джаза распевали еще до войны. Но эту легкую джазовую песенку забыли очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 году она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать новые слова на эту мелодию. Лейтенант сочинял всю ночь, так и появилась песня с военными словами.
- Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - говорила Шульженко. - В них было много правды. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он мстит.
(слайд 24)
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Это было второе рождение песни. С новым текстом “Синий платочек” занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого Берлина
(слайд 25) О том, как сражался “Синий платочек”, говорят такие эпизоды войны. Однажды Шульженко давала концерт в авиаполку. После концерта один из летчиков сказал ей, что “Синий платочек” будет с летчиками во всех боях и первый же сбитый вражеский самолет они посвятят ей. Ждать Шульженко пришлось недолго. На следующий же день этот летчик сбил фашистский “мессершмитт”. “Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою” - говорили солдаты и офицеры.
(слайд 26) “Священная война”
Звучит песня “Священная война”
Ученик 5. Главная песня Великой Отечественной – “Священная война”.
Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат:
“Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой...”
(слайд 27) - “Это гимн мести и проклятия фашизму” - так говорил об этой песне ее автор – композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны эту песню всегда слушали стоя, с каким – особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.
Ученик 6. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев – Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано в газетах. В одной из газет это стихотворение прочитал композитор А.Александров. Он был руководителем Ансамбля Песни и пляски Красной Армии. Стихотворение произвело на композитора такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль.
(слайд 28) На другой день Александров уже репетировал новую песню с ансамблем. А еще через день хор впервые исполнил песню на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Ученик 5. Вот что писали современники о том первом исполнении (читает)
“...В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио Слова ведущего, который объясняет, сейчас впервые будет исполнена песня “Священная война” тонет в обычном гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова и зал постепенно затихает....”
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! - пел ансамбль “Священную войну”.
Ученик 6. Так начался боевой путь этой песни, славный и долгий путь. С этого дня “Священная война” была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели повсюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Великой Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года.
(слайд 29) Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Немцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:
(слайд 30)
Вставай, страна огромная.
Вставай на смертный бой.
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой...
Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались наши воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с “целым бронетанковым корпусом”
3 Интерактивная беседа по теме “Старые песни о главном”
Воспитатель. Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен Великой Отечественной войны. Какое впечатление произвели на вас эти песни? Как в вашей семье относятся к этим старым песням?
Примерные ответы детей: песни любят родные дедушки и бабушки. Родители знают слова песен наизусть. Многие песни глубоко трогают, их слушаешь и комок в горле.
Воспитатель. “Старые песни о главном” - в телепередаче с таким названием сейчас исполняют песни военных лет современные артисты. Как вы думаете, о чем самом главном поется в этих песнях ?
Примерные ответы детей: любовь, дом, дети родина, долг, честь, верность.
Воспитатель. В начале классного часа мы говорили о том , что песни как солдаты, они тоже сражались. И главная песня Великой Отечественной – “Священная война” до сих пор на переднем крае. И в наше время она ведет бой. Вдруг стали появляться слухи, что якобы слова этой песни написал обрусевший немец еще в 1916 году в связи с Первой мировой войной. А поэт Лебедев-Кумач присвоил их себе, попросту украл. Ученые филологи разоблачили эту ложь. Во-первых, нет ни одного рукописного текста, принадлежащего перу этого немца, во вторых, у Лебедева-Кумача сохранились десятки черновиков с вариантами этого стихотворения, что свидетельствует о напряженной работе над тестом. Да и не могла появиться такая песня перед Первой мировой войной. Солдаты не понимали сути этой войны и не хотели воевать – откуда взяться такому накалу патриотизма, такой энергии? Как вы думаете, зачем вообще были затеяны все эти обвинения? Казалось бы, ну какая разница, кто это написал?
(дети высказывают свои предположения)
(слайд 31) Дело в том, что это не просто песня – это гимн величию народа, победившего фашизм. Чтобы очернить нашу Победу, начинают “нападать” на песню - гимн. Это все назойливое стремление принизить роль нашего народа в победе над страшной силой .
Как же современной молодежи не попасть в плен этих измышлений?
Примерные ответы детей: нужно смотреть документальные фильмы, читать рассказы очевидцев, самим делать выводы. Нужно учиться уважать себя, свой народ. Свою историю.
(слайд 32) Воспитатель. Действительно, нужно иметь свое национальное достоинство, уважать свою историю и своих героев. К таковым можно отнести А.Я. Эшпая - нашего земляка и гордость нашей Республики Марий Эл. А.Я. Эшпай часто приезжал на родину. Был членом и председателем жюри на многих конкурсах-фестивалях, которые проходили в городе Йошкар - Оле, где молодые исполнители показывали свое мастерство, исполняя музыкальные произведения нашего земляка - композитора Андрея Эшпая. Он был почетным гостем в нашей музыкально-художественной школе-интернате для одаренных детей, ныне ГБОУ ДОД "Национальная президентская школа искусств ". Композитор наблюдал за музыкальным развитием и успехами детей - будущих музыкантов и композиторов.
(слайд 33) Андрей Эшпай, автор музыки к песне, был участником Великой Отечественной, прошел с боями от Вислы до Берлина в составе стрелкового батальона, а затем взвода разводчиков. К концу войны ему исполнилось всего лишь 20 лет. “Кто не был на войне, никогда не поймет, что это такое”, - нередко повторяет Андрей Эшпай.
Но именно в те тяжелые годы им овладело горячее желание посвятить свою жизнь искусству, рассказать о красоте мира, о радости жизни, воспеть память тех, кто пожертвовал собой ради счастья других. И он сумел это сделать, например, в очень известной песне “Москвичи”. Она посвящена молодым ребятам, почти мальчишкам, которые ушли на фронт и не вернулись. “Музыка так себе, а слова очень емкие”, - это Эшпай о песне “Москвичи”, давно ставшей классикой.
(слайд 34) Марк Бернес сам принес Эшпаю стихи поэта-фронтовика Винокурова. “Мы совсем не были знакомы, - рассказывает композитор, - но столько совпало”.
Вот как Эшпай описал историю создания песни:
- Я написал ее для Марка Бернеса. Подружились мы с ним еще по фильму “Два бойца”. Это было в эвакуации, зимой, на Волге, в Мариинском Посаде, когда в промерзшем кинотеатре все с восторгом смотрели этот потрясающий фильм. Потом, уже в Москве, он запросто приходил ко мне в гости. Мы жили на Бронной, в полуподвале. К нам ходили через окно. Вот и он так пришел. Громко крикнул: “Марийцы здесь? - (Мой папа мариец, наша фамилия переводится “хороший друг”). - Есть слова, нужна музыка!” - Когда я прочитал стихи, удивился поразительному совпадению. Все, о чем писал поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! Даже девушка, которая не дождалась... “В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой...", - вспоминает слова песни Эшпай. - Там земля сырая точно была. “Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой”. Я - с Бронной”.
“То отступая, то наступая, шли измочаленные войска, а над солдатиком Андреем Эшпаем лишь пуля свистнула у виска”, - есть в одном из стихотворений Евгения Евтушенко. Для Андрея Эшпая Евтушенко просто Женя, а Марк Бернес заходил в его кухню через окно. Эшпай автор музыки к более 50 фильмам, написал 14 симфоний, мюзикл, но по-настоящему народным и близким к каждому сделала его песня “Москвичи”, более известная как “Сережка с Малой Бронной”
(слайд 35) Исполнение песни “Москвичи”
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире,
Который год подряд,
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
Но помнит мир спасенный.
Мир вечный, мир живой.
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной.
В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги.
Все замужем давно.
4. Заключительное слово
(слайд 36) Воспитатель. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война Уходит поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память – они хранят душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. А песни им помогали побеждать, поэтому песни – это тоже ветераны Великой Отечественной войны.
Поэтому во время празднования дня защитника Отечества, а главное, в предверии Дня Великой Победы вспомним “песни в солдатских шинелях”.
5. Музыкальный финал “Споемте, друзья!”
Аккомпанемент на фортепиано. Дети поют попурри из военных песен.
1
Расцветали яблони и груши.
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.
2
Эх, дороги...
Пыль да туман.
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей.
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами -
Степями, полями
А кругом бушует пламя, да пули свистят...
Эх, дороги..
Пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян
3.
На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.
Та живут – и песня в том порука -
Нерушимой, крепкою семьей
Три танкиста – три веселых друга-
Экипаж машины боевой
4
С берез – неслышен, невесом -
Слетает желтый лист.
Старинный вальс “Осенний сон”
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы.
И, словно, в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
5.
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад.
Там смуглянка - молдованка собирала виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать: “Встанем над рекою зори летние встречать”
Раскудрявый, клен зеленый, лист резной.
Я влюбленный и смущенный пред тобой.
Клен зеленый, да клен кудрявый.
Да раскудрявый, резной.
6.
Ехал я из Берлина по дороге прямой.
На попутных машинах ехал с фронта домой.
Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла.
Там где русская слава все тропинки прошла.
Ей, встречай, да крепче обнимай,
Чарочку хмельную полнее наливай.
6. Рефлексия.