Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффиксы в словах. Прогулка в осенний лес" (по учебнику Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой из раздела "Слово и его значимые части")

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель деятельности учителя: учить определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; организовать наблюдение над оттенками значений, вносимых в слова суффиксами.

Планируемые результаты:

  • личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно;
  • метапредметные: регулятивные - научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим критериям: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач;
  • коммуникативные – продолжают выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослым;
  • предметные: научатся определять значимую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью суффиксов; получат возможность устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами.

Учебные материалы:

  • компьютер, проектор, экран, презентация “Осенняя прогулка в лес”;
  • учебник “Русский язык” (2 кл.,ч.1) авт. Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина;
  • раздаточный материал: в конверте набор слов для выбора нужного; деформированный текст; бумажные корзиночки и силуэты грибочков;
  • оценочный лист у каждого ученика;
  • инструкция по выполнению творческого домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание мотивационной ситуации.

Учитель:

Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидела грибы на сосне. (СЛАЙД 3)
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут...
Надеты на ветки маслята, опята...
Кто же их на зиму сушит, ребята?

Дети: Белка. (СЛАЙД 3)

Вступление.

Учитель: Так хочется совершить прогулку в лес. (СЛАЙД 4)

Угадайте, кто к нам спешит?

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек.
Это наш приятель _________________.

Ученики: Ёжик. (СЛАЙД 4)

Учитель: Ёж – наш проводник. А мы с вами - грибники. В этом году много грибов в нашем лесу уродилось.

2. Проверка домашнего задания с орфографической минуткой. (СЛАЙДЫ 5-7)

Учитель: Ёж хочет проверить, как мы узнаем грибы по описанию.

- Какой гриб бывает белым и чёрным? (грузь) (СЛАЙД)

- Какая буква попала в слабую позицию? Решим спор букв.

- Какой гриб рыжий? (рыжик) (СЛАЙД)

- В этом слове какая орфограмма?

- А какие жёлтенькие? (лисички) (СЛАЙД)

- На какое правило это слово?

Учитель: Еж доволен, грибы различать умеем. (СЛАЙД 8) Берём корзинки и в путь! Будем белочке помогать делать запасы на зиму. (На партах бумажные корзиночки и силуэты грибочков)

В пути торопись, да в ответах не ошибись! (на парте у каждого оценочный лист)

3. Чистописание. Письмо по памяти.

Учитель: Мы будем писать четвёртую букву алфавита. Что за буква? На доске образец написания буквы г строчной.

(СЛАЙД 9)

У кого одна нога,
Да и та без башмака?

Появляется гриб.

Двустишие нужно восстановить, учитель убрал рифму(нога-башмака)

Самопроверка. (СЛАЙД 9) В оценочном листе появляется + или –

В корзинке появляется гриб.

4. Физкультминутка (СЛАЙД 10)

5. Обозначение темы урока.

а) Сбор информации о том, что известно о морфемах.

В конвертах у каждого ребёнка карточки со словами: точка, имя прилагательное, корень, предлог). Что входит в состав слова?

Ученики: Корень.

Учитель: Вспоминаем строение слова. Перед вами слово ГРИБ. (СЛАЙД 11) Из чего он состоит?

Ученик: Из корня гриб.

б) Организация наблюдений над словами.

Учитель: К корню добавим новую часть (морфему): (СЛАЙД 11) -ок-, -ник-, -н-, -ниц-

Подбираем однокоренные слова: грибок, грибник, грибной, грибница.

Что такое однокоренные слова?

Что вы заметили после корня? О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно. О новой части слова. Где она стоит? Для чего служит?

6. Выведение формулировки о суффиксе как значимой части слова, сопоставление с определением в учебнике с.86.

Вывод: новая морфема называется суффикс. Стоит после корня и служит для образования новых слов.

Графическое выделение суффикса. (СЛАЙД 12)

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю домиком.
Называю суффиксом.

7. Первичное закрепление. Наблюдение над оттенками значений, вносимых в слова суффиксами.

Ищем ответ на вопрос “Почему суффикс называют значимой частью?”

Карточки-помощницы (СЛАЙДЫ 13-15)

Учитель: Назовите предметы. Добавьте новые суффиксы в слова (пальтишко, домишко, вёдрышко). Запись слов. Что заметили? Самопроверка.

Учитель акцентирует внимание на том, что суффиксы –ишк-, ышк- придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок.

Устная коллективная работа.(СЛАЙД)

Волк - волчище. У волка не глаза, а _________ (глазищи), не хвост, а _______ (хвостище), не лапы, а _______ (лапищи).

Учитель: Какова роль этого суффикса?

Ученики: Увеличивается предмет.

Учитель обобщает: Эта морфема вносит оттенок значения, точнее называет объект, в данном случае увеличивает размер предмета.

Какие цвета присутствуют? Жёлтый, красный, синий, зелёный. (СЛАЙД)

Образуем новые слова: желтоватый, красноватый, синеватый, зеленоватый.

Суффиксы -оват-.еват- какое значение придают словам?

Оттенок неполноты качества.

Учитель поддерживает положительные ответы детей.

8. Вторичное закрепление.

а) Распределительный диктант. Работа с учебником с.87 упр.5

(СЛАЙД16) Образуй названия детёнышей (картинки с изображением зверей: ежа, зайца, волка, лисы, медведя)

-онок-
ежонок
волчонок
зайчонок
медвежонок

-ёнок-
лисёнок

Запись в тетрадь после проверки. Дети следят за стрелочкой и предупреждают себя об ошибке. Взаимопроверка. (Дети ставят “+” или “-“ около каждого слова в оценочном листе)

Вернёмся к вопросу: Почему суффикс наименьшая, но значимая часть слова?

Эта морфема вносит оттенок значения, точнее называет объект.

б) Физкультминутка. Игра с мячом. с.87 упр. 4. Назови детей ласково.

Учитель бросает мяч, называя имя, ученик возвращает с новым словом.

Аня - Анечка, Коля - Коленька, Дима - Димочка, Ваня - Ванечка, Вова - Вовочка.

в) Словарная работа. Загадки о грибах. (СЛАЙДЫ17-19)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я подосиновик.
В лесу под берёзкой – крошка,
только шляпка да ножка (подберёзовик).

Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке (боровик).

Учитель: Белые грибы называют боровиками, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут боровики на виду, ни от кого не прячутся – ведь они самые главные грибы.

В тетради запись слов: подосиновик, подберёзовик, боровик. Самопроверка.

- Чем похоже написание этих слов?

У них одинаковые суффиксы -ов, -ик- (СЛАЙД 19)

9. Развитие речи. Работа со связным рассказом (деформированный текст)

Учитель: В конвертах отдельные предложения, составьте связный текст, то есть установите порядок предложений.

Проверка по образцу (СЛАЙД 20) (правильный порядок предложений, заглавие рассказа и портрет Евгения Чарушина с его иллюстрациями).

ТЕКСТ: Евгений Иванович Чарушин – писатель и художник. В детстве он любил бывать в лесу. Там он собирал грибы, орешки. Мальчик приносил из леса редкие растения и сажал их у дома.

Выбор заглавия к рассказу. (Любовь к лесу)

Учитель: Евгений Иванович Чарушин был лучшим художником анималистом.

10. Диагностическая работа тестового характера “Проверь себя”.(СЛАЙДЫ 21-23) Самопроверка. (В оценочный лист добавляем количество правильных ответов, т.е. “+”.

1. Выбери правильный ответ. Суффикс – это ...________.

а) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

б) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

в) главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных слов.

2. Укажи “+” слова с суффиксом -ок-

  • петушок
  • урок
  • гусёнок
  • сынок
  • крокодил

3.Укажи “+” слова с суффиксом -к-.

  • прогулка
  • свечка
  • грибок
  • пекарь
  • дождик

11. Итог урока.

Учитель: Какой прирост в знаниях мы получили? (оценочный лист) СЛАЙД 24

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

Этапы Орфографическая минутка Письмо по памяти Состав слова Суффикс Порядок в рассказе Проверь себя Прирост в знаниях
Фамилия ученика + + + + + пальтишко+

домишко+

вёдрышко+

волчище +

ежонок +

волчонок +

зайчонок +

медвежонок +

лисёнок +

подосиновик +

подберёзовик +

боровик +

+ +

++

++

23

15-23

10-15

5-10

Что нового для себя вы поняли?

Ученики: Выявили новую часть слова. Она стоит после корня. Образует новые слова. Точнее называет предмет. Запомнили графическое изображение суффикса.

Учитель: (СЛАЙД25) Еж за нас рад. Мы набрали полные корзинки грибов. Помогли белочке сделать запас на зиму. Счастье нам улыбнулось? Почему?

Ученики: Мы были активными, любознательными, наблюдательными и трудолюбивыми. Много успели.

12. Инструктаж по домашнему заданию. Творческое задание. Продолжи текст. Начало есть. (СЛАЙД 26)

В лесу появились грибы. Взял я корзину и отправился в ближний лесок. Счастье мне улыбнулось...

Используемые материалы

  1. Учебник “Русский язык” 2 кл. ч.1 Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.для начальной школы “Планета знаний” под редакцией И.А. Петровой
  2. Русский язык. 2 класс: система уроков по учебнику Л.Я Желтовской, О.Б. Калининой/ авт.-сост. Г.Т. Дьячкова, Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Интернет-ресурсы
  4. Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ шаблон презентации