Цель деятельности учителя: учить определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; организовать наблюдение над оттенками значений, вносимых в слова суффиксами.
Планируемые результаты:
- личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно;
- метапредметные: регулятивные - научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим критериям: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач;
- коммуникативные – продолжают выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослым;
- предметные: научатся определять значимую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью суффиксов; получат возможность устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами.
Учебные материалы:
- компьютер, проектор, экран, презентация “Осенняя прогулка в лес”;
- учебник “Русский язык” (2 кл.,ч.1) авт. Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина;
- раздаточный материал: в конверте набор слов для выбора нужного; деформированный текст; бумажные корзиночки и силуэты грибочков;
- оценочный лист у каждого ученика;
- инструкция по выполнению творческого домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание мотивационной ситуации.
Учитель:
Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидела грибы на сосне. (СЛАЙД 3)
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут...
Надеты на ветки маслята, опята...
Кто же их на зиму сушит, ребята?
Дети: Белка. (СЛАЙД 3)
Вступление.
Учитель: Так хочется совершить прогулку в лес. (СЛАЙД 4)
Угадайте, кто к нам спешит?
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек.
Это наш приятель _________________.
Ученики: Ёжик. (СЛАЙД 4)
Учитель: Ёж – наш проводник. А мы с вами - грибники. В этом году много грибов в нашем лесу уродилось.
2. Проверка домашнего задания с орфографической минуткой. (СЛАЙДЫ 5-7)
Учитель: Ёж хочет проверить, как мы узнаем грибы по описанию.
- Какой гриб бывает белым и чёрным? (грузь) (СЛАЙД)
- Какая буква попала в слабую позицию? Решим спор букв.
- Какой гриб рыжий? (рыжик) (СЛАЙД)
- В этом слове какая орфограмма?
- А какие жёлтенькие? (лисички) (СЛАЙД)
- На какое правило это слово?
Учитель: Еж доволен, грибы различать умеем. (СЛАЙД 8) Берём корзинки и в путь! Будем белочке помогать делать запасы на зиму. (На партах бумажные корзиночки и силуэты грибочков)
В пути торопись, да в ответах не ошибись! (на парте у каждого оценочный лист)
3. Чистописание. Письмо по памяти.
Учитель: Мы будем писать четвёртую букву алфавита. Что за буква? На доске образец написания буквы г строчной.
(СЛАЙД 9)
У кого одна нога,
Да и та без башмака?
Появляется гриб.
Двустишие нужно восстановить, учитель убрал рифму(нога-башмака)
Самопроверка. (СЛАЙД 9) В оценочном листе появляется + или –
В корзинке появляется гриб.
4. Физкультминутка (СЛАЙД 10)
5. Обозначение темы урока.
а) Сбор информации о том, что известно о морфемах.
В конвертах у каждого ребёнка карточки со словами: точка, имя прилагательное, корень, предлог). Что входит в состав слова?
Ученики: Корень.
Учитель: Вспоминаем строение слова. Перед вами слово ГРИБ. (СЛАЙД 11) Из чего он состоит?
Ученик: Из корня гриб.
б) Организация наблюдений над словами.
Учитель: К корню добавим новую часть (морфему): (СЛАЙД 11) -ок-, -ник-, -н-, -ниц-
Подбираем однокоренные слова: грибок, грибник, грибной, грибница.
Что такое однокоренные слова?
Что вы заметили после корня? О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно. О новой части слова. Где она стоит? Для чего служит?
6. Выведение формулировки о суффиксе как значимой части слова, сопоставление с определением в учебнике с.86.
Вывод: новая морфема называется суффикс. Стоит после корня и служит для образования новых слов.
Графическое выделение суффикса. (СЛАЙД 12)
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю домиком.
Называю суффиксом.
7. Первичное закрепление. Наблюдение над оттенками значений, вносимых в слова суффиксами.
Ищем ответ на вопрос “Почему суффикс называют значимой частью?”
Карточки-помощницы (СЛАЙДЫ 13-15)
Учитель: Назовите предметы. Добавьте новые суффиксы в слова (пальтишко, домишко, вёдрышко). Запись слов. Что заметили? Самопроверка.
Учитель акцентирует внимание на том, что суффиксы –ишк-, ышк- придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок.
Устная коллективная работа.(СЛАЙД)
Волк - волчище. У волка не глаза, а _________ (глазищи), не хвост, а _______ (хвостище), не лапы, а _______ (лапищи).
Учитель: Какова роль этого суффикса?
Ученики: Увеличивается предмет.
Учитель обобщает: Эта морфема вносит оттенок значения, точнее называет объект, в данном случае увеличивает размер предмета.
Какие цвета присутствуют? Жёлтый, красный, синий, зелёный. (СЛАЙД)
Образуем новые слова: желтоватый, красноватый, синеватый, зеленоватый.
Суффиксы -оват-.еват- какое значение придают словам?
Оттенок неполноты качества.
Учитель поддерживает положительные ответы детей.
8. Вторичное закрепление.
а) Распределительный диктант. Работа с учебником с.87 упр.5
(СЛАЙД16) Образуй названия детёнышей (картинки с изображением зверей: ежа, зайца, волка, лисы, медведя)
-онок-
ежонок
волчонок
зайчонок
медвежонок-ёнок-
лисёнок
Запись в тетрадь после проверки. Дети следят за стрелочкой и предупреждают себя об ошибке. Взаимопроверка. (Дети ставят “+” или “-“ около каждого слова в оценочном листе)
Вернёмся к вопросу: Почему суффикс наименьшая, но значимая часть слова?
Эта морфема вносит оттенок значения, точнее называет объект.
б) Физкультминутка. Игра с мячом. с.87 упр. 4. Назови детей ласково.
Учитель бросает мяч, называя имя, ученик возвращает с новым словом.
Аня - Анечка, Коля - Коленька, Дима - Димочка, Ваня - Ванечка, Вова - Вовочка.
в) Словарная работа. Загадки о грибах. (СЛАЙДЫ17-19)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я подосиновик.
В лесу под берёзкой – крошка,
только шляпка да ножка (подберёзовик).Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке (боровик).
Учитель: Белые грибы называют боровиками, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут боровики на виду, ни от кого не прячутся – ведь они самые главные грибы.
В тетради запись слов: подосиновик, подберёзовик, боровик. Самопроверка.
- Чем похоже написание этих слов?
У них одинаковые суффиксы -ов, -ик- (СЛАЙД 19)
9. Развитие речи. Работа со связным рассказом (деформированный текст)
Учитель: В конвертах отдельные предложения, составьте связный текст, то есть установите порядок предложений.
Проверка по образцу (СЛАЙД 20) (правильный порядок предложений, заглавие рассказа и портрет Евгения Чарушина с его иллюстрациями).
ТЕКСТ: Евгений Иванович Чарушин – писатель и художник. В детстве он любил бывать в лесу. Там он собирал грибы, орешки. Мальчик приносил из леса редкие растения и сажал их у дома.
Выбор заглавия к рассказу. (Любовь к лесу)
Учитель: Евгений Иванович Чарушин был лучшим художником анималистом.
10. Диагностическая работа тестового характера “Проверь себя”.(СЛАЙДЫ 21-23) Самопроверка. (В оценочный лист добавляем количество правильных ответов, т.е. “+”.
1. Выбери правильный ответ. Суффикс – это ...________.
а) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
б) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
в) главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных слов.
2. Укажи “+” слова с суффиксом -ок-
- петушок
- урок
- гусёнок
- сынок
- крокодил
3.Укажи “+” слова с суффиксом -к-.
- прогулка
- свечка
- грибок
- пекарь
- дождик
11. Итог урока.
Учитель: Какой прирост в знаниях мы получили? (оценочный лист) СЛАЙД 24
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
Этапы | Орфографическая минутка | Письмо по памяти | Состав слова | Суффикс | Порядок в рассказе | Проверь себя | Прирост в знаниях |
Фамилия ученика | + + + | + | + | пальтишко+ домишко+ вёдрышко+ волчище + ежонок + волчонок + зайчонок + медвежонок + лисёнок + подосиновик + подберёзовик + боровик + |
+ | + ++ ++ |
23 15-23 10-15 5-10 |
Что нового для себя вы поняли?
Ученики: Выявили новую часть слова. Она стоит после корня. Образует новые слова. Точнее называет предмет. Запомнили графическое изображение суффикса.
Учитель: (СЛАЙД25) Еж за нас рад. Мы набрали полные корзинки грибов. Помогли белочке сделать запас на зиму. Счастье нам улыбнулось? Почему?
Ученики: Мы были активными, любознательными, наблюдательными и трудолюбивыми. Много успели.
12. Инструктаж по домашнему заданию. Творческое задание. Продолжи текст. Начало есть. (СЛАЙД 26)
В лесу появились грибы. Взял я корзину и отправился в ближний лесок. Счастье мне улыбнулось...
Используемые материалы
- Учебник “Русский язык” 2 кл. ч.1 Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.для начальной школы “Планета знаний” под редакцией И.А. Петровой
- Русский язык. 2 класс: система уроков по учебнику Л.Я Желтовской, О.Б. Калининой/ авт.-сост. Г.Т. Дьячкова, Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Интернет-ресурсы
- Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ шаблон презентации