Цель: систематизировать знания педагогов о компьютерных рисках. Познакомить с правилами безопасного пользования Интернетом.
Задачи:
- Выявить знания педагогов о компьютерных рисках и причинах возникновения компьютерной зависимости у обучающихся.
- Познакомить с разными видами компьютерных рисков.
- Познакомить с диагностическими методиками выявления интернет – зависимости.
- Дать практические рекомендации по правильному и безопасному использованию интернета.
Материал: конспект выступления, рекомендации для педагогов, методики диагностики интернет-зависимости (Приложение 1, 2, 3).
1. Введение.
Современные дети в совершенстве осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте и проводят около экрана значительную часть свободного времени. Часто это делается с разрешения родителей, которые рады, что их ребенок чем-то увлечен. Многим из них так удобнее — он не отвлекает родителей от их занятий [1].
Нельзя оспаривать тот факт, что в интернете содержится очень много полезной и познавательной информации, в том числе и для ребенка. Но, Интернет – это обширное пространство, путешествовать по которому не всегда безопасно.
Наши дети — даже младшие школьники — часто знают об Интернете не меньше, чем их родители. Но знают ли они о правилах безопасности в Сети?
Конечно, каждый ребенок уникален, как уникальна и его проблема, но можно выделить основные вопросы, которые беспокоят родителей:
- Что делать при возникновении интернет-зависимости?
- Как помочь ребенку, подвергшемуся интернет-травле.
- Как оградить ребенка от негативной информации в Интернете?
Это далеко не полный список запросов, с которыми современные родители обращаются к специалистам или на которые пытаются найти ответы самостоятельно в том же Интернете. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.
2. Интернет-зависимость
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами".
Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.
Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место.
Взрослые не подозревают, что современные игры запрограммированы на то, чтобы игрок не прерывал игру, пока не дойдет до определенного уровня, так как его предыдущие “достижения” не сохраняются.
Кроме того, дополнительные бонусы в игре получают лишь владельцы платных аккаунтов. Поэтому дети готовы бесконечно сидеть в сети, а еще хуже — вкладывать в игру все карманные или родительские деньги.
Важно понимать причины чрезмерного увлечения ребенка игрой. Кто-то уходит туда, чтобы заполнить чем-то увлекательным свое свободное время, кто-то стремится найти друзей, эмоции, общение, которых не хватает в реальном мире, почувствовать себя успешным, уйти от тотального контроля взрослых.
3. Компьютерные игры - бич 21 столетия
Компьютерные игры бывают ролевые и не ролевые. Игра компенсирует жизненные проблемы, уход от реальности. Как же проявляются и формируются ступени игровой зависимости человека?
- Лёгкая увлечённость.
- Стабильное увлечение - возникает потребность в игре.
- Появление и проявление зависимости - формируется депрессивный симптомокомплекс.
- Появление привязанности – у подростков появляются психические расстройства, происходят значительные изменения психики.
Дети становятся заложниками компьютера: убийство, ограбление, ложь – всё во имя приобретения денежных средств для пользования Интернетом – это реалии нашей жизни.
3.1.Как снизить риск компьютерной и интернет-зависимости.
Правила для взрослых
- Четко регламентировать время игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Для младших школьников — не более 30 минут в день. Для этого самим родителям следует отслеживать время игры ребенка с последующим формированием у него внутренней осознанной позиции: можно включать таймер, контролирующий допустимое время игры, учить ребенка пользоваться функцией паузы, которая позволяет приостановить игру, не дойдя до ее сохранения.
- Помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений — находить интересные секции, кружки. Они есть практически во всех школах или учреждениях дополнительного образования.
- Постараться показать ребенку интересный мир за пределами компьютера.
- Учить его использовать компьютер и Интернет как способ познания мира, освоения новых возможностей. Показать, что в Интернете можно не только играть, но и создавать видеоролики, общаться по интересам и др.
- Помогать ребенку быть успешным в реальном мире: учебе, общении. В этом случае ребенок не будет рассматривать Интернет как единственное место, где можно найти друзей, почувствовать себя уверенным и защищенным.
- Показывать конструктивные способы разрешения жизненных проблем и трудностей.
- Постараться создать гармоничные детско-родительские отношения, а также комфортную атмосферу в семье.
- Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то развлечения не становятся единственным занятием ребенка.
4. Интернет-травля (кибербуллинг) [6]
Интернет таит в себе возможности для оскорбительного поведения, травли. Появилось даже понятие кибер-буллинг, или травля в Интернете, которая представляет собой метод морального унижения человека, подавления его достоинства путем публикации различных текстов, размещения там фото- и видеоматериалов оскорбительного характера. К сожалению, травля вышла за пределы реального мира, плавно перебравшись в мир виртуальный.
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
4.1. Специфика интернет-травли во многом обусловлена спецификой виртуальной среды:
- она не зависит от посещения школы, поскольку может осуществляться в любое время;
- возможность писать анонимно, низкая вероятность быть наказанным приводят к тому, что дети начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах (например, могут сказать человеку то, чего никогда не скажут при личном общении);
- запугивание легко осуществимо с технической точки зрения. Для отправки негативного сообщения или публикации оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется несколько щелчков мышкой. Есть возможность беспрепятственно создавать страницы и записи от имени жертвы.
Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть свою жертву в любое время. Обидчики могут анонимно публиковать слухи, фотографии, видео, оставлять в социальных сетях оскорбительные сообщения, создавать группы против “жертвы” и вести настоящую травлю. При этом обидчик обычно занимает одну из двух позиций: ведет или анонимную борьбу, доставляя все сообщения от неизвестного “жертве” человека - виртуальной личности со специально созданного для травли аккаунта, или открытую борьбу от своего лица или от лица группы.
4.2. Способы интернет-травли разнообразны:
- В социальных сетях, на электронную почту, в системах интернет-коммуникаций жертва получает запугивающие, уничижительные сообщения.
- В социальных сетях создаются группы против “жертвы”, где она высмеивается. Там размещаются ролики, тексты унизительного содержания, проводятся опросы из серии “Хотели бы вы, чтобы Петю выгнали из класса?”.
- На сайтах знакомств от имени “жертвы” размещаются анкеты непристойного содержания с указанием настоящей почты или телефона, а в социальных сетях создаются поддельные странички “жертвы”, где размещается информация непристойного, унизительного характера.
- Взламывается страничка “жертвы” в социальных сетях и там размещается неподобающая информация.
- Поведение ребенка снимается на видео, а затем размещается в Интернете, порой в измененном виде.
Ученые установили, что так называемый кибер-буллинг подростки переносят куда тяжелее, чем физические издевательства. Эксперты призывают обратить на это особое внимание. При этом “жертва” часто предпочитает молчать, действовать в одиночку, полагая, что если она расскажет обо всем взрослым, родителям, педагогам, то ситуация усугубится. Поэтому всегда нужно стремиться к установлению доверительных отношений с ребенком, с пониманием относиться к любому сигналу о травле (в том числе и виртуальной), тогда будет больше шансов, что в сложной ситуации он поделится с родителями тревожной информацией. Взрослым узнать про травлю ребенка в Интернете сложно — обидчики шифруются. Подать сигнал может только сам ребенок или кто-то из его приятелей.
Как и в случае с реальной травлей, работа с травлей в Интернете начинается с выяснения ее причин. В дальнейшем от психолога требуется очень тактичная и продуманная работа со всеми участниками взаимодействия с учетом позиций всех сторон. Ведь часто жертвы сами провоцируют своих обидчиков. В любом случае ребенку, подвергшемуся травле, необходимо помочь выработать способы нежертвенного поведения, а обидчикам — осознать последствия своих поступков и недопустимость подобных форм поведения. Конечно, все созданные поддельные странички, ролики требуется незамедлительно удалить.
4.3. Предупреждение кибербуллинга[5]
1. Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
3. Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
4. Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
5. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
4.4. Как защититься от кибербуллинга
Рекомендации родителям и педагогам
1. Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
2. Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
3. Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
1. Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением.
2. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
3. Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
4. Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
5. Контентные риски [6]
Интернет сейчас в свободном доступе пользователей любого возраста. На его просторах любой желающий может найти все что угодно, включая опасное и непристойное: порнографию, нецензурную лексику; группы, призывающие к противоправным деяниям и даже суициду. И это проблема не только родителей, но и создателей сайтов и интернет-провайдеров.
Споры о том, как защитить детей от негативного влияния Интернета, продолжаются. К примеру, обсуждается возможность установки фильтров, чтобы дети имели доступ только к определенному контенту. Но фильтры везде не поставишь, а запретный плод так и манит... На помощь могут прийти нравственные установки, которые закладываются в семье и транслируются через образование. Именно они позволяют ставить внутренние ограничения при решении вопросов: употреблять или нет нецензурную лексику, искать ли в Сети познавательный или пошлый контент. Внутренний фильтр часто является единственным регулятором, который позволяет дистанцироваться от непристойностей и экстремизма.
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.[6]
Рекомендации родителям
5.1. Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
- Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
- Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
- Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
- Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
- Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
Выработайте “семейные правила” использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.
6. Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое)[7]
6.1. Предупреждение кибермошенничества:
- Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
- Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
6.2. Правила безопасности в интернет - магазине
- Ознакомьтесь с отзывами покупателей
- Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
- Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
- Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
- Сравните цены в разных интернет-магазинах.
- Позвоните в справочную магазина.
- Обратите внимание на правила интернет-магазина.
- Выясните, сколько точно вам придется заплатить.
- Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
7. Правила безопасного пользования Интернетом
Ребенок должен знать правила безопасного пользования Интернетом:
- Убедите, что виртуальное общение с незнакомыми людьми не менее опасно, чем аналогичные разговоры на улице.
- Объясните, что ни при каких обстоятельствах не следует сообщать незнакомым людям номера телефонов, пароль компьютера и прочую информацию о частной жизни семьи. Нельзя отвечать на послания по электронной почте с запросами о личных данных: если такое письмо пришло, то это мошенничество.
- Предупредите ребенка, что он должен поставить вас в известность и попросить разрешения, если захочет встретиться с кем-то из знакомых по компьютерной переписке.
- Объясните ему, что он должен делиться с вами компьютерными секретами, а также сообщать обо всем, что его испугало, обидело или возмутило во время посещения Интернета.
- Научите ребенка внимательно относиться ко всем ссылкам, которые присылают в социальных сетях, по электронной почте, особенно от незнакомых людей, так как они могут содержать неприемлемую информацию или вирусные программные продукты. Даже если ссылка пришла от знакомого человека, необходимо быть предельно внимательным. Вполне возможно, что аккаунт знакомого уже взломан и от его имени рассылаются спам и вирусы. Следует остерегаться также скачивания неизвестных файлов, пришедших на почту или в “аську”, даже если файл пришел от знакомого. Лучше уточнить у отправителя, что это за файл [1].
- Вместе с ребенком учитесь искать интересную информацию в Интернете, ведь если ребенок настроен на позитив, то меньше вероятности, что он заинтересуется негативным контентом.
- Учите ребенка включать внутренний фильтр, когда он попадает на тот или иной сайт или видит призыв его посетить.
Приложение 1
Методики на выявление интернет - зависимости
Опросник "Восприятие Интернета" Е.А.Щепилиной
Инструкция: "Пожалуйста, ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответа (или написав свой, где это необходимо). "Правильных" или "неправильных" ответов не существует, поэтому выбирайте тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам и Вашему мнению о себе. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот, который первым приходит Вам в голову. Постарайтесь по возможности не использовать промежуточные ответы типа "иногда" или "трудно сказать". Заполнение всего опросника займет у Вас около 20 минут. Удачи!"
1. Я считаю, что проявления агрессии в сети так же недопустимы, как и в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
2. Порой мне кажется, что я воспринимаю Интернет не так, как другие люди.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
3. У меня гораздо больше друзей в сети, чем в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
4. Бывает, что ища в Интернете нужную мне информацию я забываю о своем первоначальном намерении.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
5. Порой мне хочется переселиться в виртуальный мир.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
6. При подключении к Интернету мое настроение обычно улучшается.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
7. Для меня важнее, как выглядит сайт, чем то, какая на нем информация.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
8. Я считаю, что Интернет нужен для:
а) развлечения;
б) поиска и хранения информации;
в) общения
9. Я часто воспринимаю виртуальный мир как реальность.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
10. Мне больше нравятся сайты, на которых мало графики.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
11. Когда все против меня, Интернет помогает мне пережить трудные времена.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
12. Я часто употребляю слова и выражения, принятые в сети, в своей реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
13. Мои друзья в сети гораздо лучше понимают меня, чем мои друзья в реальной жизни.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
14. Я воспринимаю себя в Интернете иначе, чем в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
15. Я предпочитаю общаться с теми людьми, которые хорошо разбираются в Интернете.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
16. У меня часто возникает потребность в структурировании информации, получаемой из Интернета.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
17. Я часто завожу виртуальные романы.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
18. Обычно я чувствую себя комфортней в сети, чем в реальной жизни.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
19. Я предпочитаю сайты, где много графики.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
20. Я часто не знаю точно, сколько времени провел в сети.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
21. Мне бывает сложно объяснить окружающим, что меня привлекает в Интернете.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
22. Иногда Интернет кажется мне живым существом.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
23. Бывает, что закончив работу в сети, я не могу вспомнить все, что я делал, где был.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
24. Обычно я предпочитаю переписываться с человеком по электронной почте или общаться с ним по ICQ, чем говорить с ним по телефону или встречаться лично.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
25. Порой, после длительного пребывания в сети, у меня возникает страх (или чувство незащищенности) перед окружающей действительностью.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
26. Даже большие тексты я предпочитаю читать с экрана монитора, а не в бумажном варианте.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
27. Я предпочитаю чаты, электронной почте и форумам.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
28. Мне бы хотелось проводить в сети больше времени, чем сейчас.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
29. Я скорее способен изменить что-то в виртуальном мере, чем в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
30. Компьютер, на котором я работаю скорее:
а) "девочка";
б) "мальчик";
в) просто машина
31. Находясь в сети, я люблю слушать музыку.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
32. Бывает, что я пытаюсь действовать в реальном мире так же, как и в виртуальном.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
33. В сети я чувствую себя гораздо увереннее, чем в реальной жизни.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
34. Когда я захожу в Интернет, я точно знаю, чего хочу.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
35. Я предпочитаю виртуальные романы реальным.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
36. В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
37. Бывает, что после работы в сети, у меня возникает ощущение, что я о чем-то забыл или чего-то не сделал.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
38. Порой мне кажется, что люди, с которыми я общаюсь в сети, понимают меня гораздо лучше, чем те, кто окружают меня в повседневной жизни.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
37. Время в сети идет не так, как в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
38. Бывает, что находясь в сети, мне кажется, что я теряю контроль над происходящим.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
39. Мне больше нравится рассматривать различные картинки, чем читать.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
40. Пребывание в Интернете для меня скорее:
а) развлечение;
б) работа;
в) жизнь;
г) другое (укажите, что именно)_____ _________
41. Когда я нахожусь в Интернете, я перестаю замечать окружающую действительность.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
42. Я всегда пытаюсь представить, как выглядит мой собеседник.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
43. Мне кажется, что Интернету присущи некие мистические свойства.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
44. В сети для меня не существует понятий: верх, низ, право, лево.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
45. Мне нравится, что в Интернете можно нарушать правила реального мира.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
46. Бывает, что я трачу много времени на просмотр ненужной мне информации.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
47. Порой я чувствую, что сильно отличаюсь от людей, не пользующихся Интернетом.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
48. Интернет для меня скорее:
а) часть реального мира;
б) отдельная, самостоятельная реальность;
в) другое (укажите, что именно)_______________ ________
49. Происходящее в сети зачастую гораздо интереснее того, что происходит в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
50. Обычно я не переношу виртуальные знакомства в реальность.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
51. Случается, что граница между реальным и виртуальным миром для меня исчезает.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
52. Мне сложно найти общий язык с людьми, не пользующимися Интернетом.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
53. Порой мне бывает трудно перевести образы в слова.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
54. Порой виртуальный мир кажется мне более привлекательным, чем реальный.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
55. Интернет кажется мне:
а) одномерным;
б) трехмерным;
в) четырехмерным;
г) вне измерений
56. Иногда компьютер кажется мне живым существом.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
57. Когда я в Интернете, я другой, чем в реальной жизни.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
58. Порой мне хочется перенести свои действия в сети на реальную жизнь (Например, в конфликтной ситуации – желание "отключиться", занести в "игнор").
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
59. Находясь в Интернете, я чувствую себя частью чего-то большего.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
60. Мне бывает сложно выразить то, что я чувствую, находясь в сети.
а) иногда;
б) часто;
в) никогда
61. В Интернете я чувствую себя в большей безопасности, чем в реальном мире.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
62. Часто мне сложнее найти общий язык с людьми в реальной жизни, чем в Интернете.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
63. Меня устраивают законы и правила виртуального мира гораздо больше, чем реального.
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать
64. Интернет для меня скорее:
а) безграничен;
б) имеет границы
65. Напишите что означают следующие понятия:
- "аська"
- IP-адрес
- "админ"
- хостинг
- "спам"
- тэг (tag)
- "ламер"
- форум
- "флуд"
- WWW
Ключи к шкалам опросника "Восприятие Интернета"
I. Факторы зависимости
- Принадлежность к сетевой субкультуре: №№ 2, 12, 15, 49, 54, 67
- Нецеленаправленность поведения: №№ 4, 16, 23, 34, 40, 48
- Потребность в сенсорной стимуляции: №№ 7, 10, 19, ,27, 31, 41, 55
II. Особенности восприятия Интернета
- Мотивация использования Интернета: №№ 8, 42
- Изменение состояния сознания в результате использования Интернета : №№ 6, 9, 14, 32, 43, 50, 53, 59
- Восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью ("уход"): №№ 5, 11, 18, 25, 28, 29, 33, 36, 51, 56, 63
- Общение: №№ 3, 13, 17, 24, 35, 38, 52, 64
III. Последствия зависимости
- Время в Интернете : №№ 20, 39
- Пространство в Интернете: №№ 46, 57, 66
- Восприятие Интернета как проективной реальности: №№ 21, 37, 44, 45, 61, 62
- Одушевленность Интернета: №№ 22, 30, 58
- Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный: №№ 1, 26, 47, 60, 65
Приложение 2
Методика выявления отношения к Интернету "Незаконченные предложения"
Методика "Незаконченные предложения", разработанная Жичкиной А. Е., Щепилиной Е. А., направлена на выявление субъективного отношения опрашиваемых к Интернету. При проведении исследований может быть использована вместе с опросником "Восприятие Интернета".
Инструкция: "Ниже приводится 33 незаконченных предложения. Пожалуйста, прочитайте каждое предложение и закончите его. Не нужно долго думать над каждой фразой, записывайте первую пришедшую Вам в голову мысль. Длина и строение фразы не имеют значения. Старайтесь выполнять задание быстро. Если не можете закончить какое-нибудь предложение сразу, обведите его номер кружком и займитесь им позже".
- Три слова, обозначающие для меня "интернет": ...
- Когда я нахожусь в сети, я...
- Большинство сайтов в Интернете...
- Мне кажется, что время в сети
- Интернет помогает мне...
- Большинство людей в Интернете ...
- После выхода из сети, я чувствую...
- В Интернете меня привлекает, прежде всего...
- Больше всего времени в сети у меня уходит на...
- Другие люди в Интернете кажутся мне...
- Когда я нахожусь в сети, мне бывает сложно...
- Информация в Интернете...
- В Интернете меня часто раздражает...
- Переходя по ссылкам, я чувствую...
- Когда я нахожусь в сети, мое настроение...
- Интернет мешает мне...
- Я посещаю сайты в Интернете, чтобы...
- Интернет может приносить пользу, если...
- Я считаю, что Интернет нужен для...
- Самой большой ошибкой, которую я совершал в Интернете, было ...
- Когда я вхожу в сеть, мне кажется, что...
- Иногда я чувствую, что Интернет...
- Лучшее, что я сделал, находясь в Интернете ...
- Входя в Интернет, люди обычно хотят...
- Я воспринимаю пространство сети как...
- Я в Интернете и я в реальной жизни ...
- Когда я захожу в интернет, я чувствую себя...
- Я воспринимаю своих виртуальных собеседников как...
- Когда мне нужно найти информацию по какому-либо вопросу, я...
- Пребывание в Интернете для меня - это...
- Интернет может быть бесполезным или даже вредным, если...
- В Интернете я...
- Моя жизнь без Интернета стала бы...
Ключи к шкалам методики "Незаконченные предложения".
Восприятие Интернета в целом: №№ 1, 4 (шкала "восприятие времени"), 7, 9, 11, 14, 15, 19, 21, 22, 25 (шкала "восприятие пространства"), 30, 33
Положительные свойства Интернета: №№ 5, 8, 18, 23
Отрицательные свойства Интернета: №№ 13, 16, 20, 31
Люди в Интернете : №№ 6, 10, 24, 28,
Информация в Интернете: №№ 3, 12, 17, 29
Я в Интернете: №№ 2, 26, 27, 32
Приложение 3
Шкала Интернет-зависимости (автор А.Е. Жичкина)
Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.
1.А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.
1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.
2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.
2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.
3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.
3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.
4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.
4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.
5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.
6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.
7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.
Ключи
Интернет-зависимость - один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.
Выбор варианта “А” оценивается в 1 балл, выбор варианта “Б” - 0 баллов. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.
Литература
- Вихорева О. А. Дополнительное образование детей: теория и практика: монография / О.А.Вихорева. - Челябинск, 2010.
- Безопасность детей в Интернете: предупреждение, образование, взаимодействие Московская конференция 12-13 ноября 2009г.
- Герасимов Г. А. Цифровые технологии для совершенствования образовательного процесса и воспитательной работы в дополнительном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 122-124.
- Гришкун В. В. Применение информационных технологий в образовании. Области эффективного применения информационных технологий в школе / В.В. Гришкун - Вестник Российского университета дружбы народов. Серия “Информатизация образования”. — М., 2007.
- Курс “Основы безопасности жизнедеятельности в сети. Интернет (ОБЖИ)”
- Общественная программа партнерства развития информационного общества на Северо-Западе России (НП ПРИОР Северо-Запад) “Чистый Интернет” М., 2009.
- Марина Куцак “Безопасный интернет” Буклет для родителей . Санкт-Петербург 2014г
- Твердынин М. Доклад “Российские дети и сеть интернет . Вызовы времени и степень защиты”. Московская конференция 12-13 ноября 2009г.