Цель: повторить приёмы лингвистического исследования текста, развивать умение находить средства художественной выразительности в тексте, определять выразительную роль языковых единиц в тексте, воспитывать способность давать нравственно-этическую оценку событий, изображённых в тексте художественного произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
Распределение учащихся по группам, сообщение цели урока
II. Чтение эпизода из текста художественного произведения
(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я “вводил Павлика в свет” – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.
(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
– (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.
(11)Она стала листать классный журнал.
– (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?
(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
– (16)Встань! – приказала Павлику немка. – (17)Это правда?
(18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал.
(20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, “между прочим”, успеха не имели. (31)Ничего не получалось – Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости – прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю.М. Нагибину)
Практическая работа
А. Решение грамматических заданий из КИМов, направленных на раскрытие содержания эпизода.
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово “раскрылся” (предложение 32).
1) стал известным
2) оказался неприкрытым
3) появился
4) проявил себя
2. Замените разговорное слово “дуться” из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
4. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему “душевное превосходство было на стороне Павлика”?”
1) Павлик был мягким и покладистым.
2) Павлик безропотно воспринял гнев учительницы.
3) Павлик непримиримо относился даже к мелким уловкам и хитростям, считая их малодушием.
4) Павлик почти год “держал… в отчуждении” своего друга.
Б. Беседа по вопросам, направленным на понимание прочитанного текста
1. Как вы понимаете выражение “душевное превосходство”? Ещё раз сформулируйте, почему душевное превосходство было на стороне Павлика? Павлик непримиримо относился даже к мелким уловкам и хитростям, считая их малодушием.
2. Как вы понимаете выражения “моральное соглашательство”, “сделки с совестью”?
3. Ради чего, по мнению автора, предал Павлика друг? “Ради грошовой выгоды”. Что такое грошовая выгода?
4. В чём заключается позиция автора?
IV. Анализ вариантов заданий для написания сочинения на лингвистическую тему.
- Постичь глубину мыслей и чувств автора можно, если внимательно проанализировать языковой материал текста. Для этого нужно развивать умение различать языковые единицы, определять их выразительную роль в тексте. Помогает понять тему, идею и проблематику художественного произведения и умение находить средства художественной выразительности.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г.Короленко: “Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли”. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г.Короленко.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: “К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?”
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта А.С.Хомякова: “Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: всё волнует, дышит, живёт”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания доктора филологических наук В.В.Виноградова: “Экспрессивные краски могут сгущаться под влиянием эмоциональных суффиксов”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста, писателя Л.В.Успенского: “Имя существительное – хлеб языка”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания профессора, доктора филологических наук Н.С.Валгиной: “Имя прилагательное – это важнейший выразитель точной, определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известной переводчицы и редактора Н.Галь: “Глагол – самая живая часть нашей речи”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Р.А.Будагова: “Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: “Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.П.Евгеньевой: “Эпитет – это определение, подчинённое задаче художественного описания объекта”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания древнегреческого философа и учёного Аристотеля: “Метафора – это проявление способности человека подмечать сходство предметов и явлений окружающего мира”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из “Литературной энциклопедии”: “Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев”.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С.И. Львовой: “Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „„характер””.
- Какие из предложенных заданий предполагают очень широкий выбор ответа? Какие - узкий?
- Какое высказывание хотите раскрыть вы?
- Домашнее задание – написать сочинение по любому высказыванию.
А сейчас поработаем в группах.
V. Работа в группах
А. Найти в тексте аргументы для написания сочинения
1 группа
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известной переводчицы и редактора Н.Галь: “Глагол – самая живая часть нашей речи”.
2 группа
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания древнегреческого философа и учёного Аристотеля: “Метафора – это проявление способности человека подмечать сходство предметов и явлений окружающего мира”.
3 группа
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из “Литературной энциклопедии”: “Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев”.
4 группа
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С.И. Львовой: “Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „„характер””.
Б. Обсуждение найденных аргументов
В. Оформление аргументов
- Предложить варианты оформления аргументов. Воспользоваться справочными материалами (памяткой).
VI. Рефлексия.
- Произошли ли после обсуждения перемены в выборе тезиса для написания сочинения?
Д/З: написание сочинение на лингвистическую тему по прочитанному тексту.