Внеклассное мероприятие в начальной школе "Истории обыкновенных школьных вещей"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • познакомить с историей происхождения названий школьных предметов;
  • развивать у учащихся интерес к энциклопедической литературе;
  • развивать артистические способности у детей;
  • учить видеть необычное в обычном.

Оборудование: энциклопедический справочник, лента метражная, таблички со словами “пядь”, “фут”, “дюйм”, “локоть”, магнитные буквы, призы.

Ход мероприятия

Подготовительная часть.

- Передо мной два портфеля ребят из нашего класса. Второпях они побросали в портфель школьные вещи. Давайте проверим, всё ли правильно они сделали? (игра “Собери портфель”)

Основная часть.

Проблемная ситуация: Школьные принадлежности на своих местах. А знаете ли вы истории их происхождения и откуда они пришли к нам? Вот об этом мы сегодня и попробуем узнать.

Поиск решения:

- Где человек старается найти ответы на свои вопросы?

- Мы открываем первую страницу нашей энциклопедии. Она называется “альбом”.

- Это слово пришло из латинского языка “альбум” - белое. Вот как об альбуме сказал бы римлянин: “Белая доска или точнее доска, покрытая белым гипсом.”

А вот рыцарь сказал бы, что это такая тетрадка из белых листов. В один альбум он занёс гербы, в другой - девизы, а в третий - историю своего рода.

- А как современный человек использует альбомы?

Выставка различных по назначению альбомов.

Вторая страница нашей энциклопедии “карандаш”.

- Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.

- Это слово пришло к нам из тюркского языка. “Кара” - чёрный, “таш” - камень. Первые карандаши появились почти тысячу лет назад. Это были свинцовые палочки, они пачкали руки, и поэтому на них надевали кожаное или деревянное платье, а то и просто тростинку. Сейчас используют графит и дерево.

- А кто из вас знает загадки про карандаш?

- Карандаш тоже приготовил вам свои загадки (игра “Сосчитай и раскрась” работа в парах)

“Наборщик” - составь слова из слова “карандашик” (рана, кара, шик, дар, рак, кишка)

Третья страница “Единица длины”.

Какие единицы длины вы знаете? А хотите узнать откуда они пришли к нам?

Давайте переместимся во времени в недалёкое прошлое. Оказывается, в старину использовали другие единицы измерения “локоть” (показываю), “дюйм” - по-голандски палец (2,5 см), “пядь”- расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцем, “фут”- по-английски величина ступни (30 см).

- Как думаете, что означает выражение “Ни пяди родной земли не отдадим”?

Игра “Магазин” (три игрока покупают ленту, отмеряя её “локтями”, потом сравнивают покупки).

- Почему же получились разные по длине ленты, ведь все покупали 4 “локтя”?

Слово “метр” пришло из греческого языка. Вы догадались почему? В1791 г. в Париже в Палате мер и весов появился эталон метра. Это была узкая линейка из платины.

Игра “Проверь свой глазомер” (определение расстояния до предмета “на глаз”, проверка линейкой)

Четвёртая страница “Экзамен”.

Экзамены- это строгая проверка знаний. Экзаменатору надо как бы взвесить ответ ученика на точных весах своих знаний и опыта. По-латыни слово и означает “стрелки весов”. Получается и впрямь взвешивание знаний.

Сценка “Экзамен в племени” (круг из старейшин, в центре мальчик, его ударяют плетью)

- Зачем проводили такой экзамен, вы догадались?

Игра “Весёлый экзамен”

- Девочка записала 85 и зачеркнула 8. На сколько уменьшилось число?

- Плитку шоколада разделили на 9 частей. Света съела 3 части, Вася - 2. Какая часть шоколада осталась- большая или меньшая?

Подведение итогов

- Что нового узнали? О чём сумеете рассказать друзьям?

В каком времени вы хотели оказаться на следующем занятии и истории каких школьных предметов узнать?

Награждение призами активных участников.

Список литературы

  1. Волина Валентина "Праздник букваря" Москва, 2006 г. Издательство "АСТпресс"