Цель:
- познакомить с историей происхождения названий школьных предметов;
- развивать у учащихся интерес к энциклопедической литературе;
- развивать артистические способности у детей;
- учить видеть необычное в обычном.
Оборудование: энциклопедический справочник, лента метражная, таблички со словами “пядь”, “фут”, “дюйм”, “локоть”, магнитные буквы, призы.
Ход мероприятия
Подготовительная часть.
- Передо мной два портфеля ребят из нашего класса. Второпях они побросали в портфель школьные вещи. Давайте проверим, всё ли правильно они сделали? (игра “Собери портфель”)
Основная часть.
Проблемная ситуация: Школьные принадлежности на своих местах. А знаете ли вы истории их происхождения и откуда они пришли к нам? Вот об этом мы сегодня и попробуем узнать.
Поиск решения:
- Где человек старается найти ответы на свои вопросы?
- Мы открываем первую страницу нашей энциклопедии. Она называется “альбом”.
- Это слово пришло из латинского языка “альбум” - белое. Вот как об альбуме сказал бы римлянин: “Белая доска или точнее доска, покрытая белым гипсом.”
А вот рыцарь сказал бы, что это такая тетрадка из белых листов. В один альбум он занёс гербы, в другой - девизы, а в третий - историю своего рода.
- А как современный человек использует альбомы?
Выставка различных по назначению альбомов.
Вторая страница нашей энциклопедии “карандаш”.
- Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
- Это слово пришло к нам из тюркского языка. “Кара” - чёрный, “таш” - камень. Первые карандаши появились почти тысячу лет назад. Это были свинцовые палочки, они пачкали руки, и поэтому на них надевали кожаное или деревянное платье, а то и просто тростинку. Сейчас используют графит и дерево.
- А кто из вас знает загадки про карандаш?
- Карандаш тоже приготовил вам свои загадки (игра “Сосчитай и раскрась” работа в парах)
“Наборщик” - составь слова из слова “карандашик” (рана, кара, шик, дар, рак, кишка)
Третья страница “Единица длины”.
Какие единицы длины вы знаете? А хотите узнать откуда они пришли к нам?
Давайте переместимся во времени в недалёкое прошлое. Оказывается, в старину использовали другие единицы измерения “локоть” (показываю), “дюйм” - по-голандски палец (2,5 см), “пядь”- расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцем, “фут”- по-английски величина ступни (30 см).
- Как думаете, что означает выражение “Ни пяди родной земли не отдадим”?
Игра “Магазин” (три игрока покупают ленту, отмеряя её “локтями”, потом сравнивают покупки).
- Почему же получились разные по длине ленты, ведь все покупали 4 “локтя”?
Слово “метр” пришло из греческого языка. Вы догадались почему? В1791 г. в Париже в Палате мер и весов появился эталон метра. Это была узкая линейка из платины.
Игра “Проверь свой глазомер” (определение расстояния до предмета “на глаз”, проверка линейкой)
Четвёртая страница “Экзамен”.
Экзамены- это строгая проверка знаний. Экзаменатору надо как бы взвесить ответ ученика на точных весах своих знаний и опыта. По-латыни слово и означает “стрелки весов”. Получается и впрямь взвешивание знаний.
Сценка “Экзамен в племени” (круг из старейшин, в центре мальчик, его ударяют плетью)
- Зачем проводили такой экзамен, вы догадались?
Игра “Весёлый экзамен”
- Девочка записала 85 и зачеркнула 8. На сколько уменьшилось число?
- Плитку шоколада разделили на 9 частей. Света съела 3 части, Вася - 2. Какая часть шоколада осталась- большая или меньшая?
Подведение итогов
- Что нового узнали? О чём сумеете рассказать друзьям?
В каком времени вы хотели оказаться на следующем занятии и истории каких школьных предметов узнать?
Награждение призами активных участников.
Список литературы
- Волина Валентина "Праздник букваря" Москва, 2006 г. Издательство "АСТпресс"