Педагогическая практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических, социальные и административные ресурсы, и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.
Закон РФ “Об образовании” трактует“Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для ВСЕХ обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей”.
По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест.
В нашем дошкольном учреждении воспитываются и получают лечение дети с нарушением зрения: это дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие и инвалиды по зрению с детства. В детском учреждении созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Материально-техническая база;
- Кадровый состав;
- Учебно-методическое обеспечение;
- Дополнительные образовательные услуги.
Все специалисты ДОУ имеют высшее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию, из четырех три педагога имеют правительственные награды; из 6-ти воспитателей тифлогрупп пять имеют высшую квалификационную категорию, четыре - правительственные награды.
Первая “Программа развития коррекционной работы в ДОУ № 78” разработана на 2002-2007 гг.; вторая “Программа коррекционной работы для детей с нарушением зрения в МДОУ “Детский сад № 78” на 2008-2012 гг.; специалистами разработаны “Рабочие программы по видам деятельности”; в настоящее время дорабатывается “Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения МБДОУ “Детский сад № 78”, которая включает теоретический и практический базис коррекционного обучения детей с ОВЗ.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощью “особому” ребенку.
Совместно с медицинскими работниками на психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения (в состав которого входят: врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, врач-педиатр, учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог), после изучения медицинских карт, наблюдения в адаптационный период, диагностики, определяется форма обучения ребенка.
Для наиболее оптимальной формы обучения, творческой группой педагогов разработана диагностика “Цветовая диаграмма”, которая позволяет подойти к дифференцированному обучению каждого ребенка на самых ранних этапах. Для себя мы определили на диаграмме (по цветовой гамме) функции организма, соответствующие норме развития без поражений.
Наши дети - с нарушением зрения, значит, как минимум, одна функция организма поражена – имеет дефект. Такие поражение мы относим к первой позиции. Образовательная деятельность построена по “Единой системе тифлокоррекционного обучения “Глаз-рука”, разработанной учителями-дефектологами нашего ДОУ. Форма организации – фронтальная.
Вторая позиция более сложная. Дети могут иметь несколько дефектов поражения в одной или нескольких функциях. Для таких детей разработаны: мини-программы по социальной адаптации и реабилитации; маршрутные листы в соответствии с диагнозом; индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка с учетом программы инклюзивного образования. Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая.
Третья позиция – самая сложная, когда у ребенка нарушены три или более функций и дети-инвалиды по зрению с детства. Разработаны: индивидуальные коррекционно-педагогические программы развития; план индивидуального обучения “особого” ребенка по реабилитационным картам; индивидуальное обучение слабовидящих детей по системе Л.Брайля. Форма организации – индивидуальная.
Наше дошкольное образовательное учреждение строит коррекционно-педагогическую работу с учетом психо-физического развития детей. Применение ранней диагностики позволяет всем специалистам ДОУ дифференцированно подходить к обучению каждого ребенка.
Для определения наиболее оптимальной формы обучения детей с разными образовательными потребностями, по результатам диагностики, дети условно распределены на 3 группы:
- Дети с нарушением зрения;
- Дети с нарушением зрения и речи;
- Дети с нарушением зрения, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Для каждой группы определены: цели, задачи, способы организации детей на занятиях, образовательные программы, тифлотехнические требования к пособиям, офтальмо-гигиенические рекомендации на каждого ребенка.
Такое деление на группы способствует дифференцированному подходу в обучении дошкольника с разными образовательными потребностями.
Дифференцированный подход включает:
- Формы организации на занятиях: индивидуальные, подгрупповые, групповые;
- Обучение по степени зрительного восприятия и
тактильной чувствительности;
- мини-программы социальной адаптации детей по реабилитационным картам;
- индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка с учетом программы инклюзивного образования;
- индивидуальные коррекционно-педагогические программы развития;
- индивидуальное обучение слабовидящих детей по системе Л.Брайля.
Дифференцированный подход учитывает:
- Тифлотехнические требования к пособиям;
- Офтальмо-гигиенические рекомендации на каждого ребенка;
- Использование комплекса упражнений на снятие зрительного утомления и отдыха глаз по методикам отечественных и зарубежный офтальмологов.
Данный дифференцированный подход представлен как:
- Средство для понимания педагогом ребенка и оказания помощи ему;
- Средство для передачи ему определенного опыта;
- Средство организации и управления деятельностью ребенка;
- Средство для получения дошкольного образования.
Применяя такой дифференцированный подход, позволяет нам всесторонне подготовить ребенка и обеспечить ему равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Таким образом, представленный опыт работы по инклюзивному образованию, обеспечивает равный доступ к дошкольному образованию детей с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.