Цель урока: ученик научится определять назначение человека как биосоциального существа.
Задачи урока:
- предложить версии о происхождении человека;
- перечислить признаки сходства человека с животным;
- перечислить признаки, характерные только для человека;
- составить схему “Человек – биосоциальное существо”.
Планируемые результаты:
- Предметные – обучающие смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, раскрывать на конкретных примерах его природную и общественную сущности.
- Метапредметные – обучающиеся смогут:
- регулятивные - определять цель и проблему урока, планировать свою деятельность, направленную на решение проблемы урока, оценивать степень достижения поставленной на уроке цели;
- коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его, работать в группах и парах;
- познавательные – находить самостоятельно достоверную информацию в предложенных материалах, анализировать природные и общественные характеристики человека, представлять информацию в виде схемы.
- Личностные – обучающиеся смогут оценивать собственные личностные качества, необходимые для успешной деятельности, аргументированно оценивать свою деятельность на уроке.
Тип урока: комбинированный, открытие новых знаний.
Формы работы: групповая работа, работа в парах, работа с текстами, составление схемы.
Оборудование: рабочие листы, чистые листы А4, маркеры, проектор
Ход урока
Этап урока | Действия учителей | Действия учащихся | ||||||||
Организационный | Приветствие учащихся. Представление учителей. | |||||||||
Стадия вызова | Просмотр фрагмента из м/ф “Маугли”. Учитель биологии: Посмотрите, коллега, как Маугли похож на волчат. Учитель обществознания: Вовсе нет, коллега, он другой. Он же человек! Учитель биологии: Он прыгает и резвится как волчата. Все его движения точно такие же, как у его “собратьев”! Учитель обществознания: Но он умеет стоять на ногах, он ходит! А вы, ребята, как думаете? Кто такой Маугли? |
|||||||||
Свои варианты запишите на чистых листах
бумаги маркерами и прикрепите на доске. Учитель биологии: Исходя из ваших версий, на какой вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке? У нас получилось много версий. Значит, можем ли мы дать однозначный ответ на вопрос о сущности человека? Поэтому, что мы должны сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Учителя предлагают учащимся записать проблему и версии в Рабочие листы (Приложение 1). |
Пишут свои варианты ответа и
прикрепляют магнитами на доске. Предлагают свои варианты проблемы урока. Нет. Подтвердить или опровергнуть каждую из версий и прийти к одному выводу. Записывают проблему и версии в Рабочие листы. |
|||||||||
Этап осмысления (открытие нового знания) | Учитель биологии: Прежде, чем выяснить сущность человека, мы предлагаем поговорить о происхождении человека. Существуют различные взгляды на эту проблему. Организация работы в группах (3 группы). (Приложение 2) О чем говорят мифы. О чем говорит Библия. Что говорит Дарвин. |
Каждая группа знакомится с
предложенными текстами, делает общий вывод,
записывает в Рабочий лист. 1 группа. Человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня. |
||||||||
Учитель биологии: Обратите внимание, ребята, сколько разных видений происхождения человека. Сколько народов, столько представлений. |
2 группа. Бог создал человека по образу своему и подобию. | |||||||||
Учитель обществознания: Библия – это священная книга христиан, верующих в Иисуса Христа. |
3 группа. Человек произошел от обезьяны или обезьяноподобного предка. | |||||||||
Учитель биологии: Это предположение английский ученый – биолог Чарльз Дарвин сделал 150 лет назад после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду. Так к какому выводу мы пришли в ходе этой работы? Учитель биологии: Вот и получается все-таки, что раз человек – продукт эволюции, значит он – биологическое существо. Учитель обществознания: Да нет же! Человек живет в обществе, а значит он социален. Учитель биологии: А давайте посмотрим еще один фрагмент м/ф “Маугли” и еще раз убедимся в том, что человек относится к животным. Просмотр фрагмента м/ф “Маугли”. Учитель биологии: Ну что, ребята, согласны вы с моей точкой зрения? |
Делают общий вывод, записывают его в Рабочий лист. | |||||||||
На этом примере мы увидели, что человек обладает всеми животными инстинктами. В чем же проявляет сходство человека и животного? Посмотрите на изображения на слайде и найдите общие черты в облике животного и человека. Есть ли сходство, и какое? Ответы запишите в Рабочие листы. Там же отметьте вывод. | Отвечают. | |||||||||
Ну что, коллега, теперь Вы, надеюсь,
наглядно убедились, в том, что человек –
биологическое существо? Древнегреческий философ Платон по этому поводу даже сказал: “Человек – та же курица, только без перьев”. Учитель обществознания: А Вы знаете, нашелся ученый, который возразил Платону. Это был французский физик Паскаль. Он сказал: “Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда”. А скажите мне, если человек – существо биологическое, почему тогда его называют “вершиной природы”? Звучит плач новорожденного ребенка. Учитель обществознания: Человек родился! Он является весьма сложным и неоднозначным существом. Предлагаю вам, ребята, познакомиться с текстом и записать в Рабочий лист, что есть в человеке, чего нет у животных. (Приложение 3) |
Находят и записывают в Рабочие листы
сходства: строение, инстинкты, потребности, И вывод: Человек – существо биологическое. Озвучивают результаты работы. |
|||||||||
При каком условии появляются все эти
признаки? Какой вывод можно сделать? Учитель биологии: Тогда я ничего не понимаю, кто же такой человек? Ведь мы определили, что он схож с животными. Учитель обществознания: А мы выяснили, что он – существо социальное, которое без общества жить не может. Так кто же из нас прав, ребята? А то, что-то мы с коллегой запутались. Давайте подведем итог нашего рассуждения. |
Работают с текстом и записывают в
Рабочие листы различия: речь, разум, прямохождение, постановка целей. Озвучивают результаты работы. Если человеческий ребенок живет среди себе подобных, т.е. среди людей. Человек – существо социальное. |
|||||||||
Может ли человек быть только частью
природы? А только частью общества? Попробуйте изобразить сущность человека схематично в Рабочих листах. Что у вас получилось? |
Отвечают на вопрос. | |||||||||
Учитель обществознания: Итак, в человеке слиты воедино и биологическое (природное) и социальное (общественное) начала, и обе стороны необычайно важны. Именно поэтому, ученые называют человека – БИОСОЦИАЛЬНЫМ существом. |
Нет, иначе он перестанет быть человеком. Нет, он во многом схож с животными. Заполняют схему в Рабочих листах, озвучивают результаты, вывешивая на доске. |
|||||||||
Так кто же из нас был прав? Какая версия
подтвердилась? Уберите вывешенные на доске листы с не подтвердившимися версиями. Сделайте и запишите вывод по уроку в Рабочих листах. |
Снимают не нужные листы. |
|||||||||
Над какой темой мы сегодня работали? Сформулируйте ее и запишите в рабочих листах. | Записывают в Рабочих листах и
озвучивают вывод: человек – биосоциальное
существо. Называют тему урока, записывают в Рабочих листах. |
|||||||||
Закрепление | Чтобы закрепить наши выводы, мы предлагаем вам выполнить следующее задание: в карточках даны признаки человека, но они перепутаны. Распределите их по графам таблицы. (Приложение 4) | Выполняют работу в карточках парами.
Один учащийся ту же работу делает у доски,
работая с интерактивной таблицей. Проверяют друг друга. |
||||||||
Рефлексия | Ребята, в Рабочие листы вам нужно
записать ключевое слово, которое связано с темой
нашего урока. Что вы записали? Объясните, почему вы записали именно это слово? |
Работают в Рабочих листах, оглашают результаты, объясняют свой выбор. | ||||||||
Домашнее задание | Записано в Рабочих листах. Предлагаются разные задания на выбор учащихся. 1. Составить таблицу “Характеристика понятий”
2. Оформите газету “Что такое человек” 3. Напишите сочинение, какими, по-вашему, качествами должен обладать человек, чтобы с гордостью носить это “звание”, быть Человеком с большой буквы. |