Бинарный урок (обществознание + биология) по теме "Биосоциальная сущность человека". 6-й класс

Разделы: Биология, История и обществознание

Класс: 6


Цель урока: ученик научится определять назначение человека как биосоциального существа.

Задачи урока:

  • предложить версии о происхождении человека;
  • перечислить признаки сходства человека с животным;
  • перечислить признаки, характерные только для человека;
  • составить схему “Человек – биосоциальное существо”.

Планируемые результаты:

  • Предметные – обучающие смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, раскрывать на конкретных примерах его природную и общественную сущности.
  • Метапредметные – обучающиеся смогут:
    • регулятивные - определять цель и проблему урока, планировать свою деятельность, направленную на решение проблемы урока, оценивать степень достижения поставленной на уроке цели;
    • коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его, работать в группах и парах;
    • познавательные – находить самостоятельно достоверную информацию в предложенных материалах, анализировать природные и общественные характеристики человека, представлять информацию в виде схемы.
  • Личностные – обучающиеся смогут оценивать собственные личностные качества, необходимые для успешной деятельности, аргументированно оценивать свою деятельность на уроке.

Тип урока: комбинированный, открытие новых знаний.

Формы работы: групповая работа, работа в парах, работа с текстами, составление схемы.

Оборудование: рабочие листы, чистые листы А4, маркеры, проектор

Ход урока

Этап урока Действия учителей Действия учащихся
Организационный Приветствие учащихся. Представление учителей.  
Стадия вызова Просмотр фрагмента из м/ф “Маугли”.

Учитель биологии:

Посмотрите, коллега, как Маугли похож на волчат.

Учитель обществознания:

Вовсе нет, коллега, он другой. Он же человек!

Учитель биологии:

Он прыгает и резвится как волчата. Все его движения точно такие же, как у его “собратьев”!

Учитель обществознания:

Но он умеет стоять на ногах, он ходит!

А вы, ребята, как думаете? Кто такой Маугли?

 
Свои варианты запишите на чистых листах бумаги маркерами и прикрепите на доске.

Учитель биологии:

Исходя из ваших версий, на какой вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке?

У нас получилось много версий. Значит, можем ли мы дать однозначный ответ на вопрос о сущности человека?

Поэтому, что мы должны сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Учителя предлагают учащимся записать проблему и версии в Рабочие листы (Приложение 1).

Пишут свои варианты ответа и прикрепляют магнитами на доске.

Предлагают свои варианты проблемы урока.

Нет.

Подтвердить или опровергнуть каждую из версий и прийти к одному выводу.

Записывают проблему и версии в Рабочие листы.

Этап осмысления (открытие нового знания) Учитель биологии:

Прежде, чем выяснить сущность человека, мы предлагаем поговорить о происхождении человека. Существуют различные взгляды на эту проблему.

Организация работы в группах (3 группы). (Приложение 2)

О чем говорят мифы.

О чем говорит Библия.

Что говорит Дарвин.

Каждая группа знакомится с предложенными текстами, делает общий вывод, записывает в Рабочий лист.

1 группа. Человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.

Учитель биологии:

Обратите внимание, ребята, сколько разных видений происхождения человека. Сколько народов, столько представлений.

Презентация.

2 группа. Бог создал человека по образу своему и подобию.
Учитель обществознания:

Библия – это священная книга христиан, верующих в Иисуса Христа.

3 группа. Человек произошел от обезьяны или обезьяноподобного предка.
Учитель биологии:

Это предположение английский ученый – биолог Чарльз Дарвин сделал 150 лет назад после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду.

Так к какому выводу мы пришли в ходе этой работы?

Учитель биологии:

Вот и получается все-таки, что раз человек – продукт эволюции, значит он – биологическое существо.

Учитель обществознания:

Да нет же! Человек живет в обществе, а значит он социален.

Учитель биологии:

А давайте посмотрим еще один фрагмент м/ф “Маугли” и еще раз убедимся в том, что человек относится к животным.

Просмотр фрагмента м/ф “Маугли”.

Учитель биологии:

Ну что, ребята, согласны вы с моей точкой зрения?

Делают общий вывод, записывают его в Рабочий лист.
На этом примере мы увидели, что человек обладает всеми животными инстинктами. В чем же проявляет сходство человека и животного? Посмотрите на изображения на слайде и найдите общие черты в облике животного и человека. Есть ли сходство, и какое? Ответы запишите в Рабочие листы. Там же отметьте вывод. Отвечают.
Ну что, коллега, теперь Вы, надеюсь, наглядно убедились, в том, что человек – биологическое существо?

Древнегреческий философ Платон по этому поводу даже сказал: “Человек – та же курица, только без перьев”.

Учитель обществознания:

А Вы знаете, нашелся ученый, который возразил Платону. Это был французский физик Паскаль. Он сказал: “Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда”.

А скажите мне, если человек – существо биологическое, почему тогда его называют “вершиной природы”?

Звучит плач новорожденного ребенка.

Учитель обществознания:

Человек родился! Он является весьма сложным и неоднозначным существом.

Предлагаю вам, ребята, познакомиться с текстом и записать в Рабочий лист, что есть в человеке, чего нет у животных. (Приложение 3)

Находят и записывают в Рабочие листы сходства:

строение,

инстинкты,

потребности,

И вывод:

Человек – существо биологическое.

Озвучивают результаты работы.

При каком условии появляются все эти признаки?

Какой вывод можно сделать?

Учитель биологии:

Тогда я ничего не понимаю, кто же такой человек? Ведь мы определили, что он схож с животными.

Учитель обществознания:

А мы выяснили, что он – существо социальное, которое без общества жить не может. Так кто же из нас прав, ребята? А то, что-то мы с коллегой запутались.

Давайте подведем итог нашего рассуждения.

Работают с текстом и записывают в Рабочие листы различия:

речь,

разум,

прямохождение,

постановка целей.

Озвучивают результаты работы.

Если человеческий ребенок живет среди себе подобных, т.е. среди людей.

Человек – существо социальное.

Может ли человек быть только частью природы?

А только частью общества?

Попробуйте изобразить сущность человека схематично в Рабочих листах. Что у вас получилось?

Отвечают на вопрос.
Учитель обществознания:

Итак, в человеке слиты воедино и биологическое (природное) и социальное (общественное) начала, и обе стороны необычайно важны. Именно поэтому, ученые называют человека – БИОСОЦИАЛЬНЫМ существом.

Нет, иначе он перестанет быть человеком.

Нет, он во многом схож с животными.

Заполняют схему в Рабочих листах, озвучивают результаты, вывешивая на доске.

Так кто же из нас был прав? Какая версия подтвердилась?

Уберите вывешенные на доске листы с не подтвердившимися версиями.

Сделайте и запишите вывод по уроку в Рабочих листах.

 

Снимают не нужные листы.

Над какой темой мы сегодня работали? Сформулируйте ее и запишите в рабочих листах. Записывают в Рабочих листах и озвучивают вывод: человек – биосоциальное существо.

Называют тему урока, записывают в Рабочих листах.

Закрепление Чтобы закрепить наши выводы, мы предлагаем вам выполнить следующее задание: в карточках даны признаки человека, но они перепутаны. Распределите их по графам таблицы. (Приложение 4) Выполняют работу в карточках парами. Один учащийся ту же работу делает у доски, работая с интерактивной таблицей.

Проверяют друг друга.

Рефлексия Ребята, в Рабочие листы вам нужно записать ключевое слово, которое связано с темой нашего урока.

Что вы записали?

Объясните, почему вы записали именно это слово?

Работают в Рабочих листах, оглашают результаты, объясняют свой выбор.
Домашнее задание Записано в Рабочих листах.

Предлагаются разные задания на выбор учащихся.

1. Составить таблицу “Характеристика понятий”

Понятие Характеристика
Индивид  
Личность  
Индивидуальность  

2. Оформите газету “Что такое человек”

3. Напишите сочинение, какими, по-вашему, качествами должен обладать человек, чтобы с гордостью носить это “звание”, быть Человеком с большой буквы.