Инновационные методы использования коммуникативных качеств обучающихся на уроках математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В системе образования, на современном этапе, в период её динамического обновления, намечен переход от традиционной модели образования к личностно-ориентированной.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику основным требованием становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Математике при этом отводится большая роль.

Ключевыми компетенциями формирования личности являются следующие компетентности:

  • Личностная, которая выражается в потребности самопознания, саморазвития, самоактуализации. Главным в ней является готовность к самостоятельной работе, умение планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию.
  • Коммуникативная - показывает умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.
  • Информационная - владение информационно-коммуникационными технологиями и Интернет-технологиями.

При ограниченном количестве часов, выделяемом на изучение математики в школьном курсе, существенных успехов в повышении качества подготовки учащихся можно достичь путем внедрения в учебный процесс инновационных методик обучения, в частности, использовании методов, входящих в концепцию нейролингвистического программирования (НЛП).

“Современное образование, ориентировано в основном на опыт прошлого, а это сдерживает развитие общества.”[1] В связи, с чем возникла объективная необходимость личностно-ориентированного подхода к преподаванию математики, отличающихся от традиционного в  содержательном  аспекте. Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода является внедрение в преподавание методов НЛП. Данный вопрос в современной профессиональной педагогике только начинает подвергаться исследованию.

“Нейролингвистическое программирование – психологическое направление, в основе которого лежит современная идея о процессе моделирования субъективного опыта человека. НЛП возникло в 70-х годах ХХ века и стало плодом сотрудничества американских ученых Джона Гриндера (лингвиста) и Ричарда Бэндлера (программиста, математика)” [5]

Согласно НЛП мышление, память, творчество, создание мысленных образов и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения определенных программ внутри нервной системы человека.

На практике это связано с восприятием мозга через органы чувств: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.

“НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения. В практическом аспекте НЛП – это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире”. [3]

Для лучших результатов обучения необходимо установить взаимопонимание между преподавателем и учеником, именно коммуникационные отношения составляют основу фундамента всему процессу обучения. Понимать ученика, знать его особенности, слабые и сильные стороны, найти к нему индивидуальный подход вот главная задача для любого преподавателя.

В педагогический процесс необходимо внедрять комплекс диагностических методов определения предпочитаемого сенсорного канала восприятия информации, которые легко найти в Интернете, а исходя из этого рассадить слушателей в учебном классе в зависимости от их предпочитаемого сенсорного канала, с целью определения принадлежности мыслительного процесса к определённой системе восприятия. (Приложение 1).
Преподавателю важно знать через какой канал общение с собеседником может идти наиболее эффективно, а какие каналы, наоборот, будут малоэффективны, это позволит повысить интенсивность мышления учащегося, помочь ему сконцентрировать внимание на изучаемом материале.

Например, если основной канал восприятия информации визуальный – зрительный, то есть ребенок воспринимает информацию через зрительные образы, картины, свет и цвет, а таких обучающихся большинство, (их может быть до 70-90%), то для их обучения необходимо применять рисунки, надписи, чертежи и таблицы, а также яркие зрительные образы, переданные в речи. Большинство визуалов имеют довольно чёткую дикцию, хорошо владеют голосом, у них поставлена речь. Они легко знакомятся, включатся в любой разговор, на лету схватят тему беседы — и тут же её забудут, поэтому если хотите, чтобы визуал что-то запомнил — не мешайте ему записывать даже прямо во время беседы. Самый тупой карандаш всегда лучше самой острой памяти — а у визуалов она плохо работает без образного, записанного на бумаге подкрепления.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске содержат часто большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность, что очень помогает при изучении стереометрии. Поэтому на своих занятиях для таких учеников я постоянно применяю видеопроектор для демонстрации схем, чертежей.

Для ребят, у которых основной канал аудиальный – слуховой, то есть, они воспринимают информацию через слуховые образы, звуки, интонации, я стараюсь рассказать интересный случай, связанный с биографией ученого математика, занимавшегося данной темой, привлечь их внимание интересным историческим фрагментом о истории доказательства теоремы. И, хотя таких людей в среднем всего 10%, о них ни в коем случае нельзя забывать и выпускать их из виду. Среди учеников их легко определить по манере говорить: они употребляют такие выражения как “Я Вас внимательно слушаю”, “Слышали ли Вы..”, “давайте послушаем..”. Чтобы выполнить какую-то работу, аудиалу нужна полная тишина. Не стоит повышать на него голос, ругать. Все это отложится у него в памяти и отношения с обидчиком вряд ли когда-то наладятся. Чтобы что-то запомнить, аудиалу нужно обязательно обсудить этот материал с кем-то или просто произнести его вслух. Читать книги и конспекты, чертить графики и схемы, смотреть картинки, чтобы запомнить материал, для аудиала бесполезно. В общении с такими ребятами я стараюсь употреблять в своей речи слова-ключи, которые для аудиала связаны со слухом и речью: “Слышишь?”, “Скажи”, “Говори”, “Спрашивай”, “Послушай” и т.д. Стараюсь говорить как можно больше приятных, необычных и редко употребляемых слов.

Что необходимо знать при обучении учащихся, у которых ведущий канал чувственный? Это так называемые кинестетики, для них важны   внутренние ощущения, прикосновения, кожное и мышечное чувство, им необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать при обучении. При объяснении нового материала нужно помочь обучающемуся связать новые знания с ощущениями, которые он умеет вызывать в воображении. Процентное соотношение таких ребят от общего количества достаточно велико, их может быть до 40%, они лучше воспринимают информацию ощупывая, обводя контуры, представляя себе внутренние ощущения, делая что-то руками. Кинестетики очень спокойны, рассудительны, часто могут казаться замкнутыми. Они во многом полагаются на предчувствие и интуицию, поддерживайте с ними отношения через рукопожатия, похлопывания по плечу.

Для них при объяснении нового материала я стараюсь принести макеты геометрических фигур, дать им задание начертить ту или иную схему, моделирую проблемные задачи со словами: “Представьте себе, что у вас есть 5 монет, а одна из них фальшивая, как её можно отыскать за минимальное количество взвешиваний?”

Такую же задачу можно задать и ученикам логикам или дискретам, они  лучше воспринимают информацию через рассуждения, отрываясь от непосредственного ощущения. Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. Для таких учеников необходимо искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это помогает им понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей, им требуется время на осмысление, они опираются на абстрактные знания и понятия. Узнать их можно по высказываниям “давайте подумаем”, “проанализировав данную ситуацию, я пришел к выводу”, “логично было бы поступить..”.

При обучении таких ребят я даю задания проанализировать какую-то практическую ситуацию, или предлагаю найти ошибки в решении задачи. Задаю им открытые проблемные вопросы, например, “С чего надо начать решение этой задачи? А как будем дальше действовать? Как исправить сложившуюся ситуацию?” И многие другие вопросы, требующие включения аналитических способностей данных учащихся.

При общении с дискретом желательно пользоваться фразами “Мне требуется твоя помощь”, “Мне важно твое мнение”, “Как правильно поступить?” и т.д.

Не пытайтесь доказать, что вы умнее его в какой-то сфере. Это для дискретов самое уязвимое место. Не обсуждайте с дискретом чужое мнение. Ему чужое мнение безразлично. Возможно, именно к дискретам относится фраза – “есть два мнения: мое и неправильное”.

“Конечно, самая скоростная аудитория, с точки зрения восприятия информации – визуальная. Ученик-визуал не отвлекается на шум в классе, поэтому быстрее всех решает задачу, записанную на доске.

Аудиальная несколько менее быстрая, а кинестетическая самая медленная, что касается дискретов, то им тоже требуется время для аналитических рассуждений” [4]

Когнитивная карта – образ знакомого пространственного окружения. Преподаватель всегда должен помнить и учитывать, что его “карта” и “карта” обучающегося различны. Его цель – добиться минимальной разницы между ними.

Базовым принципом преподавания математики является “закон необходимого разнообразия”. Этот принцип имеет большое значение для успешной деятельности. Суть его заключается в том, что необходимо постоянно варьировать действия и процессы, с помощью которых мы пытаемся достичь результата. Разнообразные способы подачи материала и поведения преподавателя развивают креативное мышление учащихся, заставляют учителя проявлять гибкость, дают ему возможность изучить и приспособиться к каждому ребенку.

Важными постулатами НЛП являются: “Каждая проблема имеет свое решение”, “Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент”, “Не существует поражений, есть только обратная связь (или опыт)”.

В заключение можно выделить несколько базовых принципов, связанных с эффективным обучением:

  • качество обучения будет определяться достижениями позитивного результата;
  • в контексте обучения не существует понятия “неудача”. Недостаточная успешность обучения должна восприниматься как обратная связь, дающая информацию о том, что следует изменить или как это следует изменить;
  • отсутствует такое понятие, как “сопротивление” слушателей, есть только отсутствие гибкости у преподавателя.
  • смысл сообщения преподавателя заключается в той реакции, которую оно вызывает, независимо от того, что он намеревался сообщить.[2]

Великий древнегреческий философ Аристотель утверждал, что эффективный оратор должен обладать тремя основными качествами: “мыслить логически; понимать характер людей и понимать эмоции”. Эти три качества, по-видимому, так же актуальны сегодня, как и двадцать пять столетий назад.

Приложение.

Список литературы:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.-СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  2. Забродский П.Ф. Методы и модели нейро-лигвистического программирования в Обучении Учебно-методическое пособие.-Саратов: Издательство Саратовского медицинского университета, 2004.-95 с.
  3. Ковалев С.В. Основы нейро-лингвистического программирования.-М.: Московский психологосоциальный институт Флинта, 1999
  4. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации.-М.: Изд-во “КСП+”, 1999.-576 с.
  5. Bandler R., Grinder J. Frogs into Princes; Real People Press, Moab, UT, 1979.
  6. Судак И. Г., Костенко С. Л. Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний // Молодой ученый. — 2015.— №10 — С. 1301-1304.