Проблемный диалог как основная форма взаимодействия на уроке (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

Так и знания, полученные учениками в результате самостоятельного открытия, запомнятся на всю жизнь, но всё зависит от того, какие методы и приёмы использует учитель.

Предлагаю Вашему вниманию фрагменты уроков с использованием проблемного диалога.

Фрагмент урока по теме “Долг и совесть”.

В начале урока ребятам можно предложить кроссворд, который Вы видите на доске.

- Ребята, внимание! Какое слово можно прочитать по горизонтали?

- Долг.

- По какой теме мы будем сегодня работать?

- Мы сегодня будем работать по теме “Долг”.

- Давайте составим план урока.

Вешаю на центральную часть доски карточку со словами “План урока.”

- С чего начнём?

- Сначала нужно узнать значение слова “долг”.

- Правильно.

Вешаю карточку “1. Узнать значение слова “долг”.

- Что мы должны сделать, чтобы запомнить значение слова и быть уверенными в своих знаниях?

- Нужно выполнить рисунок к значению слова “долг”.

- Нужно выполнить упражнение на закрепление.

- Верно.

Вешаю карточку “2. Проиллюстрировать значение слова “долг”. Выполнить упражнение.

- Достаточно знать значение слова, выполнить рисунок и упражнение на закрепление?

- Нет.

- Почему?

- Надо соблюдать правила поведения порядочного человека каждый день.

- Нужно следовать понятию “долг” каждый день.

Вешаю карточку “3. Следовать долгу.”

- Правильно. Почему нужно следовать долгу каждый день, мы узнаем вместе с вами в течение урока.

- В каких источниках можно узнать значение слова “долг”?

- Значение слова долг можно узнать в справочнике, толковом словаре, сети Интернет.

- Правильно.

Фрагмент урока “Что такое стыд и стыдливость?”

В начале урока ребятам можно предложить прослушать аудиозапись рассказа Льва Николаевича Толстого “Косточка”, затем обратиться к ученикам с вопросами.

- Ребята, о ком говорится в рассказе?

- В рассказе говорится о маме, папе, их сыне Ване.

- Что произошло с мальчиком?

(Ваня без разрешения взял сливу и съел её.)

- Почему мальчик заплакал?

(Ему стало стыдно за то, что он не признался, что взял без разрешения сливу и сказал неправду.)

- Ребята, подберите однокоренные слова к слову “стыдно”.

(Стыд, стыдно, стыдливость, стыдиться.)

Вешаю на доску карточки с однокоренными словами.

- Как вы понимаете слово стыд?

(Это чувство сильного смущения от совершённого плохого поступка или вины.)

- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?

(Мы сегодня будем говорить о чувстве стыда.

Мы сегодня будем говорить о стыдливости.)

Фрагмент урока по теме “Этикет – форма для содержания этики”

Ребята, послушайте и посмотрите на юных артистов!

Ребята встают из – за стола и выходят к доске.

Клава зашла в комнату, увидела на столе неубранную после обеда посуду, стала убирать её, но тут раздался стук, и в комнате появилась Света.

- Салют!

- Привет!

- Пойдём строить песчаный город, будешь моей помощницей!

- Я не могу сейчас идти играть, должна убрать со стола и вымыть посуду.

- Если сейчас не пойдёшь, то я не буду с тобой дружить!

Топает, грозит пальцем.

Садятся за столы.

- Что хотела Клава от Светы?

(Клава хотела, чтобы Света пошла строить с ней песчаный город.)

- Кто прав? Кто нет? Не забудьте, что своё мнение нужно обосновывать!

(Клава не культурная, слово “салют” - это не приветствие.

Клава не просто приглашала Свету строить город, а приглашала быть помощницей. У них должны быть равные права.

Клава не права. Она ставила подругу перед выбором – или обязанность, или дружба. )

- Ребята, послушайте историю!

(Трое мальчиков пришли к другу на день рождения. Они слушали музыку, пили чай, ели торт, с полным ртом смеялись и обсуждали гостей, крошки летели) изо рта.

- Где были ребята?

(Ребята пришли к другу на день рождения.)

- С каким настроением они были в гостях?

(У мальчиков было весёлое настроение.)

- Правильно ли они вели себя?

(Нет, мальчики вели себя неправильно.)

- Как называются правила поведения, которые необходимо соблюдать в обществе?

(Этикет.)

- Что такое этикет?

(Этикет – это правила культурного человека.

Этикет – это установленный, принятый порядок поведения, форма обхождения.)

- Вот видите, сколько мнений о значении слова “этикет”, значит, что мы должны сделать?

Мы должны уточнить значение слова “этикет”.

- Как мы должны действовать, чтобы уточнить значение слова ?

Можно уточнить значение слова “этикет” у взрослых, в толковом словаре, в справочнике, сети Интернет.

Фрагмент урока по теме “Дружба”.

- Ребята, вы дома прочитали рассказ Валентины Осеевой “Синие листья”. Какая проблема обозначена в рассказе?

В рассказе обозначена проблема настоящей и мнимой дружбы.

- Почему вы так считаете?

Катя считала себя подругой Лены, а сама бросила её в трудную минуту, когда у неё не было зелёного карандаша.

- Каждый ли человек может быть настоящим другом?

  • Настоящим другом может быть лишь тот человек, который никогда не предаст, не подведёт тебя в трудной ситуации.
  • Настоящий друг всегда поймёт тебя.
  • Настоящий друг принимает тебя таким, каким ты есть, он не перевоспитывает тебя , чтобы добиться своего желания.

- Могла ли ситуация, описанная в рассказе Валентины Осеевой, развиваться по-другому?

  • Катя могла сразу дать Лене карандаш зелёного цвета.
  • Катя могла бы сначала спросить разрешения у мамы, а на следующий день дать карандаш Лене.

- Ребята, что же может разрушить дружбу?

  • Дружбу может разрушить предательство, ссоры, грубые слова, обиды, жадность.

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг.

Чтение стихотворения.

Настоящий друг везде
Верен — в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем без лишних слов
Он помочь тебе готов.

На доске карточка со словами пословицы.

Прочитайте пословицу!

  • “Найти хорошего друга - это только половина дела: нужно ещё самому быть таким”.

Как вы понимаете пословицу?

  • Настоящий друг всегда поможет в трудной ситуации, будет радоваться твоим успехам.

(Настоящий друг всегда понимает тебя.

Настоящий друг никогда не будет грубить.

Настоящие друзья никогда не ссорятся.)

Приложение

Кроссворд.

  1. Высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, она является образцом для поведения. (Идеал)
  2. Мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. (Ценности)
  3. Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми. (Мораль)
  4. Ценности и идеалы объединяют людей, живущих в нашей стране, ... каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом. Какое слово пропущено? (Помогают)

Использованная литература.

  1. Мельникова Е.Л.. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра (журнал "Начальная школа плюс До и После", № 6, 2005 г., стр. 33-34).
  2. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. стр.3-8.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49.
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 50-55.