Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Так и знания, полученные учениками в результате самостоятельного открытия, запомнятся на всю жизнь, но всё зависит от того, какие методы и приёмы использует учитель.
Предлагаю Вашему вниманию фрагменты уроков с использованием проблемного диалога.
Фрагмент урока по теме “Долг и совесть”.
В начале урока ребятам можно предложить кроссворд, который Вы видите на доске.
- Ребята, внимание! Какое слово можно прочитать по горизонтали?
- Долг.
- По какой теме мы будем сегодня работать?
- Мы сегодня будем работать по теме “Долг”.
- Давайте составим план урока.
Вешаю на центральную часть доски карточку со словами “План урока.”
- С чего начнём?
- Сначала нужно узнать значение слова “долг”.
- Правильно.
Вешаю карточку “1. Узнать значение слова “долг”.
- Что мы должны сделать, чтобы запомнить значение слова и быть уверенными в своих знаниях?
- Нужно выполнить рисунок к значению слова “долг”.
- Нужно выполнить упражнение на закрепление.
- Верно.
Вешаю карточку “2. Проиллюстрировать значение слова “долг”. Выполнить упражнение.
- Достаточно знать значение слова, выполнить рисунок и упражнение на закрепление?
- Нет.
- Почему?
- Надо соблюдать правила поведения порядочного человека каждый день.
- Нужно следовать понятию “долг” каждый день.
Вешаю карточку “3. Следовать долгу.”
- Правильно. Почему нужно следовать долгу каждый день, мы узнаем вместе с вами в течение урока.
- В каких источниках можно узнать значение слова “долг”?
- Значение слова долг можно узнать в справочнике, толковом словаре, сети Интернет.
- Правильно.
Фрагмент урока “Что такое стыд и стыдливость?”
В начале урока ребятам можно предложить прослушать аудиозапись рассказа Льва Николаевича Толстого “Косточка”, затем обратиться к ученикам с вопросами.
- Ребята, о ком говорится в рассказе?
- В рассказе говорится о маме, папе, их сыне Ване.
- Что произошло с мальчиком?
(Ваня без разрешения взял сливу и съел её.)
- Почему мальчик заплакал?
(Ему стало стыдно за то, что он не признался, что взял без разрешения сливу и сказал неправду.)
- Ребята, подберите однокоренные слова к слову “стыдно”.
(Стыд, стыдно, стыдливость, стыдиться.)
Вешаю на доску карточки с однокоренными словами.
- Как вы понимаете слово стыд?
(Это чувство сильного смущения от совершённого плохого поступка или вины.)
- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?
(Мы сегодня будем говорить о чувстве стыда.
Мы сегодня будем говорить о стыдливости.)
Фрагмент урока по теме “Этикет – форма для содержания этики”
Ребята, послушайте и посмотрите на юных артистов!
Ребята встают из – за стола и выходят к доске.
Клава зашла в комнату, увидела на столе неубранную после обеда посуду, стала убирать её, но тут раздался стук, и в комнате появилась Света.
- Салют!
- Привет!
- Пойдём строить песчаный город, будешь моей помощницей!
- Я не могу сейчас идти играть, должна убрать со стола и вымыть посуду.
- Если сейчас не пойдёшь, то я не буду с тобой дружить!
Топает, грозит пальцем.
Садятся за столы.
- Что хотела Клава от Светы?
(Клава хотела, чтобы Света пошла строить с ней песчаный город.)
- Кто прав? Кто нет? Не забудьте, что своё мнение нужно обосновывать!
(Клава не культурная, слово “салют” - это не приветствие.
Клава не просто приглашала Свету строить город, а приглашала быть помощницей. У них должны быть равные права.
Клава не права. Она ставила подругу перед выбором – или обязанность, или дружба. )
- Ребята, послушайте историю!
(Трое мальчиков пришли к другу на день рождения. Они слушали музыку, пили чай, ели торт, с полным ртом смеялись и обсуждали гостей, крошки летели) изо рта.
- Где были ребята?
(Ребята пришли к другу на день рождения.)
- С каким настроением они были в гостях?
(У мальчиков было весёлое настроение.)
- Правильно ли они вели себя?
(Нет, мальчики вели себя неправильно.)
- Как называются правила поведения, которые необходимо соблюдать в обществе?
(Этикет.)
- Что такое этикет?
(Этикет – это правила культурного человека.
Этикет – это установленный, принятый порядок поведения, форма обхождения.)
- Вот видите, сколько мнений о значении слова “этикет”, значит, что мы должны сделать?
Мы должны уточнить значение слова “этикет”.
- Как мы должны действовать, чтобы уточнить значение слова ?
Можно уточнить значение слова “этикет” у взрослых, в толковом словаре, в справочнике, сети Интернет.
Фрагмент урока по теме “Дружба”.
- Ребята, вы дома прочитали рассказ Валентины Осеевой “Синие листья”. Какая проблема обозначена в рассказе?
В рассказе обозначена проблема настоящей и мнимой дружбы.
- Почему вы так считаете?
Катя считала себя подругой Лены, а сама бросила её в трудную минуту, когда у неё не было зелёного карандаша.
- Каждый ли человек может быть настоящим другом?
- Настоящим другом может быть лишь тот человек, который никогда не предаст, не подведёт тебя в трудной ситуации.
- Настоящий друг всегда поймёт тебя.
- Настоящий друг принимает тебя таким, каким ты есть, он не перевоспитывает тебя , чтобы добиться своего желания.
- Могла ли ситуация, описанная в рассказе Валентины Осеевой, развиваться по-другому?
- Катя могла сразу дать Лене карандаш зелёного цвета.
- Катя могла бы сначала спросить разрешения у мамы, а на следующий день дать карандаш Лене.
- Ребята, что же может разрушить дружбу?
- Дружбу может разрушить предательство, ссоры, грубые слова, обиды, жадность.
- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг.
Чтение стихотворения.
Настоящий друг везде
Верен — в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем без лишних слов
Он помочь тебе готов.
На доске карточка со словами пословицы.
Прочитайте пословицу!
- “Найти хорошего друга - это только половина дела: нужно ещё самому быть таким”.
Как вы понимаете пословицу?
- Настоящий друг всегда поможет в трудной ситуации, будет радоваться твоим успехам.
(Настоящий друг всегда понимает тебя.
Настоящий друг никогда не будет грубить.
Настоящие друзья никогда не ссорятся.)
Приложение
Кроссворд.
|
Использованная литература.
- Мельникова Е.Л.. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра (журнал "Начальная школа плюс До и После", № 6, 2005 г., стр. 33-34).
- Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. стр.3-8.
- Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 50-55.