С введением Нового стандарта изменилось представление об оценке достижения планируемых результатов. Выпускник начальных классов должен показать способность решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
В связи с этим претерпели изменения тексты контрольных работ. Задания формулируются иначе. Чтобы успешно справиться с такими работами, надо готовиться к ним в течение всех лет обучения в начальной школе.
Поэтому я сделала следующее:
- Изучила требования к планируемым результатам начального общего образования.
- Изучила оценку достижений планируемых результатов в начальной школе.
- Изучила демо-версии, спецификации, кодификаторы к работам по русскому языку, математике, окружающему миру.
Изучила и начала работать. В своей работе я столкнулась с такими трудностями: работа с текстом, его комплексный анализ, работа с задачами, имеющими несколько решений, работа с нестандартными задачами.
Фрагмент урока, на котором мы работаем с поэтическим текстом.
Читаю стихотворение Афанасия Фета.
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
- Ребята, какое слово звучало для Вас необычно
Хрустали, стенах. - А с чем связано такое необычное звучание?
Это связано с особенностями стихотворной речи. Для стихотворной речи важно ритмическое чередование ударных и безударных слогов. - Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Зимняя ночь. - Что отражено в названии стихотворения?
В названии стихотворения отражена тема. - Какова идея стихотворения?
Красота и спокойствие зимней ночи. - Какие средства выразительности использовал
поэт?
Эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора. - Докажите!
Снег сравнивается с пухом. Он серебристый, это эпитет.
Хрустали – лёд, сосульки. Это сравнение.
А я считаю, что это метафора.
Олицетворение – ветер спит, воздух робеет дохнуть.
Уважаемые коллеги, считаю, что учебный материал лучше усваивается учениками, если на уроке используется интересный текст. Чаще всего мы работаем с текстами Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Ивана Соколова – Микитова, Валентины Осеевой, Николая Сладкова, Виталия Бианки, Ивана Тургенева, Льва Николаевича Толстого.
Фрагмент урока , на котором мы с ребятами работаем с прозаическим текстом.
Журка.
Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может.
— А ежели двадцать?
— Двадцать, — говорю, — едва ли...
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам. “Ах, ах, горе какое! Ах, ах!”
Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
— Фру-фру! — кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
— Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше “фру-фру”, сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.
Чтение текста.
- Какие непонятные слова встретились вам в
тексте?
Картуз. - Что означает слово “картуз”?
- Положите перед собой толковый словарь и найдите значение слова “картуз”!
Мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка
На доске: лист А – 4 с изображением картуза.
- Ребята, где происходят действия, описанные в
тексте?
Действия происходят в колхозе, потому что сказано, работы были колхозные. - Какие работы выполняли в колхозе?
Доили корову, работали на огороде и в поле, ходили за водой к колодцу, ходили к болоту.
На доске: лист А – 3 с заданием.
- Цапля, сын, мама, муж.
- Журавль, дети, жена, папа.
- Муж, жена, Журка, ребята.
- На какой строке верно перечислены герои
произведения, с которым мы сейчас работаем?
На третьей строке верно перечислены герои произведения, потому что его героями являются Журка, муж с женой и ребята. - Зачитайте предложения из текста, в которых
пропущены глаголы!
“... и Журка с ней, она в огород – и Журке там надо...”
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. - Как вы думаете, почему автор пропустил глаголы?
Автор пропустил глаголы для того, чтобы текст стал свободным, лёгким.
Попуская глаголы, автор показал привязанность Журки к хозяйке. - Как автор передаёт неожиданность и быстроту
происходящего?
Автор использует междометие “мах – мах” в предложении ”
Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел.”
Автор пропускает глаголы в тексте. Например,
“Жена ахнула — и за ним.”
“И в слезы, и к нам.” - Как вы понимаете выражение “не помнит себя от
радости”?
Не помнить себя от радости – это, значит, сильно волноваться , не контролировать себя. - А почему героиня не помнила себя от радости?
Героиня любила Журку и радовалась его возвращению. - Как вы понимаете выражение “под рукой не
было”?
Под рукой не было – это, значит, чего-то не было рядом, близко, доступно, наготове. - Предскажите дальнейшую судьбу Журки!
Журавль запомнил людей, с которыми жил, привык к ним, потом прилетал к ним в гости.
Журавль мог заболеть от переедания лягушек.
Журавль мог остаться жить с людьми. - Какова тема текста?
Жизнь молодого журавля. - Определите основную мысль текста!
К природе нужно относиться бережно. Люди могут и должны жить в дружбе с природой.
На доске : лист А - № с деформированным планом текста.
Спасение Журки.
Первая встреча.
Журка на болоте.
Журка – умница.
- Перед вами план текста. Прочитайте его!
- Соответствует ли этот план прочитанному нами
произведению?
Нет. - Что нам нужно сделать?
Нам нужно восстановить план текста. - Что произошло сначала?
Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может.
— А ежели двадцать?
— Двадцать, — говорю, — едва ли...
- Как можно озаглавить эту часть?
Первая встреча.
Ставлю маркером цифру “1”.
- Что произошло потом?
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут. - Найдите название этого отрывка на доске!
- Прочитайте название второго пункта плана!
Умница – Журка.
Ставлю маркером цифру “2”.
- Кто может прочитать оставшиеся пункты плана в правильном порядке?
3. Журка на болоте.
4. Спасение Журки.
Ставлю маркером цифры “3”, “4”.
- Прочитайте восстановленный план текста!
1. Первая встреча.
2. Умница – Журка.
3. Журка на болоте.
4. Спасение Журки.
- Молодцы.
- К какому жанру вы отнесёте текст “Журка”?
Текст “Журка” - рассказ. - Почему?
Это прозаическое произведение.
Этот текст небольшой по объёму.
Действия, описанные в тексте, могли происходить в реальной жизни.
В тексте мало героев.
- Итак, комплексный анализ текста позволяет школьникам приобрести не только специальные знания, умения, но и учит думать, выражать собственные эмоции, настроение, развивает творческие способности.
- Работа с задачами. Задачи с несколькими решениями и нестандартные задачи вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность, не шаблонность мышления.
Фрагмент урока.
- Ребята, внимание! Откройте тетради и прочитайте
про себя задачу!
Иванушке было 31 год, а его молодому энергичному другу Коньку-Горбунку 3 года, когда произошли известные по сказке события. Сколько лет произошло с тех пор, если сейчас Конёк-Горбунок в три раза младше своего друга? - Решить эту задачу можно несколькими методами.
Алгебраический метод.
Пишу на доске.
- Х лет – возраст кого?
Конька – Горбунка. - Как нам записать возраст Иванушки?
Х * 3 лет. - Что ещё мы можем узнать из условия задачи?
Разницу возраста
3Х – Х (лет)
31 – 3 ( лет ). - Можем ли мы сейчас оставить уравнение?
Да. - Составьте!
3Х – Х = 31 - 3 - С чего начнём решение уравнения?
Нужно упростить левую часть уравнения. - Пожалуйста!
В левой части будет 2Х. - Упростите правую часть уравнения!
В правой части будет 28. - Как будет выглядеть всё уравнение?
2Х = 28 - Назовите компоненты и результат действия!
- Что неизвестно?
- Как найти неизвестный множитель?
- Что мы должны сейчас записать?
Х = 28 : 2 - Чему равен корень уравнения ?
Корень уравнения равен 14 - Так сколько же лет Коньку - Горбунку?
Коньку - Горбунку 14 лет . - Мы знаем, сколько Коньку - Горбунку сейчас лет,
знаем, сколько лет было ему, когда произошли
известные события. Что можем узнать?
Сколько лет прошло? - Как мы это узнаем?
14 – 3 = 11 ( л) - Арифметический метод решения задачи требует большого умственного напряжения, что положительно сказывается на развитии умственных способностей, математической интуиции, на формировании умения предвидеть реальную жизненную ситуацию.
- Решение этой задачи арифметическим методом Вы видите на доске.
На доске: лист А – 3.
И 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
К 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ребята, внимание!
- Что обозначено буквами “И” и “К”?
Имена героев. - Что записано с помощью цифр?
Возраст героев. - Почему запись закончена на числах 42 и 14?
Конёк-Горбунок моложе своего друга в 3 раза. - Что обозначает 14?
Столько лет Коньку-Горбунку. - Что обозначено с помощью числа 3?
Столько лет было Коньку-Горбунку, когда происходили события в сказке. - Как узнать, сколько лет прошло?
Нужно выполнить вычитание. - Сколько лет прошло?
11 лет.
В математике нет каких-либо общих правил, позволяющих решить любую нестандартную задачу, так как такие задачи в какой-то степени неповторимы. Нестандартные задачи в большинстве случаев воспринимаются как вызов интеллекту, и порождают потребность реализовать себя в преодолении препятствия, в развитии творческих способностей.