Подготовка учащихся к Всероссийским проверочным работам (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


С введением Нового стандарта изменилось представление об оценке достижения планируемых результатов. Выпускник начальных классов должен показать способность решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

В связи с этим претерпели изменения тексты контрольных работ. Задания формулируются иначе. Чтобы успешно справиться с такими работами, надо готовиться к ним в течение всех лет обучения в начальной школе.

Поэтому я сделала следующее:

  • Изучила требования к планируемым результатам начального общего образования.
  • Изучила оценку достижений планируемых результатов в начальной школе.
  • Изучила демо-версии, спецификации, кодификаторы к работам по русскому языку, математике, окружающему миру.

Изучила и начала работать. В своей работе я столкнулась с такими трудностями: работа с текстом, его комплексный анализ, работа с задачами, имеющими несколько решений, работа с нестандартными задачами.

Фрагмент урока, на котором мы работаем с поэтическим текстом.

Читаю стихотворение Афанасия Фета.

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

  • Ребята, какое слово звучало для Вас необычно
    Хрустали, стенах.
  • А с чем связано такое необычное звучание?
    Это связано с особенностями стихотворной речи. Для стихотворной речи важно ритмическое чередование ударных и безударных слогов.
  • Как бы вы озаглавили это стихотворение?
    Зимняя ночь.
  • Что отражено в названии стихотворения?
    В названии стихотворения отражена тема.
  • Какова идея стихотворения?
    Красота и спокойствие зимней ночи.
  • Какие средства выразительности использовал поэт?
    Эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора.
  • Докажите!
    Снег сравнивается с пухом. Он серебристый, это эпитет.
    Хрустали – лёд, сосульки. Это сравнение.
    А я считаю, что это метафора.
    Олицетворение – ветер спит, воздух робеет дохнуть.

Уважаемые коллеги, считаю, что учебный материал лучше усваивается учениками, если на уроке используется интересный текст. Чаще всего мы работаем с текстами Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Ивана Соколова – Микитова, Валентины Осеевой, Николая Сладкова, Виталия Бианки, Ивана Тургенева, Льва Николаевича Толстого.

Фрагмент урока , на котором мы с ребятами работаем с прозаическим текстом.

Журка.

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам. “Ах, ах, горе какое! Ах, ах!”

Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше “фру-фру”, сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Чтение текста.

  • Какие непонятные слова встретились вам в тексте?
    Картуз.
  • Что означает слово “картуз”?
  • Положите перед собой толковый словарь и найдите значение слова “картуз”!

Мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка

На доске: лист А – 4 с изображением картуза.

  • Ребята, где происходят действия, описанные в тексте?
    Действия происходят в колхозе, потому что сказано, работы были колхозные.
  • Какие работы выполняли в колхозе?
    Доили корову, работали на огороде и в поле, ходили за водой к колодцу, ходили к болоту.

На доске: лист А – 3 с заданием.

  1. Цапля, сын, мама, муж.
  2. Журавль, дети, жена, папа.
  3. Муж, жена, Журка, ребята.
  • На какой строке верно перечислены герои произведения, с которым мы сейчас работаем?
    На третьей строке верно перечислены герои произведения, потому что его героями являются Журка, муж с женой и ребята.
  • Зачитайте предложения из текста, в которых пропущены глаголы!
    “... и Журка с ней, она в огород – и Журке там надо...”
    Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней.
  • Как вы думаете, почему автор пропустил глаголы?
    Автор пропустил глаголы для того, чтобы текст стал свободным, лёгким.
    Попуская глаголы, автор показал привязанность Журки к хозяйке.
  • Как автор передаёт неожиданность и быстроту происходящего?
    Автор использует междометие “мах – мах” в предложении ”
    Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел.”
    Автор пропускает глаголы в тексте. Например,
    Жена ахнула — и за ним.”
    “И в слезы, и к нам.”
  • Как вы понимаете выражение “не помнит себя от радости”?
    Не помнить себя от радости – это, значит, сильно волноваться , не контролировать себя.
  • А почему героиня не помнила себя от радости?
    Героиня любила Журку и радовалась его возвращению.
  • Как вы понимаете выражение “под рукой не было”?
    Под рукой не было – это, значит, чего-то не было рядом, близко, доступно, наготове.
  • Предскажите дальнейшую судьбу Журки!
    Журавль запомнил людей, с которыми жил, привык к ним, потом прилетал к ним в гости.
    Журавль мог заболеть от переедания лягушек.
    Журавль мог остаться жить с людьми.
  • Какова тема текста?
    Жизнь молодого журавля.
  • Определите основную мысль текста!
    К природе нужно относиться бережно. Люди могут и должны жить в дружбе с природой.

На доске : лист А - № с деформированным планом текста.

Спасение Журки.
Первая встреча.
Журка на болоте.
Журка – умница.

  • Перед вами план текста. Прочитайте его!
  • Соответствует ли этот план прочитанному нами произведению?
    Нет.
  • Что нам нужно сделать?
    Нам нужно восстановить план текста.
  • Что произошло сначала?

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

  • Как можно озаглавить эту часть?
    Первая встреча.

Ставлю маркером цифру “1”.

  • Что произошло потом?
    Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.
  • Найдите название этого отрывка на доске!
  • Прочитайте название второго пункта плана!
    Умница – Журка.

Ставлю маркером цифру “2”.

  • Кто может прочитать оставшиеся пункты плана в правильном порядке?

3. Журка на болоте.

4. Спасение Журки.

Ставлю маркером цифры “3”, “4”.

  • Прочитайте восстановленный план текста!

1. Первая встреча.

2. Умница – Журка.

3. Журка на болоте.

4. Спасение Журки.

  • Молодцы.
  • К какому жанру вы отнесёте текст “Журка”?
    Текст “Журка” - рассказ.
  • Почему?

Это прозаическое произведение.

Этот текст небольшой по объёму.

Действия, описанные в тексте, могли происходить в реальной жизни.

В тексте мало героев.

  • Итак, комплексный анализ текста позволяет школьникам приобрести не только специальные знания, умения, но и учит думать, выражать собственные эмоции, настроение, развивает творческие способности.
  • Работа с задачами. Задачи с несколькими решениями и нестандартные задачи вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность, не шаблонность мышления.

Фрагмент урока.

  • Ребята, внимание! Откройте тетради и прочитайте про себя задачу!
    Иванушке было 31 год, а его молодому энергичному другу Коньку-Горбунку 3 года, когда произошли известные по сказке события. Сколько лет произошло с тех пор, если сейчас Конёк-Горбунок в три раза младше своего друга?
  • Решить эту задачу можно несколькими методами.
    Алгебраический метод.

Пишу на доске.

  • Х лет – возраст кого?
    Конька – Горбунка.
  • Как нам записать возраст Иванушки?
    Х * 3 лет.
  • Что ещё мы можем узнать из условия задачи?
    Разницу возраста
    3Х – Х (лет)
    31 – 3 ( лет ).
  • Можем ли мы сейчас оставить уравнение?
    Да.
  • Составьте!
    3Х – Х = 31 - 3
  • С чего начнём решение уравнения?
    Нужно упростить левую часть уравнения.
  • Пожалуйста!
    В левой части будет 2Х.
  • Упростите правую часть уравнения!
    В правой части будет 28.
  • Как будет выглядеть всё уравнение?
    2Х = 28
  • Назовите компоненты и результат действия!
  • Что неизвестно?
  • Как найти неизвестный множитель?
  • Что мы должны сейчас записать?
    Х = 28 : 2
  • Чему равен корень уравнения ?
    Корень уравнения равен 14
  • Так сколько же лет Коньку - Горбунку?
    Коньку - Горбунку 14 лет .
  • Мы знаем, сколько Коньку - Горбунку сейчас лет, знаем, сколько лет было ему, когда произошли известные события. Что можем узнать?
    Сколько лет прошло?
  • Как мы это узнаем?
    14 – 3 = 11 ( л)
  • Арифметический метод решения задачи требует большого умственного напряжения, что положительно сказывается на развитии умственных способностей, математической интуиции, на формировании умения предвидеть реальную жизненную ситуацию.
  • Решение этой задачи арифметическим методом Вы видите на доске.

На доске: лист А – 3.

И 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

К 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Ребята, внимание!

  • Что обозначено буквами “И” и “К”?
    Имена героев.
  • Что записано с помощью цифр?
    Возраст героев.
  • Почему запись закончена на числах 42 и 14?
    Конёк-Горбунок моложе своего друга в 3 раза.
  • Что обозначает 14?
    Столько лет Коньку-Горбунку.
  • Что обозначено с помощью числа 3?
    Столько лет было Коньку-Горбунку, когда происходили события в сказке.
  • Как узнать, сколько лет прошло?
    Нужно выполнить вычитание.
  • Сколько лет прошло?
    11 лет.

В математике нет каких-либо общих правил, позволяющих решить любую нестандартную задачу, так как такие задачи в какой-то степени неповторимы. Нестандартные задачи в большинстве случаев воспринимаются как вызов интеллекту, и порождают потребность реализовать себя в преодолении препятствия, в развитии творческих способностей.