Реализация регионального компонента на уроках истории посредством краеведческой работы

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Концепция модернизации российского образования провозглашает необходимость сохранения национальных традиций в области образования. Воспитание гражданина и есть одна из традиций российской педагогики. Сравнительный анализ государственных документов последних лет: Закона Российской Федерации “Об образовании” (1995 г.), Национальной доктрины образования в РФ (2000 г.), А так же ФГОС и требования Историко-культурного стандарта позволяет сделать вывод о том, что воспитание гражданина, гражданственность относятся к числу важнейших ценностей современного образования. Вопросы гражданского воспитания, построение гражданского общества, вытекающие из Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Требуют от школы гражданско-патриотичкского воспитания. Поэтому задача учителя-предметника, а тем более историка, как мне видится, состоит в том, чтобы развить в своих учениках начало гражданского самосознания. Во основе гражданского самосознания, осознания себя гражданином своей страны лежат такие ценности, как толерантность; уважение человеческого достоинства; уважение к правам человека; готовность к компромиссу; равенство людей перед законом; уважение к национальной культуре и традициям как части мировой культуры, любовь к Родине и т.д. В том смысле особое значение имеет изучение национально-регионального компонента. Воспитание гражданина не может происходить само по себе. Гражданина нужно растить с самого детства, и его становление и развитие может происходить только на чем-то значимом и важном для всех, т.е. на основе ценностей. В этой связи история как школьный предмет становится и важнейшим условием и средством гражданского воспитания. Одним из действенных способов выполнения поставленных задач перед историческим сообществом является проведение занятий, которые направленные на всестороннее изучение родного края. История это тот предмет, где реализация изучения регионального компонента является необходимым для учебного процесса.

Основной целью данной деятельности является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углубленные знания о нём. Всё это лучше воспринимается учащимися через краеведческую работу, участие в выполнении краеведческих заданий, в экскурсиях, написании НПК, проектной деятельности. Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, даёт необходимые для жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности.

Образовательная цель использования регионального компонента: воссоздать целостную систему изучения огромного культурного и исторического наследия нашего края.

Методики и приемы реализации национально-регионального компонента на уроках истории

Основными элементами, на уроках истории в целях воспитания гражданственности через реализацию национально-регионального компонента являются:

  • факты местного значения, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федерального курса;
  • проявление региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций развития российского общества;
  • воспитание патриотизма и гражданственности при изучении местного материала с учетом общего и особенного в развитии региона;
  • становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;
  • развитие умений получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников, отражающих региональный материал.

Развивающая цель использования регионального компонента: способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края, развивать навыки самостоятельной поисковой системы. Способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.воспитание интереса к истории родного края, чувств патриотизма и толерантности.

Сегодня в обществе слово “патриотизм”, “любовь к родине” вновь обретают своё высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма, уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Именно данными аспектами я руководствуюсь в использовании регионального компонента на уроках истории.

Реализация практической части: ведется работа краеведческого кружка , историко-краеведческого объединения “ Начало”, школьного музея, а так же на уроках истории, внеурочная деятельность. В календарно-тематическом планировании тем я вставляю темы по изучению родного края в определённый отрезок времени.

Количество часов 34 ч. Например, по истории новейшего времени в 9 классе, изучаются особенности развития социально- экономические, политические и культурные нашего края. При этом используются данные СМИ, как мной, так и учащимися в качестве дополнительных заданий. При изучении истории в 5 классе широко использую основы вспомогательных исторических дисциплин, перекладывая их значения и расшифровывая понятия при изучении края. Например, ономастика это область знаний с помощью, которой на уроках мы подробнее изучаем значение собственных имён, фамилий, названий рек, посёлков и местностей. Вникая в суть идеи, дети самостоятельно анализируют происхождение названий р.Сок, название поселков: Сергиевск, Сургут, Суходол, Серноводск изучая историю данных мест. При изучении истории основания своего села Сергиевск ребята анализируют документы и материалы районного краеведческого музея села Сергиевск.

Великая Отечественная Война нанесла материальный и моральный урон оставшаяся в сознании чёрным смерчем не только наших дедушек и бабушек, но и для нас.

Учащиеся также не остаются равнодушными к этой теме, так как у каждого из них есть уже какая-либо информация полученная от рассказов дедушек, бабушек, оставшихся наград, медалей и писем того времени, которые они с радостью демонстрируют классу. Основное внимание на занятиях уделяется не фактологической стороне, а анализу, сравнению, осмыслению, обоснованию своей точки зрения и т.д. Ребята изучают материал о наших земляках героях Советского Союза. Проводят экскурсии в школьном музее, рассказывают о нашем земляке Герое Советского Союза Ганюшине П.М., чьё имя носит наша школа. В музее оформлена экспозиция: “ Подвиг во имя Родины!”, посвященная этому человеку. Проходят встречи с ветеранами, Уроки мужества, творческие вечера, вечер- портрет, посвященный выпускнику нашей школы Макаренко C., погибшему в Чечне, краеведческие беседы, День музея в которых с большим интересом участвуют ребята. Выполняют творческие задания, презентации. Формы и методы работы могут быть разнообразными.

Результативность работы: ребята принимают участие в НПК в секции “Краеведение”, районных и областных краеведческих конкурсах, областных профильных сменах краеведческой и музейной направленности занимая призовые места.

Изучение регионального компонента очень интересная работа, как для педагогов, так и для учащихся. Изучать историю родного края необходимо, потому-то народ, забывший свою историю, осуждён пережить её заново.