Тип урока: | Урок открытия нового знания. |
Авторы УМК: | Научный руководитель УМКомплекса “Перспектива” Л.Г. Петерсон. |
Цели урока: | Формировать понятия о сложных словах. Показать необходимость знания русского языка и информатики в профессиональной деятельности через активные формы обучения. Развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями. Использовать приобретенных знания и умения в практической деятельности. |
Планируемые образовательные
результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные результаты обучения: Проявлять:
Метапредметные результаты обучения: Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Предметные результаты обучения:
|
Межпредметные связи: | Литературное чтение: темы “Волшебная
сказка”, “Люби все живое”. Информатика и ИКТ: темы “Слово”, “Словарь”, “Словарный порядок”, “Склеивание цепочек”, “Сортировка слиянием”. |
Оборудование | Мультимедийное оборудование, ноутбуки с выходом в интернет для работы групп. |
Образовательные ресурсы | Информационный материал:
|
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка
готовности к уроку. Прежде, чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу. |
Учащиеся настраиваются на деятельность. | Личностные УУД: формирование положительного отношения к познавательной деятельности. |
2. Мотивация учебной деятельности | Откройте тетради, подготовьте их к
работе, запишите дату. Минутка чистописания. Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, ваше хорошее настроение – из улыбок, компьютер – из устройств-блоков, а тайны - из загадок. |
Комментированное письмо даты,
чистописание. (Учащиеся во время урока сидят в 4 группах) |
Личностные УУД: проявление интереса
к материалу, мотивация на активную деятельность
и восприятие. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. |
А вот и загадки. Посмотрите по сторонам, какие слова спрятались? |
Учащиеся находят и прочитывают слова. | Познавательные УУД: формировать умение анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать. |
|
Подумайте, что их объединяет? На странице онлайн-словаря найдите и выпишите по два слова на каждое правило корня. Выделите корень. Выбор слов остается за вами. |
Ответы учащихся. Правила корня. Вывод: их объединяют корневые орфограммы. Работа с интернет-ресурсом “Орфографический словарь русского языка” Учащиеся выписывают словарные слова на правила корня. Выделяют корень слова. (Например: корзина, яблоня, арбуз, обед, праздник, чувство) |
||
Обменяйтесь тетрадями в парах, выполните взаимопроверку, оцените себя на данном этапе в листах самооценки. | Взаимопроверка в парах, самооценка работы на данном этапе | Предметные УУД: умение работать с интернет-ресурсом, пользоваться орфографическим словарем. | |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Аня и Ваня учатся разбирать слова по
составу. Учёный Совёнок придумал для них задание:
соотнести слово и схему. Это задание вызвало затруднение у Ани и Вани. Ребята, как вы думаете, почему выполнение этого задания вызвало трудности у Ани и Вани? |
Учащиеся высказывают разные версии. Вывод: у них нет пока достаточных знаний о составе слова, поэтому к одной из схем не смогли подобрать слово. |
Познавательные УУД: обогащение словарного запаса учащихся Регулятивные УУД: стараться оценить успешность (правильность) своего ответа. |
Есть ли у вас желание научиться
соотносить слово и неизвестную схему, чтобы
помочь Ане и Ване правильно выполнить задание? Выслушаем Иван Иваныча Самоварова. |
Электронное приложение к учебнику. | Коммуникативные УУД: понимание вопросов, построение ответов в соответствии с ними. | |
Давайте сформулируем тему нашего урока. Какие задачи поставим? |
Тема: “Образование сложных слов” Находить слова с двумя корнями. Правильно писать сложные слова. |
Предметные УУД: расширить знания о составе слова | |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Сложение заключается в соединении в
одном слове двух слов, как, например, косилка + сено = сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова. |
Работа с ЭОР | Познавательные УУД: умение делать выводы, владение навыком построения логических рассуждений. |
Иван Иваныч просит нас угадать, от
какого слова образована его фамилия? Из каких двух корней состоит это слово? |
Фамилия Самоваров образована от слова
“самовар”. “Сам” и “вар”, сам варит. |
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |
Найдите значение слова “самовар” в
толковом онлайн-словаре
Ожегова. Объясните значение предложения “Пыхтит, как самовар” |
Работа в четверках (малых группах). Ответы учащихся по итогам работы с онлайн-словарем Ожегова. Рассуждения учащихся. |
Предметные УУД: умение работать с интернет-ресурсом, пользоваться толковым словарем. | |
5. Первичная проверка понимания | Попробуйте в группах выполнить задание.
Совместите толкование слов со сложным словом. Запишите сложные слова в тетрадь, выделите корни. |
Задание для групп.
Учащиеся выполняют задание. (При затруднении выполнения задания учащиеся могут поднять “сигнальную карточку”) Обмен мнениями (взаимопроверка при работе в группе). |
Личностные УУД: проявление
интереса к предложенному заданию Познавательные УУД: умение анализировать учебный материал. Регулятивные УУД: в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение. Предметные УУД: умение работать по составленному плану, делать выводы по теме урока |
Представьте результаты работы. | Ответы участников группы. | ||
Помогло вам это задание решить первую поставленную задачу? | Сравнивают результаты на слайде. | ||
Ребята, а кто заметил, с помощью какой
гласной соединяются эти корни? Подчеркните эти гласные в записанных словах. |
Ответы учащихся.
Работа в тетрадях. |
||
Сделайте вывод. Прочитайте правило на стр.119 учебника. Оцените себя и работу группы на данном этапе в листах самооценки |
Вывод: в русском языке есть слова,
которые имеют два корня. Такие слова называются
сложными. Между частями сложного слова может вставляться соединительная гласная о или е. |
||
Физминутка | Выполняют музыкальную физминутку. | ||
6. Первичное закрепление | Попробуйте выполнить вторую поставленную задачу. Выполните задание в группе “Составь облако слов”. Две группы составляют сложные слова с соединительной гласной “о”, две другие - с соединительной гласной “е”. | Учащиеся выполняют групповое задание с
использованием ноутбука и интернет-сервиса “Онлайн-генератор
облака тегов из слов и текста” Обмен
мнениями. (взаимопроверка при работе в группе) (Примеры “облаков” в Приложении 4) |
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, развитие самостоятельности в поиске решения ответов, умение проводить самооценку на данном этапе Познавательные УУД: преобразование модели в развернутый ответ, умение анализировать учебный материал Регулятивные УУД: в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений Предметные УУД: умение применять правило по теме урока |
Обменяйтесь своими готовыми групповыми
работами. Оцените себя и работу группы на данном этапе в листах самооценки |
Взаимопроверка соседних групп. Оценивают работу. Вносят корректировки, если это необходимо. Комментируют, если есть ошибки. | ||
Какое упражнение в рабочих тетрадях
поможет потренироваться в написании сложных
слов? Прочитайте задание. Что нужно сделать? Кто сможет выполнить самостоятельно? |
Индивидуальная работа в тетрадях стр.80 упр. 134 | ||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашнее задание будет необычным,
творческим. Придумайте свое сложное слово. Объясните его значение. Например: Розопад – это явление природы, когда с неба падают розы. Ручкособиратель – это прибор, который собирает ручки после экзамена. Нарисуйте в графическом редакторе изображение этого объекта, процесса или явления. Задание по учебнику: стр.119 упр.213 |
Познавательные УУД: - умение кодировать информацию при помощи соответствующего программного обеспечения, выполнять знаково-символические действия, включая моделирование на компьютере. |
|
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Над какой темой работали? Какие задачи
стояли перед вами? Что учились делать? Оцените свои достижения на уроке. Поделитесь впечатлениями. Пригодятся ли эти знания в дальнейшем? За что вам хотелось бы себя похвалить? |
Учащиеся оценивают свою деятельность. (Что “Я” открыл сегодня нового в себе, в окружающих?) Каждый участник группы оценивает свой вклад в общее дело, Соотносят поставленные задачи и результат. Работа с картой самоотчета по итогам всего урока (Приложение №3). |
Личностные УУД: самооценка на
основе критерия успешной деятельности Познавательные УУД: выделять отличительные признаки, систематизировать Коммуникативные УУД: уметь с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. |