Цели мероприятия:
- Обучающие: расширять знания детей о питательной ценности пшеницы, о получении хлеба из пшеницы, ржи и ячменя, о значении хлеба в жизни человека, познакомить детей с пословицами о хлебе.
- Воспитательные: воспитывать нравственные качества, бережное отношение к хлебу, к труду людей.
- Коррекционные: развивать внимание и память, мелкую моторику и координацию рук, развивать логическое мышление, корректировать устную речь учащихся.
Оборудование: Компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки с изображением пшеничного колоска. Соленое тесто - 1 кг, салфетки, гуашь и кисточки, стеки, плоские тарелки, скатерть.
Вступление
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о чудесном даре земли – о хлебе. Когда мы берем в руки горячий ароматный кусок хлеба, нам вспоминаются добрые руки наших мам и бабушек, которые пекли нам хлеб, пироги. А еще, хлебушек напоминает нам солнышко – он такой же круглый, горячий и желтый. И как солнце дает жизнь всем на земле, так и хлеб дает жизнь человеку. “При сытости помни голод” – гласит народная мудрость. В голодные годы во время войны люди берегли каждую крошку хлеба, чтобы выжить. Мы должны помнить, какой огромный труд людей вложен в хлеб – это землепашцы, трактористы, комбайнеры, мельники, пекари, продавцы. У всех народов считается грехом бросать хлеб на пол, топтать его. Хлеб надо доедать, а крошки отдать птицам, домашним животным.
1. Давайте послушаем сказку о первом хлебе.
Сказка о первом хлебе [1]: чтение и обсуждение.
Лежало на дороге в пыли маленькое Зернышко. Живое, светлое, пшеничное. И совершенно никому не нужное. А время тогда было темное, древнее. Леса были густые, дремучие, и водились в них звери разные, звери дикие, звери лютые. Птицы высоко под облаками летали, на землю в год по завету спускались. А человек был самый слабый из зверей, лишь недавно огонь познал да из пещер вышел. Зёрнышко лежало на дороге в одиночестве, и никому до него не было дела. А ему очень хотелось прорасти и стать золотым колоском. Раз шёл по дороге Волк. Шёл, шёл и наткнулся на Зёрнышко.
Кто ты? – спросил Волк.
- Я – Зёрнышко. Возьми меня к себе.
- А зачем ты мне?
- Если ты посадишь меня в землю, будешь поливать, ухаживать за мной, я прорасту и обеспечу тебя едой на всю зиму.
- Не-е-е-т, - сказал Волк, - не хочу я столько с тобой возиться. У меня лапы быстрые, зубы острые – сам себе еду раздобуду. И ушёл. Зёрнышко осталось лежать в пыли.
На следующий день бежала по дороге Лиса. И увидела Зёрнышко.
- Ты кто?
- Я – Зёрнышко. Возьми меня с собой.
- На что ты мне?
- Если ты посадишь меня в землю, будешь поливать и….. Лиса недослушала:
- Вот ещё! Стану я из-за тебя, мелюзги, время тратить да лапы пачкать! Вильнула хвостом и убежала. Зёрнышко осталось на своём месте.
На следующий день скакал по дорожке Заяц. И тоже увидел Зёрнышко. “В лесу грибов, ягод много. И без зерна прокормлюсь”, - подумал Заяц, беспечно махнув лапкой. Зёрнышко промолчало. Зайчик ускакал в лес. Мимо зернышка прошел медведь и другие звери, они мчались по своим делам, не замечая зернышко.
А на другое утро шёл по дороге Человек и нашёл Зёрнышко.
Что же ты такое? – спросил Человек.
- Я – Зёрнышко. Возьми меня к себе.
- Зачем?
- Если ты посадишь меня в землю, будешь поливать, ухаживать, то я не оставлю тебя голодным зимой. Человек подумал, подумал и взял Зёрнышко. Посадил он его в землю, поливал, ухаживал, оберегал от сорняков, вредных насекомых и птиц. И Зёрнышко дало росток. Потянулся росток к солнцу, налился силой и спелостью. И превратился в Золотой Колос. А потом пришла Зима. Злая, холодная, колючая. Заморозила все травы и ягоды, насыпала сугробы глубокие, загнала всех зверей в норы лесные, мир своими крыльями обняла и застудила. Голод пришёл на землю, нечем зверю прокормиться. А Человек, собрав Золотые Колосья, смолол их в муку и испёк первый в мире Хлеб. Сдержало Зёрнышко своё обещание: всю зиму кормило Человека. И дожил Человек до весны. С тех пор и почёт, и слава, и любовь всеобщая кормилицу нашему - Хлебу! [1].
Обсуждение сказки.
Вопросы для обсуждения:
- Почему лесные звери могут обойтись зимой без зерна?
- Какие хищные звери перечислены в сказке?
- Чем питаются хищники? (мясом).
- Чем питается заяц в лесу?
- Какой зверь впадает зимой в спячку? (Медведь)
- Как зернышко помогло человеку выжить холодной зимой?
- Что человек должен был сделать, чтобы зернышко превратилось в Золотой Колосок?
2. Чтение и обсуждение пословиц. Ученики читают пословицы и вместе с учителем объясняют их смысл. [3, 4].
Пословицы о хлебе
- Хлеб батюшка, водица матушка.
- Хлеб в пути не тягость.
- Хлеб — дар божий, отец, кормилец.
- Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
- Калач приестся, а хлеб никогда.
- Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.
- Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.
- Хлеб всему голова.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Глубже пахать, больше хлеба жевать.
- Картофель хлебу подспорье.
- Пшеницу сей, когда зацветёт черёмуха.
- Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
- Полениться — и хлеба лишиться.
- Много снегу - много хлеба: много воды - много травы.
- Хлебушка калачу дедушка.
- Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.
- Не будет хлеба, не будет и обеда.
- Из одной муки хлеба не испечешь.
- Человек хлебом живет, а не промыслом.
- Худ обед, коли хлеба нет.
После обсуждения пословиц учащиеся смотрят презентацию.
3. Электронная презентация “Хлебный дар земли” (Приложение 1)
Слово учителя: Из презентации вы узнали о хлебобулочных изделиях, о различных видах круп, из которых варят кашу. Сейчас поиграем в игру “Где спряталась пшеница?”
4. Дидактическая игра “Где спряталась пшеница?”
Учитель называет кулинарные изделия и если в их составе есть пшеничная мука, то дети поднимают карточку с изображением пшеничного колоса, если нет – поднимают красную карточку.
Слова для игры: хлеб, макароны, борщ, пельмени, компот, пицца, кисель, торт, баранки, манная каша, гречневая каша, полба, плов, пончики, пряники, варенье, творог, расстегай, плюшки, макароны, голубцы, кулич, чипсы.
5. Работа с соленым тестом. Практическая часть.
Изготовление детьми хлебобулочных изделий из соленого теста.
В конце клубного часа дети садятся за стол, где на тарелочках лежат кусочки соленого теста. Учитель показывает и вместе с детьми делает булочки, сушки, плетенки, пирожное, торты и др. изделия из теста, готовые изделия раскрашивают гуашью <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>.
6. Подведение итогов. Рефлексия: что вы запомнили, что понравилось, было ли интересно, какая главная мысль нашего занятия, что вы поняли, как надо относиться к хлебу? и т.д.
Использованная литература
1. http://top-bal.ru/ Дидактическое пособие. Подготовила: воспитатель Князева Е. В. Магнитогорск 2013.
2. Микушина Светлана Владимировна. Фестиваль 1-е сентября.
3. http://www.chudopredki.ru/813-poslovicy-pro-khleb.html
4. http://flaminguru.ru/posl10.htm.