Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение" предметная область "Искусство" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 6-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6


1. Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету “Музыка и движение” для обучающихся тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) по уровням развития.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

Категория обучающихся: учащиеся 6 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

2. Введение

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с глубокими нарушениями интеллекта рассматривались как “необучаемые” и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение - оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.

3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении “академического” компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

4. Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Общие цели:

АООП ОО (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Основные задачи реализации содержания образовательной области Музыка:

Цели:

- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

- Развивать интерес к музыке.

Воспитательные:

- воспитание обучающихся на основе ценностей патриотизма и гражданственности, уважения к традициям, истории и культуре своего края, семьи, России, народов многонационального государства;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.

Образовательные:

- формировать навыки пения. Развивать певческое дыхание с помощью специальных упражнений. Побуждать петь мелодию  чисто. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).

- формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца)

- формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

- формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных интересов;

- развитие произвольного внимания при выполнении упражнений, и слушанья музыки;

- развитие памяти путем запоминания слов песен, музыкальных произведений;

Для целостной реализации дифференцированного и деятельностного подходов необходимо отталкиваться от психолого-педагогической характеристики обучающихся с умственной отсталостью и их особых потребностей.

Программно-методический материал включает 4 раздела: “Слушание музыки”, “Пение”, “Движение под музыку”, “Игра на музыкальных инструментах”.

СЛУШАНИЕ:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Развитие умения различать звуки по высоте и длительности (высокие – низкие, долгие – короткие).
  • Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: хор, оркестр.
  • Развитие навыка игре на ударно-шумовых инструментах (треугольник, ложки).
  • Знакомство со средствами выразительности.
  • Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
  • Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.
  • Определение начала и конца звучания музыки.
  • Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
  • Узнавание знакомой песни, знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.

ПЕНИЕ:

  • Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
  • Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания.
  • Продолжение работы над правильным формированием гласных и согласных звуков при пении и разговорной речи.
  • Одновременное начало и окончание исполнения.
  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.

ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ

  • Топанье под музыку.
  • Хлопки в ладоши под музыку.
  • Покачивание с одной ноги на другую.
  • Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.
  • Движения: ходьба, кружение, приседание под музыку разного характера.
  • Выполнение движений разными частями тела под музыку: “фонарики”, “пружинка”, наклоны головы и др.
  • Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений.
  • Выполнение движений, соответствующих словам песни.

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

  • Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.
  • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
  • Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (АООП)

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

  • Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
  • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
  • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
  • Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

  • Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
  • Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
  • Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др.
  • Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов (Приложение 1)
  • Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса

Дидактический материал:

  • изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты;

Музыкальные инструменты:

  • фортепиано, синтезатор, гитара, барабаны, бубны, маракасы, румбы, ложки, блок-флейты, палочки, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты Карла Орфа.;

Оборудование:

  • музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов;
  • Аудиозаписи, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. “Федеральным государственным стандартом образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 № 1599
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  5. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26.
  6. Программа по музыке для общеобразовательных учебных заведений; 1-8 классы / под редакцией Ю.Б.Алиева – Министерство образования Российской Федерации, 1994.