Технологическая карта по учебному предмету «Литературное чтение» в 1-м классе на тему Л.Н.Толстой «Два товарища»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Автор УМК “Гармония”: О.В.Кубасова
Цель урока: Создание условий для формирования самостоятельного читателя, через обучение осознанному чтению произведения, через способы освоения прочитанного, через умение ориентироваться в книгах.
Планируемые образовательные результаты: Предметные: уметь выражать своё отношение к услышанному и прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию; осознанно читая, устанавливать причинно-следственные связи в произведении.

Личностные: оценивать свое поведение и поведение других людей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета; проявлять способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные: расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности; применять правила сотрудничества.

Оборудование: Интерактивный комплекс: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Образовательные ресурсы: Портрет писателя, книги Л.Н.Толстого, карточки “Копилка качеств настоящего друга”, памятки “Как читать выразительно”, “Словесная оценка чтения товарища”, карточки “Кто героем может быть?”, лист взаимооценки и самооценки, презентация к уроку.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности 1. Прозвенел звонок -
Начинается урок!

2. Какие замечательные ученики сидят в нашем классе! Какая ровная у них осанка! Как аккуратно вы положили на партах свои школьные принадлежности! Я вижу, вы готовы трудиться. Можно начинать урок.

3. Что мы будем делать на уроке литературного чтения?

4. Перед тем как приступить к работе на уроке, необходимо подготовить свой речевой аппарат.

Артикуляционная гимнастика

Настраиваются на работу.

 

 

 

Учащиеся: читать и слушать, обсуждать

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

Чистоговорка:

Ели-ели-ели – песню дружно мы запели,
Ло-ло-ло – время быстро истекло,
Ём-ём-ём – радость людям мы несём,
Се-се-се –очень рады были все.

Хором проговаривают чистоговорку.

Второй раз проговаривают дети с логопедическими особенностями.

 
2.Актуализация знаний 1. Какой раздел мы изучаем на уроках чтения?

2. О каких поступках людей говорится в прочитанных рассказах и стихотворениях? Что авторами приветствуется, а что осуждается?

3. Ребята, хотите узнать и обсудить ещё некоторые хорошие или плохие поступки людей? Зачем нам это нужно?

4. Какие задачи для себя вы поставите?

5. Сегодня мы продолжим  с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе, в парах и микрогруппах.

Тема раздела “Что такое хорошо и что такое плохо”.

В прочитанных рассказах и стихотворениях говорится о хороших и плохих поступках. Авторы приветствуют смелость, правдивость, трудолюбие; осуждают ложь, лень, баловство.

Если мы будем совершать хорошие поступки, у нас много будет друзей и т.д.

Будем читать новое произведение, знакомиться с автором, определять тему произведения.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию

3. Введение в тему 1. Работа с выставкой книг

- Что вы можете сказать о нашей книжной выставке? Это интересно! Всего в русской литературе есть три знаменитых писателя, носящих фамилию Толстой. Поэтому, когда встречается фамилия Толстой, нужно уточнять имя и отчество автора.

- Что знаете об авторе? Какие произведения Л.Н.Толстого мы уже прочитали на уроках литературного чтения?

- Молодцы! Порядок на выставке навели, с автором определились.

На книжной выставке представлены книги для детей Л.Н.Толстого. Но есть книга А.Н.Толстого “Золотой ключик или Приключения Буратино”. Эта книга лишняя.

 

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна и т.д.

Мы прочитали “Два раза не умирать”, “Кто прав?”, “Правда всего дороже”.

Познавательные: расширять свою читательскую компетентность

Коммуникативные: аргументировать свою позицию

4. Первичное чтение и обсуждение произведения Л.Н.Толстого “Два товарища” 1. Обратите внимание на обложку этой книги.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении? Выскажите свои предположения.

2. Мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого “Два товарища”.

3. Словарная работа.

- Чтобы легко прочитать произведение, надо подготовиться.

Упражнение “Фотоглаз” 

Соедините половинки слов и прочтите слитно (Доска, учебник)

- Как понимаете “упал наземь”? (на землю)

- Объясните значение слова притворился. 

4. Первичное слушание.

Поведёт класс .... Все читают про себя.

- Молодцы! Вы хорошо умеете слушать.

5. Беседа по выявлению первичного восприятия.

- Понравилась ли вам эта история?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что вы почувствовали после чтения?

6. Стадия осмысления.

– Посмотрим, насколько вы запомнили факты нашей истории.

Мы видим медведя и двух мальчиков.

Учащиеся предполагают сюжет произведения.

 

Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем целым словом.

 

Учащиеся работают над значением слов из текста.

Притвориться - принять какой-нибудь вид, чтобы обмануть кого-нибудь.

Читает один ученик. Все внимательно читают “вслед”.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию

Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу

Личностные: уметь выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту

Игра “Самая внимательная пара” (3 варианта ответов на интерактивной доске)

1 вопрос

Где происходили события?

2 вопрос

Кто действующие герои рассказа? 

3 вопрос

С кем встретились мальчики?

4 вопрос

Как поступил первый мальчик?

5 вопрос

Как поступил второй мальчик?

6 вопрос

Как повёл себя медведь?

2. Проверка: БАВБА АБВ

- Поднимите пары “домики”, если у вас не было ошибок. Молодцы! Вы внимательные слушатели и читатели.

Образец ответа.

1. А) в саду Б) в лесу В) в поле

2.А) два мальчика Б) один мальчик В) взрослые

3. А) с волком Б) с лисой В) с медведем

4. А) убежал Б) влез на дерево В) спрятался в кусты

5. А) упал наземь Б) влез на дерево В) спрятался в кусты

6. А) понюхал Б) подумал В) отошёл

 
5. Вторичное чтение и обсуждение произведения Л.Н.Толстого “Два товарища 1.Вторичное чтение сказки (3-4 человека).

Выбор лучшего чтеца.

2. Вопросы по тексту, помогающие понять героев.

“Кто примером может быть?” (на доске имена прилагательные нужно распределить к нужному мальчику): Мальчик 1 и Мальчик 2

- Какие слова-характеристики им подходят? Почему?

- Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой назвал свое произведение “Два товарища”, а не “Два друга”? Объясните свой ответ. Хотели бы вы иметь таких товарищей? Почему?

- Можно ли эту историю назвать поучительной, чему она учит?

- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации?

Читают учащиеся по абзацам.

Оценивание чтения детьми (громкость, безошибочность, выразительность).

Дети выходят к интерактивной доске и ставят слова в нужное место.

Слова: смелый, герой, трус, надёжный, насмешливый, находчивый.

 

Автор говорит о мальчиках с усмешкой, иронией. Вот так друзья! В беде выяснилось, что дружба не настоящая.

 

История учит не бросать друзей в беде.

Можно было позвать бежать с собой, помочь влезть на дерево...

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы

Регулятивные:

строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию

Личностные:

уметь выражать свои чувства, мысли

3. Мы с вами договорились составить “Копилку качеств настоящего друга”. Какие слова сегодня можно дописать в нашу “Копилку”?

Я вас считаю своими друзьями и предлагаю вместе прогуляться!

Двигательная физминутка “Как идёшь”

Можно дополнить нашу “Копилку” словами надёжный, заботливый, смелый  
6. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой -Задание для самых умных. (Минигруппы по 4 человека). Вам предложены части пословиц. Нужно правильно собрать пословицы и решить, какая из пословиц подходит к нашему произведению? (Проверка на интерактивной доске).- Какая пословица подходит к нашему произведению? Докажите.

- Сформулируйте свои “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Получились пословицы:
  • Нет друга - ищи, а нашёл – береги.
  • Друг познаётся в беде.
  • Когда нет друга и свет не мил.

Учащиеся доказывают свой выбор.

Активно работают в мини -группах. Представляют 2-3 важных правила, учитывая тему урока.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

7. Рефлексия деятельности 1. Блиц-опрос

- Назовите произведение, с которым мы работали на уроке? Кто автор? 

- О ком этот рассказ?

- Почему это произведение находится в разделе “Что такое хорошо и что такое плохо”?

- Чему учит произведение Л. Толстого? 

2. Итог урока

- Выполнили ли мы план урока? Справились с задачами?

Ответы учащихся:

“Два товарища”

Лев Николаевич Толстой

О двух мальчиках

Мальчиков нельзя назвать товарищами

Не бросать друзей в беде

 

На интерактивной доске (отмечают +)

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор
8. Домашнее задание - Я вам сегодня дарю ромашку Дружбы с домашним заданием на выбор:

1. Прочитать с.94-95 и нарисовать свою иллюстрацию.

2. Пересказать историю о двух товарищах и придумать продолжение.

3. Составить рассказ “Мой друг”.

Интересный вопрос: как можно на самом деле спастись от медведя? Найдите ответ.

- Все вы сегодня молодцы, работали хорошо, были активны, спасибо за урок!

Наш урок окончен.

Песня “Дружба крепкая не сломается...”

Карточки-помощники для домашнего задания:

Памятка “Готовлю пересказ”:

1.Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным.

2.Составлю рассказ, опираясь на главное.

3. Пользуясь текстом, продумаю рассказ еще раз.

4. Перескажу и дополню.

Слова-помощники для рассказа “Мой друг”:

правдивый, честный, льстивый, надёжный, завистливый, обидчивый, доброжелательный, бескорыстный, уступчивый, равнодушный, терпимый, заботливый, грубый, отзывчивый

Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

Литература.

1. Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.

2. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику “Литературное чтение” 1 класса. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.