Тип урока: | Урок общеметодологической направленности | ||
Автор УМК “Гармония”: | О.В.Кубасова | ||
Цель урока: | Создание условий для формирования самостоятельного читателя, через обучение осознанному чтению произведения, через способы освоения прочитанного, через умение ориентироваться в книгах. | ||
Планируемые образовательные результаты: | Предметные: уметь выражать
своё отношение к услышанному и прочитанному;
отвечать на вопросы по содержанию; осознанно
читая, устанавливать причинно-следственные
связи в произведении. Личностные: оценивать свое поведение и поведение других людей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета; проявлять способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях. Метапредметные: расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности; применять правила сотрудничества. |
||
Оборудование: | Интерактивный комплекс: компьютер, проектор, интерактивная доска. | ||
Образовательные ресурсы: | Портрет писателя, книги Л.Н.Толстого, карточки “Копилка качеств настоящего друга”, памятки “Как читать выразительно”, “Словесная оценка чтения товарища”, карточки “Кто героем может быть?”, лист взаимооценки и самооценки, презентация к уроку. | ||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности | 1. Прозвенел звонок - Начинается урок! 2. Какие замечательные ученики сидят в нашем классе! Какая ровная у них осанка! Как аккуратно вы положили на партах свои школьные принадлежности! Я вижу, вы готовы трудиться. Можно начинать урок. 3. Что мы будем делать на уроке литературного чтения? 4. Перед тем как приступить к работе на уроке, необходимо подготовить свой речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика |
Настраиваются на работу.
Учащиеся: читать и слушать, обсуждать |
Личностные: выражать положительное
отношение к процессу познания, проявлять
внимание Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
Чистоговорка: Ели-ели-ели – песню
дружно мы запели, |
Хором проговаривают чистоговорку. Второй раз проговаривают дети с логопедическими особенностями. |
||
2.Актуализация знаний | 1. Какой раздел мы изучаем на уроках
чтения? 2. О каких поступках людей говорится в прочитанных рассказах и стихотворениях? Что авторами приветствуется, а что осуждается? 3. Ребята, хотите узнать и обсудить ещё некоторые хорошие или плохие поступки людей? Зачем нам это нужно? 4. Какие задачи для себя вы поставите? 5. Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе, в парах и микрогруппах. |
Тема раздела “Что такое хорошо и что
такое плохо”. В прочитанных рассказах и стихотворениях говорится о хороших и плохих поступках. Авторы приветствуют смелость, правдивость, трудолюбие; осуждают ложь, лень, баловство. Если мы будем совершать хорошие поступки, у нас много будет друзей и т.д. Будем читать новое произведение, знакомиться с автором, определять тему произведения. |
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания Коммуникативные: аргументировать свою позицию |
3. Введение в тему | 1. Работа с выставкой книг - Что вы можете сказать о нашей книжной выставке? Это интересно! Всего в русской литературе есть три знаменитых писателя, носящих фамилию Толстой. Поэтому, когда встречается фамилия Толстой, нужно уточнять имя и отчество автора. - Что знаете об авторе? Какие произведения Л.Н.Толстого мы уже прочитали на уроках литературного чтения? - Молодцы! Порядок на выставке навели, с автором определились. |
На книжной выставке представлены книги
для детей Л.Н.Толстого. Но есть книга А.Н.Толстого
“Золотой ключик или Приключения Буратино”. Эта
книга лишняя.
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна и т.д. Мы прочитали “Два раза не умирать”, “Кто прав?”, “Правда всего дороже”. |
Познавательные: расширять свою
читательскую компетентность Коммуникативные: аргументировать свою позицию |
4. Первичное чтение и обсуждение произведения Л.Н.Толстого “Два товарища” | 1. Обратите внимание на обложку этой
книги. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении? Выскажите свои предположения. 2. Мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого “Два товарища”. 3. Словарная работа. - Чтобы легко прочитать произведение, надо подготовиться. Упражнение “Фотоглаз” Соедините половинки слов и прочтите слитно (Доска, учебник) - Как понимаете “упал наземь”? (на землю)- Объясните значение слова притворился. 4. Первичное слушание. Поведёт класс .... Все читают про себя. - Молодцы! Вы хорошо умеете слушать. 5. Беседа по выявлению первичного восприятия. - Понравилась ли вам эта история? Что понравилось? Что не понравилось? Что вы почувствовали после чтения? 6. Стадия осмысления. – Посмотрим, насколько вы запомнили факты нашей истории. |
Мы видим медведя и двух мальчиков. Учащиеся предполагают сюжет произведения.
Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем целым словом.
Учащиеся работают над значением слов из текста. Притвориться - принять какой-нибудь вид, чтобы обмануть кого-нибудь. Читает один ученик. Все внимательно читают “вслед”. Учащиеся высказывают своё мнение. |
Коммуникативные: проявлять активность
в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу Личностные: уметь выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту |
Игра “Самая внимательная пара” (3
варианта ответов на интерактивной доске) 1 вопрос Где происходили события?2 вопрос Кто действующие герои рассказа? 3 вопрос С кем встретились мальчики?4 вопрос Как поступил первый мальчик?5 вопрос Как поступил второй мальчик?6 вопрос Как повёл себя медведь?2. Проверка: БАВБА АБВ- Поднимите пары “домики”, если у вас не было ошибок. Молодцы! Вы внимательные слушатели и читатели. |
Образец ответа. 1. А) в саду Б) в лесу В) в поле 2.А) два мальчика Б) один мальчик В) взрослые 3. А) с волком Б) с лисой В) с медведем 4. А) убежал Б) влез на дерево В) спрятался в кусты 5. А) упал наземь Б) влез на дерево В) спрятался в кусты 6. А) понюхал Б) подумал В) отошёл |
||
5. Вторичное чтение и обсуждение произведения Л.Н.Толстого “Два товарища | 1.Вторичное чтение сказки (3-4
человека). Выбор лучшего чтеца. 2. Вопросы по тексту, помогающие понять героев. “Кто примером может быть?” (на доске имена прилагательные нужно распределить к нужному мальчику): Мальчик 1 и Мальчик 2- Какие слова-характеристики им подходят? Почему? - Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой назвал свое произведение “Два товарища”, а не “Два друга”? Объясните свой ответ. Хотели бы вы иметь таких товарищей? Почему? - Можно ли эту историю назвать поучительной, чему она учит? - А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? |
Читают учащиеся по абзацам. Оценивание чтения детьми (громкость, безошибочность, выразительность). Дети выходят к интерактивной доске и ставят слова в нужное место. Слова: смелый, герой, трус, надёжный, насмешливый, находчивый.
Автор говорит о мальчиках с усмешкой, иронией. Вот так друзья! В беде выяснилось, что дружба не настоящая.
История учит не бросать друзей в беде. Можно было позвать бежать с собой, помочь влезть на дерево... |
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы Регулятивные: строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию Личностные: уметь выражать свои чувства, мысли |
3. Мы с вами договорились составить
“Копилку качеств настоящего друга”. Какие слова
сегодня можно дописать в нашу “Копилку”? Я вас считаю своими друзьями и предлагаю вместе прогуляться! Двигательная физминутка “Как идёшь” |
Можно дополнить нашу “Копилку” словами надёжный, заботливый, смелый | ||
6. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой | -Задание для самых умных. (Минигруппы по
4 человека). Вам предложены части пословиц. Нужно
правильно собрать пословицы и решить, какая из
пословиц подходит к нашему произведению?
(Проверка на интерактивной доске).- Какая
пословица подходит к нашему произведению?
Докажите. - Сформулируйте свои “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом. |
Получились пословицы:
Учащиеся доказывают свой выбор. Активно работают в мини -группах. Представляют 2-3 важных правила, учитывая тему урока. |
Коммуникативные: проявлять активность
во взаимодействии, договариваться и приходить к
общему мнению в совместной деятельности Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
7. Рефлексия деятельности | 1. Блиц-опрос - Назовите произведение, с которым мы работали на уроке? Кто автор?- О ком этот рассказ? - Почему это произведение находится в разделе “Что такое хорошо и что такое плохо”? - Чему учит произведение Л. Толстого? 2. Итог урока - Выполнили ли мы план урока? Справились с задачами? |
Ответы учащихся: “Два товарища” Лев Николаевич Толстой О двух мальчиках Мальчиков нельзя назвать товарищами Не бросать друзей в беде
На интерактивной доске (отмечают +) |
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор |
8. Домашнее задание | - Я вам сегодня дарю ромашку Дружбы с
домашним заданием на выбор: 1. Прочитать с.94-95 и нарисовать свою иллюстрацию. 2. Пересказать историю о двух товарищах и придумать продолжение. 3. Составить рассказ “Мой друг”. Интересный вопрос: как можно на самом деле спастись от медведя? Найдите ответ. - Все вы сегодня молодцы, работали хорошо, были активны, спасибо за урок! Наш урок окончен. Песня “Дружба крепкая не сломается...” |
Карточки-помощники для домашнего
задания: Памятка “Готовлю пересказ”: 1.Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным. 2.Составлю рассказ, опираясь на главное. 3. Пользуясь текстом, продумаю рассказ еще раз.4. Перескажу и дополню. Слова-помощники для рассказа “Мой друг”: правдивый, честный, льстивый, надёжный, завистливый, обидчивый, доброжелательный, бескорыстный, уступчивый, равнодушный, терпимый, заботливый, грубый, отзывчивый |
Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат |
Литература.
1. Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.
2. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику “Литературное чтение” 1 класса. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.