Цель:
- развитие патриотических чувств, чувства любви, гордости за свою губернию, малую Родину, уточнять представления детей о родном крае;
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Содействовать адаптации ребенка к жизни в социумуме.
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”.
Задачи:
- Закреплять понятие детьми того, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу (“Социально-коммуникативное развитие”)
- Продолжать расширять и систематизировать представления о губернии, городе (“Познавательное развитие”)
- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе (“Познавательное развитие”)
- ктивизировать словарь детей на основе углубления представлений о своей семье (“Речевое развитие”)
- Совершенствовать в лепке знакомых предметов с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавать форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; упражнять в передаче несложных движений (“Художественно-эстетическое развитие”)
- Закреплять приемы лепки человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки) и персонажей по типу дымковской барышни (“Художественно-эстетическое развитие”)
- Передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию, форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама (“Художественно-эстетическое развитие”)
- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родным и близким людям (“Социально-коммуникативное развитие”)
- Уточнять и закреплять представления детей о членах своей семьи. Привлекать детей к выполнению постоянных обязанностей по дому (“Познавательное развитие”)
- Совершенствовать в составлении небольших рассказов (“Речевое развитие”)
- Развивать двигательную активность посредством выполнения динамической паузы и физкультминутки (“Физическое развитие”)
Методы и приемы:
- практические: работа с раздаточными картинками, выполнение заданий из электронной игры
- наглядные: рассматривание картинок, рисунков, слайдовой презентации
- словесные: составление рассказов по картинкам, ответы на вопросы; рассуждения, формулировка выводов.
Материалы и оборудование: в группе предварительно готовятся стенды: работы детей "Я люблю мой город", фотовыставка "Я и моя семья отдыхаем в городе" и достопримечательности Самары и Похвистнево, мольберт, ноутбук, электронная игра сюжетные картинки, дидактические игры, пластилин, пластилин шариковый, листы форматом А3, карандаши.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Музыкальная физ. минутка “Начинаем
танец” Динамическая пауза “Маме дружно помогаем” (под музыку) Физкультминутка “Кто живёт у нас в квартире?” |
Познавательная | Дидактические игры:
|
Коммуникативная | Беседа, речевые проблемные ситуации, составление рассказов, вопросы. |
Игровая | Обыгрывание ситуаций |
Музыкальная | Произведения В.-А. Моцарта Песня “Моя семья” |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Сюрпризный момент. Под звукозапись плеска волн педагог вносит большой корабль – ладью (нарисованная копия ладьи с набережной г. Самара). Спрашивает, может кто-то уже видел такой необычный корабль. Уточняет и поясняет детям о ладье. Предлагает отправиться в путешествие на замечательной ладье по великой реке – Волге. Вид Самарской губернии красочный, |
Слушают звукозапись и вопросы педагога, стихотворение о Самарской губернии | проявляют интерес к ситуации, рассматривают ладью, высказывают свои предположения, проявляют интерес к художественному слову |
2 | Первый причал: “Наша губерния”. Предлагает сложить картинку из фрагментов. Поясняет детям, что это герб Самары. Каждый город в России имеет на флаге и гербе свою символику. В наших краях раньше водилось много диких белых коз. На Самарских лугах паслись огромные стада, которые пасли кочевники. Поэтому и символом города стала коза. Но впоследствии коза была заменена диким горделивым серебряным козлом, изображенным на лазоревом щите. Дикий козел у древних народов внушал уважение своей уверенностью и несокрушимой силой вожака. А голубая Андреевская лента на гербе Самары указывает на то, что Самарская область принадлежит Российскому государству. Предлагает вниманию детей стихотворение: Если скажут слово "Родина", |
Рассматривают герб Самары, слушают рассказ воспитателя, стихотворение | Складывают пазл из фрагментов. Передают содержание герба Самары, дополняют рассказ воспитателя, отвечают на вопросы, проявляют интерес к художественному слову |
3 | Второй причал: “Наша малая родина –
город Похвистнево”. Уточняет, что Самара – это наша губерния, в каком городе мы проживаем? Спрашивает, по какой реке будем “плыть”. Предлагает выбрать из нескольких вариантов гербов герб города Похвистнево. Лазоревое (синее, голубое) поле показывает принадлежность города к Самарской области. Зелёное поле ассоциируется с молодостью города, который полон сил и энергии. Серебряное и чёрное остриё символизирует
нефтяную и железнодорожную промышленность,
благодаря которым и стало возможным
возникновение и становление города. Предлагает упражнение на определение слогов в слове: Самара и Похвистнево – хлопки в ладоши. “Продолжи предложение”
|
Рассуждают. Отвечают на вопросы. Считают слоги в словах, названиях городов. |
Называют свой город, характеризуют
герб, перечисляют цвета, изображенные на нем
предметы, высказывают свое мнение, что
символизируют определенные предметы и цвет. Продолжают начатое предложение, проявляют чувство любви к малой родине, гордость за город. Определяют количество слогов в словах, поднимают табличку с соответствующей цифрой. |
Предлагает пройти за световые столы и
нарисовать цветным песком самые красивые
эпизоды пейзажа нашего города. Копейские горы, Кинель, березки, лес, озера ... |
Слушают инструкции воспитателя. Определяются с объектом рисования |
Рисуют цветным песком, используя приемы: ребром ладоней, щепотью, кулачком, трафаретом. | |
4 | Третий причал: “Я люблю мой город”. Предлагает рассмотреть выставку рисунков детей. Предлагает рассказать детям, какой праздник они изобразили в рисунке. (День города, День молодежи, День защиты детей, День Победы) Как дети понимают смысл этих праздников. Где проводятся большие городские праздники? Предлагает дидактическую игру “Подбери признак” На любом празднике выступают клоуны и сейчас задание от клоунов: Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и
шаром. |
Рассматривают выставку рисунков детей. Слушают вопросы педагога. |
Активно участвуют в беседе по
содержанию своих рисунков. Называют праздники, на которых они присутствовали вместе с родителями. Отвечают на вопросы: какой? Какие? Называют признаки праздников. Решают задачу на внимание и сообразительность |
5 | Предлагает музыкальную физ. минутку “Начинаем танец” | Выполняют движения под танцевальную музыку | Активизируют двигательную деятельность, двигаются в соответствии с характером музыки |
6 | Интересуется, с кем дети обычно ходят на
площадь, на праздник. Предлагает игру “Возьми нужное” Из различных предметов детям нужно отобрать атрибуты для похода на праздник. Детям предлагает посчитать, сколько атрибутов подобрали. |
Дети отвечают. Участвуют в игре. Считают атрибуты. |
Подбирают атрибуты к праздникам, проявляют математические способности |
7 | Четвёртый причал “Семейный
альбом” Семья – это то, что мы делим на всех, Рассмотреть фотографии. Назови всех членов своей семьи. Предлагает дидактическую игру “Кто кем приходится?” Как их зовут? А знаешь ли ты, что мама и папа твоей бабушки и твоего дедушки для тебя прабабушка и прадедушка? Из скольких человек состоит семья? Спрашивает, для чего человеку нужна семья? Упражнение: “Кто что делает?” Составление предложений по опорным картинкам. И изображают члена семьи и действие.
|
Рассматривают фотографии. Выполняют правила игры. |
Воспринимают художественное слово о
семье. Рассказывают о членах семьи, кто кем приходится, называют имена. Выполняют упражнения, озвучивая и изображая членов семьи. Отвечают полными предложениями. |
8 | Работа с пиктограммой. Предлагает рассмотреть, ответить на вопрос: мама какая? (грустная, усталая, печальная, невеселая, расстроенная, хмурая, огорченная, обиженная, несчастная) Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы) Задает вопросы:
(Ответы детей сложноподчиненным предложением) (Мама грустная, потому что у неё болит голова).
Надо спросить: “Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?” (отрабатываем вопросительную интонацию) Надо предложить маме отдохнуть
Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шепотом) Братик, сделай, пожалуйста, потише музыку. Папочка, давай приготовим ужин. |
Выполняют инструкции педагога. Рассматривают пиктограмму. Действуют по правилам. |
Отвечают на вопросы, подбирают
прилагательные, характеризующие настроение
мамы. Образуют сложноподчиненные предложения. Проявляют чувство любви, уважения, благодарности к маме, сопереживают родному человеку. Образуют предложения-просьбы, обращения. Подсчитывают и называют количество слов в предложениях, находят местоположение слов в предложениях. |
9 | Пятый причал Динамическая пауза “Маме дружно помогаем” (под музыку) “Маме дружно помогаем, |
Дети выполняют движения. | Переключаются с одного вида деятельности на другой, проявляют двигательную активность, проговаривают чётко слова стихотворения |
10 | Предлагает задания из электронной игры. Дидактическая игра “Кому, что пригодится” |
Выполняют задания из электронного пособия | Осваивают ИКТ технологии, манипулируют
компьютерной мышью, Закрепляют представления о членах семьи |
11 | Дидактическая игра: “Скажи
наоборот”:
|
Действуют по правилам игры | подбирают противоположные по смыслу прилагательные |
12 | Задание из электронной игры “Сколько нас здесь, сосчитай” | Выполняют задание | Называют общее количество детей, находят в минипесочнице соответствующую цифру |
13 | Шестой причал Юные художники-новаторы Предлагает выполнить сюжетный рисунок в технике пластилиновое рисование. |
Подбирают материал для рисования | Проговаривают приёмы рисования пластилином, отбирают нужные цвета, оттенки. |
14 | Напоминает об осанке, аккуратности во время работы с пластилином. | Соблюдают правила работы за столами | Рисуют пластилином, проявляют творческие способности, сочетают цвета |
15 | Упражнение “Пожелание своей семье” Каждый из детей скажет пожелание своей семье. Какой бы они хотели, чтобы была их семья. |
Выполняют упражнение | Высказывают пожелание своей семье. Например: Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, и т.д.) |
16 | Предлагает игру “Корзина добрых дел” В кругу, передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
|
Играют в игру, передают корзинку | Называют добрые дела, пополняя
корзинку. Действуют в коллективе сверстников, не перебивают друг друга. |
17 | Предлагает рассмотреть рисунки,
отметить более выразительные. Благодарит за работу. |
Рассматривают рисунки | Презентуют свои рисунки, оценивают работы сверстников. |