Технологическая карта урока по теме "Закрепление навыка игры штрихом legato. Повторение жанров музыки"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Предмет: фортепиано

Цель урока: отработка навыка игры на фортепиано штрихом legato.

Задачи:

Образовательные:

  • овладеть практическими умениями и навыками игры штрихом legato;
  • научить воспроизводить полученные знания на практике;
  • закрепить умения слушать и слышать себя в процессе исполнения произведений;
  • закрепить умение определять мелодию, опираясь на основные музыкальные жанры (песня, танец, марш).

Развивающие:

  • развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух;
  • развивать творческую способность в различных видах музыкальной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
  • активизировать интерес к занятиям на инструменте.

Дидактические средства:

для учителя:

  • изобразительный ряд: ритмические карточки, музыкальные ребусы, иллюстрация девушки в русском сарафане и Деда Мороза;
  • литературный ряд: рассказ о персонаже народных поверий и сказок – русском Деде Морозе;
  • музыкальный ряд: исполнение произведений учителем, оркестровое исполнение пьесы “Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского.

для обучающегося: музыкальный инструмент, ноты.

Методы обучения: наблюдение, прослушивание музыкальных произведений, беседа, упражнение, контроль, самооценка.

Характеристика этапов урока

Название этапа, цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки урока (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни).

1. Организационный момент

2. Вводная беседа. Объявление темы урока

1. Приветствие

2. 1. Исполняет произведения различными штрихами: non legato (“Хорал” Д.Кембер), staccato (“Птичка” Руббах), legato (“Сиротка” С.Майкапар).

Предлагает проанализировать прослушанные произведения и определить, какое из них относится к произведениям, которые она исполняла на прошлом занятии по технике исполнения.

1. Приветствие

2.1. Слушает, сравнивает проигранные произведения, отвечает на вопросы преподавателя, определяет тему урока.

2 Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

Игра пьес штрихом legato:

1. Упражнения для правильной постановки рук и посадки за инструментом.

1. Напоминает о правильной постановке рук и посадке за инструментом, в ходе выполнения игр-упражнений “Колечки”, “Птички”, “Медвежонок и солдатик”. 1. Выполняет упражнения:

“Колечки” - соединяет пальцы поочерёдно с первым;

“Птичка” - кладёт руки на колени, а затем плавно переносит их на клавиатуру, поднимая локти – крылышки птички;

“Медвежонок и солдатик” - сутулая спина и спина ровная, прямая.

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

2. Проверка домашнего задания 2.1. Прослушивает исполнение песенки.

2.2.Анализирует услышанное, иллюстрирует девушку в русском сарафане – красивую, с прямой осанкой и в тоже время нежной и гибкой.

2.1. Исполняет песенку “Про Машу”.

2.2. Отвечает на вопросы.

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3. Работа над ансамблем 2.3. После анализа исполнения ещё раз проигрывает данное произведение.

3.1. Беседа о персонаже народных поверий и сказок – русском Деде Морозе.

3.2. Исполнение партии сопровождения В.Витлина “Дед Мороз”.

3.3. Совместное исполнение.

2.3. Слушает исполнение песенки преподавателем, старается осознать разницу между своим исполнение и исполнением педагога.

3.1. Отвечает на вопросы.

3.2. Анализирует услышанное.

3.3. Совместное исполнение.

4. Разучивание новой пьесы. 4.1. Знакомит с новой пьесой “Кот-лакомка”.

4.2. Пропевание со словами мелодии плавно и связно.

4.3. Прохлопывает ритмический рисунок.

4.4. Проигрывает пьесу по нотам – плавно, как при пении, при этом акцентирует внимание на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой.

4.1. Слушает исполнение песенки преподавателем.

4.2. Поёт вместе с преподавателем.

4.3. Повторяет за преподавателем.

4.4. Читает с листа пьесу “Кот-лакомка”.

5. Физкультминутка. 5.1. Демонстрирует расслабляющие упражнения для кистей рук “Замок”, “Бабушка”, сопровождая их стихотворным текстом. 5.2. Повторят за преподавателем.
6. Повторение нот, прохлопывание ритмических рисунков. 6.1. Демонстрирует нотные ребусы.

6.2. Демонстрирует ритмические карточки.

6.1. Отгадывание нотных ребусов.

6.1. Прохлопывает ритмические рисунки.

7. Повторение жанров музыки, слушание музыкальных произведений. 7.1. Исполняет фрагменты пьес из “Детского альбома” П.И. Чайковского (“Полька” и “Старинная французская песенка”).

7.2. Организует прослушивание пьесы из “Детского альбома” П.И. Чайковского “Марш деревянных солдатиков” в оркестровом исполнении.

7.3. Проводит беседу по прослушанному произведению

7.1. Прослушивает исполнение фрагментов пьес преподавателем и определяет жанр (танец, песня).

7.2. Задание: вспомнить название пьесы и определить жанр.

7.3. Отвечает на вопросы по прослушанному произведению.

3. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия:

1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, ? где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Выявление проблемы правильной игры штрихом legato, создание механизмов для технического решения проблемы (налаживание правильных движений пальцев, запястья, кисти), активизация слухового контроля. Акцентирует внимание обучающейся на трудности игры штрихом legato, на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой, находит приёмы для их устранения, активизирует слуховой контроль обучающейся, используя возможности жеста, голоса, пластики, мотивирует её на преодоление возникшего затруднения. Проговаривает возникшую проблему и причину своих затруднений.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Освоение новых упражнений, направленных на решение проблем, возникших в результате осознания несоответствия своего исполнения предложенной игре преподавателя Следит за точностью исполнения упражнений, соотнося физические движения и слуховые представления обучающейся. Играет упражнения, а затем трудные места, стараясь приблизиться к игре преподавателя.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Подведение итога урока.

Постановка целей дальнейшей деятельности.

Выслушивает анализ занятия и ставит дальнейшие цели игровой деятельности обучающейся. Мотивирует её на выполнение домашнего задания. Анализирует свою работу на занятии, её эффективность, проговаривает домашнее задание.