Предмет: фортепиано
Цель урока: отработка навыка игры на фортепиано штрихом legato.
Задачи:
Образовательные:
- овладеть практическими умениями и навыками игры штрихом legato;
- научить воспроизводить полученные знания на практике;
- закрепить умения слушать и слышать себя в процессе исполнения произведений;
- закрепить умение определять мелодию, опираясь на основные музыкальные жанры (песня, танец, марш).
Развивающие:
- развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух;
- развивать творческую способность в различных видах музыкальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
- активизировать интерес к занятиям на инструменте.
Дидактические средства:
для учителя:
- изобразительный ряд: ритмические карточки, музыкальные ребусы, иллюстрация девушки в русском сарафане и Деда Мороза;
- литературный ряд: рассказ о персонаже народных поверий и сказок – русском Деде Морозе;
- музыкальный ряд: исполнение произведений учителем, оркестровое исполнение пьесы “Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского.
для обучающегося: музыкальный инструмент, ноты.
Методы обучения: наблюдение, прослушивание музыкальных произведений, беседа, упражнение, контроль, самооценка.
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки урока (“могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни). |
1. Организационный момент 2. Вводная беседа. Объявление темы урока |
1. Приветствие 2. 1. Исполняет произведения различными штрихами: non legato (“Хорал” Д.Кембер), staccato (“Птичка” Руббах), legato (“Сиротка” С.Майкапар). Предлагает проанализировать прослушанные произведения и определить, какое из них относится к произведениям, которые она исполняла на прошлом занятии по технике исполнения. |
1. Приветствие 2.1. Слушает, сравнивает проигранные произведения, отвечает на вопросы преподавателя, определяет тему урока. |
2 | Учебно-познавательная деятельность.
Актуализация и фиксирование задания и
индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: |
Игра пьес штрихом legato: 1. Упражнения для правильной постановки рук и посадки за инструментом. |
1. Напоминает о правильной постановке рук и посадке за инструментом, в ходе выполнения игр-упражнений “Колечки”, “Птички”, “Медвежонок и солдатик”. | 1. Выполняет упражнения: “Колечки” - соединяет пальцы поочерёдно с первым; “Птичка” - кладёт руки на колени, а затем плавно переносит их на клавиатуру, поднимая локти – крылышки птички; “Медвежонок и солдатик” - сутулая спина и спина ровная, прямая. |
1) актуализацию изученных способов
действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; |
2. Проверка домашнего задания | 2.1. Прослушивает исполнение песенки. 2.2.Анализирует услышанное, иллюстрирует девушку в русском сарафане – красивую, с прямой осанкой и в тоже время нежной и гибкой. |
2.1. Исполняет песенку “Про Машу”. 2.2. Отвечает на вопросы. |
|
4) фиксирование учащимися
индивидуальных затруднений в выполнении
пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. |
3. Работа над ансамблем | 2.3. После анализа исполнения ещё раз
проигрывает данное произведение. 3.1. Беседа о персонаже народных поверий и сказок – русском Деде Морозе. 3.2. Исполнение партии сопровождения В.Витлина “Дед Мороз”. 3.3. Совместное исполнение. |
2.3. Слушает исполнение песенки
преподавателем, старается осознать разницу
между своим исполнение и исполнением педагога. 3.1. Отвечает на вопросы. 3.2. Анализирует услышанное. 3.3. Совместное исполнение. |
|
4. Разучивание новой пьесы. | 4.1. Знакомит с новой пьесой
“Кот-лакомка”. 4.2. Пропевание со словами мелодии плавно и связно. 4.3. Прохлопывает ритмический рисунок. 4.4. Проигрывает пьесу по нотам – плавно, как при пении, при этом акцентирует внимание на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой. |
4.1. Слушает исполнение песенки
преподавателем. 4.2. Поёт вместе с преподавателем. 4.3. Повторяет за преподавателем. 4.4. Читает с листа пьесу “Кот-лакомка”. |
||
5. Физкультминутка. | 5.1. Демонстрирует расслабляющие упражнения для кистей рук “Замок”, “Бабушка”, сопровождая их стихотворным текстом. | 5.2. Повторят за преподавателем. | ||
6. Повторение нот, прохлопывание ритмических рисунков. | 6.1. Демонстрирует нотные ребусы. 6.2. Демонстрирует ритмические карточки. |
6.1. Отгадывание нотных ребусов. 6.1. Прохлопывает ритмические рисунки. |
||
7. Повторение жанров музыки, слушание музыкальных произведений. | 7.1. Исполняет фрагменты пьес из
“Детского альбома” П.И. Чайковского (“Полька” и
“Старинная французская песенка”). 7.2. Организует прослушивание пьесы из “Детского альбома” П.И. Чайковского “Марш деревянных солдатиков” в оркестровом исполнении. 7.3. Проводит беседу по прослушанному произведению |
7.1. Прослушивает исполнение фрагментов
пьес преподавателем и определяет жанр (танец,
песня). 7.2. Задание: вспомнить название пьесы и определить жанр. 7.3. Отвечает на вопросы по прослушанному произведению. |
||
3. | Постановка проблемы. Выявление
места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, ? где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
Выявление проблемы правильной игры штрихом legato, создание механизмов для технического решения проблемы (налаживание правильных движений пальцев, запястья, кисти), активизация слухового контроля. | Акцентирует внимание обучающейся на трудности игры штрихом legato, на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой, находит приёмы для их устранения, активизирует слуховой контроль обучающейся, используя возможности жеста, голоса, пластики, мотивирует её на преодоление возникшего затруднения. | Проговаривает возникшую проблему и причину своих затруднений. |
4. | Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Освоение новых упражнений, направленных на решение проблем, возникших в результате осознания несоответствия своего исполнения предложенной игре преподавателя | Следит за точностью исполнения упражнений, соотнося физические движения и слуховые представления обучающейся. | Играет упражнения, а затем трудные места, стараясь приблизиться к игре преподавателя. |
5. | Рефлексия учебной деятельности на
уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Подведение итога урока. Постановка целей дальнейшей деятельности. |
Выслушивает анализ занятия и ставит дальнейшие цели игровой деятельности обучающейся. Мотивирует её на выполнение домашнего задания. | Анализирует свою работу на занятии, её эффективность, проговаривает домашнее задание. |