Развитие личности ребенка на занятиях курса внеурочной деятельности "Проба пера"

Разделы: Общепедагогические технологии


Развитие личности ребенка на основе внеурочной деятельности соответствует системно деятельностному подходу, заложенному в ФГОС. Поскольку урок не может вместить все то, что вызывает интерес у школьника, то внеурочная деятельность создает условия для проявления индивидуальных интересов обучающихся, дает возможность раскрыть себя в творческой деятельности.

Журналистика – одна из самых привлекательных и понятных подростку профессий, для освоения которой требуются филологические знания. Занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания – формирование социально активной личности. Задача же преподавателя – показать детям область применения знаний и умений, полученных на уроках русского языка и литературы.

Работая учителем русского языка и литературы, уже несколько лет я организую выпуск школьной газеты. В большей степени в выпуске газеты принимали участие старшеклассники. Но в этом году мною была разработана программа внеурочной деятельности “Проба пера” для семиклассников. Занятия по данной рабочей программе предполагают всестороннее развитие личности обучающегося – формирование коммуникативной компетенции, развитие навыков по русскому языку, литературе, риторике, воспитание обучающегося как личности творческой, яркой, независимой. Происходит это, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

Программа “Проба пера” ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “ПРОБА ПЕРА”

Личностные результаты:

  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Умение оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
  • Способность выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
  • Получение возможности проявлять инициативу в принятии решений.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
  • Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
  • Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

Коммуникативные:

  • Создание атмосферы сотрудничества при решении общих задач.
  • Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
  • Формирование уважения к собеседнику.
  • Формирование у учащихся толерантного сознания.

Рефлексивные:

  • Оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • Проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
  • Применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

Предметные результаты:

  • Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
  • Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
  • Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
  • Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.
  • Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение приёмам компьютерной верстки газеты).
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
  • Умение презентовать свои достижения.

Выпуск газеты планируется каждый месяц, тематика публикаций затрагивает все аспекты школьной жизни, но не исключает и свободного выбора тем. Видно, с каким увлечением берутся юные корреспонденты за подготовку очередного номера “Школьного калейдоскопа”. Такая работа поддерживает их индивидуальное развитие: помогает организовать себя, выразить свои мысли, познакомиться с новыми людьми и по-другому взглянуть на мир.

Кроме этого, такая работа воспитывает чувство патриотизма, формирует активную гражданскую позицию, поддерживает интерес школьника как к индивидуальному творчеству, так и коллективному.

Сентябрьский номер газеты был посвящен не только началу учебного года, но и поездке семиклассников на Всероссийские Президентские состязания в поселок Сукко, вблизи города Анапа. Ребята приехали гордые, счастливые, с массой впечатлений: ведь они стали призерами этих соревнований, а одна из участниц команды заняла первое место в личном первенстве.

Вот такие статьи были опубликованы в сентябрьском номере.

Мы первые!

В этом году нам очень повезло: нам выпала честь принять участие в Президентских состязаниях в городе Анапа. В соревнованиях принимали участие 72 сельские команды.

Чтобы поехать на состязания, мы проделали большую работу. Наша команда упорно тренировалась с апреля 2016 года. Мы заняли первое место в районных соревнованиях, а затем выиграли первенство и в областных. Но на этом наша подготовка не закончилась, мы тренировались все лето. И вот результат – мы на пьедестале!

Мы стали первыми в творческом конкурсе. Когда мы выходили на сцену для награждения, нас переполняло чувство гордости за нашу школу, за наших тренеров и наш успех. На груди у каждого из нас красовались золотые медали. Зал аплодировал. Это были незабываемые минуты! 

Татьяна Тыняная

Моя победа – наш с тренером труд!

Недавно мы приехали с Всероссийских соревнований “Президентские состязания”, и я хочу поделиться впечатлениями о поездке.

Все наши соревнования длились 3 дня. Всё это время мы только о них думали. И как же приятно было осознать, что наши тренировки не прошли зря. Все превзошли свои личные рекорды. После каждого спортивного вида на стенд вешали результаты и очки всех команд. Когда прошло 2 дня соревнований, я посмотрела на стенд и увидела, что пока в личном первенстве я занимала 2 место. Конечно, очень хотелось занять 1 место, но для меня это казалось какой-то несбыточной мечтой. В последний день было самое трудное для меня испытание – бег. Это был мой последний шанс занять 1 место. На следующий день я узнаю, что я заняла 1 место.

Дни шли быстро. Вот наступило промежуточное награждение команд. Я его долго ждала и перед своим выходом уже стояла перед сценой. И вот назвали мою фамилию. Я поднялась на пьедестал. Ко мне подошли девушки в красивых русских народных костюмах, и одна из них повесила мне медали. Потом подошёл главный судья, вручил кубок и пожал мне руку. И только тогда я поняла – я первая!

Я счастлива, что приехала в Сукко, достойно выступила, не подвела тренера и команду, и самое главное, я поняла, что труд, стремление всегда приведут к победе. Теперь дома я часто вспоминаю летние тренировки с Борисом Левановичем, их результат – наша спортивная победа.

Елена Кирносова

К следующему номеру газеты юные корреспонденты взяли интервью у жителя села, Александра Михайловича Бахмутского – заслуженного механизатора сельского хозяйства РФ. Статья получилась большой, на целую страницу. Александр Михайлович рассказал о том, как стал механизатором, почему выбрал именно эту профессию, с гордостью сказал, что сын пошел по его стопам, дал советы юному поколению. Беседу вели Анастасия Балашова и Елена Кирносова, интервью они закончили такими словами: “Мы попрощались с Александром Михайловичем и отправились домой. А по дороге шли и думали: как хорошо, что есть на нашей краснянской земле такие люди, с которых можно брать пример, с которыми поговоришь и словно мудрости наберешься. И главное их качество – это любовь к родной земле”.

 Наблюдая за тем, с каким интересом, индивидуальными творческими находками подходят дети к таким занятиям, можно сделать вывод, что внеурочная учебная деятельность – неотъемлемый компонент образовательного процесса.

Данный курс внеурочной деятельности дает дополнительную возможность для практического применения знаний литературного языка, позволяет получить специальные научные и профессиональные знания, умения и навыки и придает процессу образования творческий характер.