Главной задачей современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача учителя в современной школе состоит в том, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными и уверенными в себе. Учителю необходимо также развить творческую среду для выявления одаренных ребят.
Организация творческой деятельности детей всегда являлась объектом психолого-педагогических и методических исследований. Важное место в педагогической деятельности учителя занимает формирование ключевых компетенций обучающихся.
Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения.
Компетенция – способность человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение какой-либо деятельности.
Под ключевыми компетенциями обучающихся предполагают интеллектуальные и личностные компетенции.
Интеллектуальные компетенции:
- способность к развитию мыслительных операций;
- гибкость мышления;
- готовность памяти;
- зоркость в поисках проблем;
- способность к воображению, фантазии;
- легкость генерирования идей;
- способность к доработке деталей, совершенствованию первоначального замысла.
Личностные компетенции:
- коммуникабельность;
- участие в совместном принятии решений;
- толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми различных культур, языков и религий;
- самостоятельность;
- потребность в поиске нужного подбора литературы;
- умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;
- приоритет целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя.
В настоящее время всё больше уделяется внимание культурно-образовательным, информационным и творческим формам работы с детьми в области образования. Постоянно учитываются изменяющиеся условия жизнедеятельности и потребности детей, их стремление к познанию творческой деятельности.
Великий французский энциклопедист и просветитель Дени Дидро сказал: “Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в этой области наук, искусства и ремесел”. Хотя это сказано два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.
Для того чтобы творческая деятельность подростка была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.
Тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому пошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Приобщая детей к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность с богатой фантазией.
Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со своими сверстниками. С этой целью, я организую в классах рабочие группы, для создания коллективных проектов по необходимым темам. Коллективная проектная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
Информационная – обмен чувственной и познавательной информацией.
Контактная – готовность к приёму и передаче информации.
Координационная – согласование действий и организация взаимодействия.
Персептивная – восприятие и понимание друг друга.
Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном создании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творческого проекта, определяют следующие показатели:
- Общности интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективного проекта;
- Неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
- Гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;
- Доверие и взаимопомощь между членами коллектива;
- Сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров;
- Снятие перегрузки у учащихся, освобождение от страха перед трудностью, приобщение к творчеству.
Рождение замысла и воплощение его в эскизах – это один из самых важных и ответственных моментов творческого проекта. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы.
Законченные эскизы проектов внимательно просматривают, обсуждают все вместе.
При выполнении коллективных проектов не следует оставлять учеников без внимания и помощи учителя. Они должны чувствовать, что есть опытный учитель – помощник, который верно направляет работу на любом этапе. Учитель должен быть тактичным, внимательным ко всем самостоятельным мыслям учащихся и вместе с тем принципиальным к проявлению безвкусицы и пошлости, бессмысленного подражательства.
Обсуждение готовых проектов чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в этом участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова для выражения своего эмоционального отношения. Учителю, опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направить обсуждение в нужное русло.
Технология художественного моделирования из бумаги, картона, ткани, конструирования моделей, дизайн, проектирование интерьера предусматривает задачи:
- Технические;
- Конструкторские;
- Экономические;
- Художественно-эстетические;
- Повышение интеллекта и творчества;
- Совместная творческая деятельность учащихся.
Цели:
- Организовать занимательные занятия;
- Создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей;
- Научить детей работать и создавать творчество;
- Снять перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.
Воспитательное развитие:
Научить ребенка творческому видению, так как именно это умение отличает человека – творца, человека – созидателя. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этой цели;
Умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;
Учащиеся сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок;
Работа с бумагой, картоном, тканью, пластилином дает возможность предотвратить перегрузки учеников, освободить его от страха перед трудностями, приобщить к творчеству;
Создание коллективного творчества дает возможность уважительно относиться к инициативе товарища, научиться воспринимать работу целостно, как свою собственную.
Технические задачи - это средство формирования творческого отношения к труду.
Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения – это качества, без которых невозможен эффективный труд ни в одной из сфер человеческой деятельности. В его основе, как свидетельствуют исследования психологов, лежит развитое техническое мышление. Оно характеризуется, в частности, способностью к пространственному воображению, умением связывать теорию с практикой.
Конструкторские задачи – эти задачи связаны с выбором наиболее рациональных способов соединения их между собой и отделки поверхностей изделия.
Технологические задачи – эти задачи связаны главным образом с рациональным раскроем материала, определением порядка изготовления отдельных деталей, выбором способов сборки изделий, повышением качества выполняемой работы и экономным расходованием рабочего времени Их учащиеся выполняют самостоятельно, используя знания и умения, полученные ранее на занятиях по труду и другим учебным предметам.
Художественно-эстетические задачи – в настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России.
Содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусств должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” - писал В.А.Сухомлинский. Практика подтвердила эти справедливые слова. Детские рисунки и поделки всегда привлекают педагогов и психологов, и это не случайно, т.к. по нему можно определить психологическое состояние ученика, его умственное развитие, данные имеющихся у него знаний и умений. Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяясь, тем не менее не должны надоедать учащимся. В этих случаях учитель должен быть терпелив и вносить как можно больше фантазии и разнообразия в урок.
Развитие общей, тонкой и крупной моторики у детей (пальчиковой гимнастики рук) при рисовании, лепке, художественного труда надо начинать с раннего детства и продолжать на уроках ИЗО в школьные годы. Почему так важно для развития тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь и память. Чтобы заинтересовать учащихся и помочь им овладеть им новой информацией, учитель должен увлечь и настроить на развитие фантазии и воображения. Придумать интересное занятие для развития кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующих развитию пальчиковой моторики, речи, внимания и памяти, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого учащегося, его детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих учащихся, их близких, общества. Роль учителя в этом – ненавязчиво помочь учащимся:
- подобрать материал, информацию, инструменты;
- обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных наводящих вопросов;
- создать атмосферу доброжелательности;
- одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
- научить кратко записывать результаты своей деятельности;
- дать четкий анализ выполненного проекта.
Учитель должен обладать педагогическим мастерством – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, где ученик строит свои знания и умения самостоятельно и в совместном поиске.
Алгоритм технологии создания коллективного проекта.
Индукция (“индуктор” - лат. “ввожу, побуждаю”). Создание эмоционального настроения, личного отношения к проекту.
Работа с учащимися:
- самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы – схемы – рисунка;
- социоконструкция – построение этих элементов группой учащихся;
- социализация – обсуждение всего, созданного индивидуально и в группах; рассмотрение всех услышанных гипотез и мнений;
- афиширование – обсуждение проектов- работ всех учащихся в классе;
- разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты и несоответствия своего старого знания новому, подвигающее к углублению в проблему, к поиску.
Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств, знания.
Рефлексия – переосмысление личностью содержания своего опыта, способствующее изменению самосознания, поведения, общения, мышления, деятельности.
Рефлексия – один из ведущих механизмов саморазвития личности ученика.
Система рефлексии включает в себя:
- Рефлексию учащимися своего учебного опыта;
- Рефлексию учащимися своей деятельности;
- Рефлексию общения;
- Рефлексию учащимися своей личности;
- Рефлексию школьниками деятельности учителя.
- Системная рефлексия предполагает использование разнообразных педагогических техник проведения (рисунок, проект, тесты, анкеты и т.д.)
Технология развития критического мышления
Это комплекс методических приемов обучения, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся.
Базовая модель технологии: вызов – осмысление – размышление.
1 стадия – вызов. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений.
2 стадия – осмысление. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны осмыслить.
3 стадия – размышление (рефлексия). Осмысление и структуризация полученной информации.
Мозговой штурм учащихся. Правила мозгового штурма.
Участвуют все.
- Все высказываются и все слушают.
- Все имеют равные права.
- Высказанные мысли и предложения не критикуют.
План мозгового штурма.
- Предложена проблема;
- Образуются рабочие группы;
- Каждая группа выбирает лидера, фиксирует схему проекта всех участников группы;
- На этом этапе обсуждается каждая идея, и определяется, способствует ли она решению вопроса;
- Идеи обогащаются, корректируются, совершенствуются и выстраиваются в соответствии с их значимостью;
- По возможности группа выбирает единое мнение;
- В конечном итоге готовый проект представляют к защите.
Заключение
Коллективная деятельность учащихся позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. В.М. Неменский в книге “Мудрость красоты” дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В программе “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества” под редакцией Т.Я.Шляпниковой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод проведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.
Литература.
- Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва Издательский центр "Вентана-Граф" 2013г.
- Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Москва 2011г.
- Байкова А.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва 2012г.
- Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. Владас. Москва 2013 г.
- Колякина В.И. Методика организация уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2012 г.
- Проснякова Т.Н. Методические рекомендации для учителя. Уроки мастерства. Москва 2013г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва 2007 г.
- Шляпникова Т.Я. Основы декоративно-прикладного искусства. Москва 2004 г.
- Горяева Н.А. Островская О.В. Д.П.И. в жизни человека. Москва. Просвещение 2013 г.
- Горяева Н.А. ИЗО и художественный труд. Москва. Просвещение 2011 г.
- Логунова Т.В. Первые уроки дизайна. Москва. Дрофа 2014г.
- Журавлева А.П. Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей. Москва. Просвещение. 2012 г.