Роль педагога в развитии творческих компетенций учащихся в процессе создания коллективного проекта

Разделы: Профессия — педагог


Главной задачей современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача учителя в современной школе состоит в том, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными и уверенными в себе. Учителю необходимо также развить творческую среду для выявления одаренных ребят.

Организация творческой деятельности детей всегда являлась объектом психолого-педагогических и методических исследований. Важное место в педагогической деятельности учителя занимает формирование ключевых компетенций обучающихся.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения.

Компетенция – способность человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение какой-либо деятельности.

Под ключевыми компетенциями обучающихся предполагают интеллектуальные и личностные компетенции.

Интеллектуальные компетенции:

  • способность к развитию мыслительных операций;
  • гибкость мышления;
  • готовность памяти;
  • зоркость в поисках проблем;
  • способность к воображению, фантазии;
  • легкость генерирования идей;
  • способность к доработке деталей, совершенствованию первоначального замысла.

Личностные компетенции:

  1. коммуникабельность;
  2. участие в совместном принятии решений;
  3. толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми различных культур, языков и религий;
  4. самостоятельность;
  5. потребность в поиске нужного подбора литературы;
  6. умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;
  7. приоритет целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя.

В настоящее время всё больше уделяется внимание культурно-образовательным, информационным и творческим формам работы с детьми в области образования. Постоянно учитываются изменяющиеся условия жизнедеятельности и потребности детей, их стремление к познанию творческой деятельности.

Великий французский энциклопедист и просветитель Дени Дидро сказал: “Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в этой области наук, искусства и ремесел”. Хотя это сказано два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

Для того чтобы творческая деятельность подростка была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

Тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому пошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Приобщая детей к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность с богатой фантазией.

Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со своими сверстниками. С этой целью, я организую в классах рабочие группы, для создания коллективных проектов по необходимым темам. Коллективная проектная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

Информационная – обмен чувственной и познавательной информацией.

Контактная – готовность к приёму и передаче информации.

Координационная – согласование действий и организация взаимодействия.

Персептивная – восприятие и понимание друг друга.

Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном создании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творческого проекта, определяют следующие показатели:

  • Общности интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективного проекта;
  • Неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
  • Гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;
  • Доверие и взаимопомощь между членами коллектива;
  • Сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров;
  • Снятие перегрузки у учащихся, освобождение от страха перед трудностью, приобщение к творчеству.

Рождение замысла и воплощение его в эскизах – это один из самых важных и ответственных моментов творческого проекта. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы.

Законченные эскизы проектов внимательно просматривают, обсуждают все вместе.

При выполнении коллективных проектов не следует оставлять учеников без внимания и помощи учителя. Они должны чувствовать, что есть опытный учитель – помощник, который верно направляет работу на любом этапе. Учитель должен быть тактичным, внимательным ко всем самостоятельным мыслям учащихся и вместе с тем принципиальным к проявлению безвкусицы и пошлости, бессмысленного подражательства.

Обсуждение готовых проектов чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в этом участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова для выражения своего эмоционального отношения. Учителю, опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направить обсуждение в нужное русло.

Технология художественного моделирования из бумаги, картона, ткани, конструирования моделей, дизайн, проектирование интерьера предусматривает задачи:

  • Технические;
  • Конструкторские;
  • Экономические;
  • Художественно-эстетические;
  • Повышение интеллекта и творчества;
  • Совместная творческая деятельность учащихся.

Цели:

  • Организовать занимательные занятия;
  • Создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей;
  • Научить детей работать и создавать творчество;
  • Снять перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.

Воспитательное развитие:

Научить ребенка творческому видению, так как именно это умение отличает человека – творца, человека – созидателя. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этой цели;

Умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли;

Учащиеся сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок;

Работа с бумагой, картоном, тканью, пластилином дает возможность предотвратить перегрузки учеников, освободить его от страха перед трудностями, приобщить к творчеству;

Создание коллективного творчества дает возможность уважительно относиться к инициативе товарища, научиться воспринимать работу целостно, как свою собственную.

Технические задачи - это средство формирования творческого отношения к труду.

Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения – это качества, без которых невозможен эффективный труд ни в одной из сфер человеческой деятельности. В его основе, как свидетельствуют исследования психологов, лежит развитое техническое мышление. Оно характеризуется, в частности, способностью к пространственному воображению, умением связывать теорию с практикой.

Конструкторские задачи – эти задачи связаны с выбором наиболее рациональных способов соединения их между собой и отделки поверхностей изделия.

Технологические задачи – эти задачи связаны главным образом с рациональным раскроем материала, определением порядка изготовления отдельных деталей, выбором способов сборки изделий, повышением качества выполняемой работы и экономным расходованием рабочего времени Их учащиеся выполняют самостоятельно, используя знания и умения, полученные ранее на занятиях по труду и другим учебным предметам.

Художественно-эстетические задачи – в настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России.

Содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусств должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” - писал В.А.Сухомлинский. Практика подтвердила эти справедливые слова. Детские рисунки и поделки всегда привлекают педагогов и психологов, и это не случайно, т.к. по нему можно определить психологическое состояние ученика, его умственное развитие, данные имеющихся у него знаний и умений. Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяясь, тем не менее не должны надоедать учащимся. В этих случаях учитель должен быть терпелив и вносить как можно больше фантазии и разнообразия в урок.

Развитие общей, тонкой и крупной моторики у детей (пальчиковой гимнастики рук) при рисовании, лепке, художественного труда надо начинать с раннего детства и продолжать на уроках ИЗО в школьные годы. Почему так важно для развития тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь и память. Чтобы заинтересовать учащихся и помочь им овладеть им новой информацией, учитель должен увлечь и настроить на развитие фантазии и воображения. Придумать интересное занятие для развития кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующих развитию пальчиковой моторики, речи, внимания и памяти, пространственного восприятия и воображения.

Таким образом, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Главнейший основополагающий принцип метода проектов - исходить из интересов самого учащегося, его детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих учащихся, их близких, общества. Роль учителя в этом – ненавязчиво помочь учащимся:

  • подобрать материал, информацию, инструменты;
  • обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных наводящих вопросов;
  • создать атмосферу доброжелательности;
  • одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
  • научить кратко записывать результаты своей деятельности;
  • дать четкий анализ выполненного проекта.

Учитель должен обладать педагогическим мастерством – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, где ученик строит свои знания и умения самостоятельно и в совместном поиске.

Алгоритм технологии создания коллективного проекта.

Индукция (“индуктор” - лат. “ввожу, побуждаю”). Создание эмоционального настроения, личного отношения к проекту.

Работа с учащимися:

  • самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы – схемы – рисунка;
  • социоконструкция – построение этих элементов группой учащихся;
  • социализация – обсуждение всего, созданного индивидуально и в группах; рассмотрение всех услышанных гипотез и мнений;
  • афиширование – обсуждение проектов- работ всех учащихся в классе;
  • разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты и несоответствия своего старого знания новому, подвигающее к углублению в проблему, к поиску.

Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств, знания.

Рефлексия – переосмысление личностью содержания своего опыта, способствующее изменению самосознания, поведения, общения, мышления, деятельности.

Рефлексия – один из ведущих механизмов саморазвития личности ученика.

Система рефлексии включает в себя:

  • Рефлексию учащимися своего учебного опыта;
  • Рефлексию учащимися своей деятельности;
  • Рефлексию общения;
  • Рефлексию учащимися своей личности;
  • Рефлексию школьниками деятельности учителя.
  • Системная рефлексия предполагает использование разнообразных педагогических техник проведения (рисунок, проект, тесты, анкеты и т.д.)

Технология развития критического мышления

Это комплекс методических приемов обучения, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся.

Базовая модель технологии: вызов – осмысление – размышление.

1 стадия – вызов. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений.

2 стадия – осмысление. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны осмыслить.

3 стадия – размышление (рефлексия). Осмысление и структуризация полученной информации.

Мозговой штурм учащихся. Правила мозгового штурма.

Участвуют все.

  • Все высказываются и все слушают.
  • Все имеют равные права.
  • Высказанные мысли и предложения не критикуют.

План мозгового штурма.

  1. Предложена проблема;
  2. Образуются рабочие группы;
  3. Каждая группа выбирает лидера, фиксирует схему проекта всех участников группы;
  4. На этом этапе обсуждается каждая идея, и определяется, способствует ли она решению вопроса;
  5. Идеи обогащаются, корректируются, совершенствуются и выстраиваются в соответствии с их значимостью;
  6. По возможности группа выбирает единое мнение;
  7. В конечном итоге готовый проект представляют к защите.

Заключение

Коллективная деятельность учащихся позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. В.М. Неменский в книге “Мудрость красоты” дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В программе “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества” под редакцией Т.Я.Шляпниковой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод проведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.

Презентация.

Литература.

  1. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва Издательский центр "Вентана-Граф" 2013г.
  2. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Москва 2011г.
  3. Байкова А.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва 2012г.
  4. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. Владас. Москва 2013 г.
  5. Колякина В.И. Методика организация уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2012 г.
  6. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации для учителя. Уроки мастерства. Москва 2013г.
  7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва 2007 г.
  8. Шляпникова Т.Я. Основы декоративно-прикладного искусства. Москва 2004 г.
  9. Горяева Н.А. Островская О.В. Д.П.И. в жизни человека. Москва. Просвещение 2013 г.
  10. Горяева Н.А. ИЗО и художественный труд. Москва. Просвещение 2011 г.
  11. Логунова Т.В. Первые уроки дизайна. Москва. Дрофа 2014г.
  12. Журавлева А.П. Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей. Москва. Просвещение. 2012 г.