Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках литературы

Разделы: Русский язык


На протяжении многих десятков лет предмет литература был одним из самых важных в школе. Но в девяностые годы, в период реформ, в образовании отношение к этому предмету стало меняться не в лучшую сторону: отменили обязательный экзамен по литературе, уменьшилось количество часов в базисном плане. Мыслящие люди России не могли не беспокоиться по этому поводу. В.Непомнящий писал: “Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, “Тихого Дона”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя”. Как учитель я обязана сделать всё, что в моих силах: помочь современным детям, воспитанным в новых социальных условиях прикоснуться к национальному достоянию в соответствии с их индивидуальными способностями. Нельзя утверждать, что дети мало читают. В каждом классе есть разные ученики. Одни уже летом перечитали все произведения и ждут ответы на волнующие их вопросы, а другие, к сожалению, нуждаются в создании особой мотивации, чтобы освоить произведение хотя бы в кратком изложении. Возникает вопрос: как организовать учебный процесс, чтобы включить в него каждого ученика. Решение этой проблемы мне видится в осуществлении на уроке дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Отправной точкой в изучении теории дифференцированного обучения в школе стало учебно-методическое пособие “Энциклопедия образовательных технологий” под редакцией Г.К. Селевко. По определению Г.К. Селевко “Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Реализация дифференцированного подхода предполагает формирование гомогенных типологических групп школьников”.

В дидактике предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы. Одни ученые предлагают объединять учащихся по успеваемости, устойчивости интереса и уровню познавательной самостоятельности, другие исходят из устойчивости восприятия, уровня развития памяти, типа мышления, третьи называют следующие признаки: успеваемость по предмету, темп работы, информированность по предмету; способности, взаимоотношения учащихся.

В своей практике я чаще всего применяю дифференциацию по уровню успеваемости и информированности по предмету, по уровню достижений (имеющие высокую мотивацию, успевающие, неуспевающие).

Для обучающихся с высоким уровнем развития необходимо подготовить задания, соответствующие их степени интеллектуальных запросов. Такие дети приходят на урок литературы с хорошим знанием содержания текста. После традиционной беседы по прочитанному и выявлению обязательного базового уровня знаний для учителя становится главным помочь им осуществить более глубокое познание произведения. Работу организовать можно в парах и даже в группах, если количество детей с высокой мотивацией к учению большое. В их кругу меняется функция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся. Как правило, карточки содержат вопросы, нацеленные на обострение внимания учащихся к художественной детали, философское и историческое осмысление позиции писателя. Приоритетными становятся исследовательский и проектный методы обучения. В новой редакции учебников Зинина С.А., Сахарова В.И., Чалмаева В.А. есть хорошее подспорье для учителя: темы коллективных и индивидуальных проектов. В качестве примера организации работы в группе с хорошей информированностью по предмету можно привести сопоставительный анализ поэтических переводов “Слова о полку Игореве”. Каждый член группы читает поэму в переводе определённого автора (В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого) и далее сопоставляет лексику, форму слов, особенности их употребления в определённом фрагменте (например, Слово Святослава). Далее обучающиеся делают вывод о сходстве и различии с языком оригинала и перевода Лихачёва, которые помещены в учебнике. (Все переводы очень близки к оригиналу, перевод Заболоцкого самый поэтичный). В качестве проекта авторы учебного пособия предлагают создавать тесты-викторины (например, “Знаете ли вы “Горе от ума”) или словари - комментарии (например, “Крылатые выражения в комедии “Горе от ума”). Для юных исследователей интерес представляют задания, предполагающие интеграцию предметов: например, литература-история, литература - музыка. Такие задания лучше давать на дом, так как необходимо подобрать материал, работая с дополнительной литературой. Изучая поэзию, дети часто обнаруживают, что уже слышали то или иное произведение в музыкальном сопровождении. Расширить знания о значении творчества того или иного поэта можно путём выполнения исследовательской работы. (Например, “Влияние поэзии Лермонтова на творчество русских композиторов”).

Особую группу для учителя литературы представляют слабоуспевающие дети. Их нельзя ставить в ситуацию вопроса и быстрого ответа на него. Необходимо выяснить причины неуспеваемости (проблемы в развитии памяти, внимания, логического мышления, отсутствие устойчивой познавательной мотивации) и помочь овладеть самыми необходимыми знаниями, потому что нельзя воспитать нравственную личность без понимания русской классики. Решение проблемы мне видится в чётком отборе учебного материала с постепенным его увеличением с учётом индивидуальных достижений ученика. Не стоит ждать от слабого ученика хорошего знания текста всего произведения. Некоторые дети испытывают чувство растерянности при виде большого объёма произведения. Необходимо помочь таким обучающимся отобрать материал для обязательного прочтения в оригинале произведения и в критической статье учебника. Если слабый ученик получил задание охарактеризовать образ героя, то ему лучше предложить план с указанием конкретных глав, без прочтения которых нельзя составить характеристику. Эту работу дети могут выполнять в парах или в малых группах. Иногда к группе слабоуспевающих целесообразно подключать сильного ученика в качестве консультанта, который будет не подсказывать, а посредством наводящих вопросов помогать выстраивать план ответа. Для этой группы обучающихся важна ситуация успеха. Все достижения, даже самые незначительные, должны быть отмечены. Проанализированный отдельный эпизод может стать побуждающим фактором для прочтения пусть не целого произведения, но хотя бы нескольких глав.

Основную часть класса чаще всего составляют ученики со средними способностями, среди которых есть те, у кого сформирована положительная мотивация к обучению и те, кто нуждается в стимулировании. Среди этих детей применяю персональную дифференциацию (учащиеся выполняют индивидуальные задания с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя). Задание, которое ребёнок представляет как индивидуальное, побуждает его выполнить до конца, потому что за него предполагается оценка. Если на уроке ученик не успевает, он как правило заканчивает его дома, потому что есть стимул получить хорошую оценку.

Перед началом апробации дифференцированного подхода передо мной стоял вопрос : на каком этапе урока лучше применять дифференциацию? В результате работы я пришла к выводу, что это может быть любой этап, всё зависит от сложности темы и типа урока. Начинать необходимо с дифференцированных домашних заданий. Тем, кто произведение летом не читал, конечно, в первую очередь необходимо познакомиться с текстом, а вот, тем, кто знает сюжет, понял идею, будут интересны и творческие задания и работа с дополнительной литературой: литературоведческими словарями, критическими статьями, справочниками по истории. Сначала учитель должен сориентировать детей в выборе, а далее они могут выбирать задания сами.

Дифференцированные задания можно предлагать во время знакомства с новой темой. Например, обучающиеся писали домашнее сочинение. На следующий урок они приносят свои творческие работы. Давать дополнительные задания по новой теме можно только желающим, чтобы не перегружать учеников, поэтому изучение биографии следующего писателя можно осуществить в группах. Те, кто работают на высоком и среднем уровне, готовят викторину без помощи учителя, подбирают дополнительные сведения из различных источников, освещают определённые вопросы. Слабоуспевающие дети под руководством учителя составляют хронологическую таблицу или конспект по учебнику.

На этапе закрепления навыков анализа текста дифференциация особенна необходима. Для тех, кто хорошо знаком с содержанием произведения будет интересна работа по составлению сравнительных характеристик образов изучаемого произведения с ранее изученными. (Например, найти черты сходства Печорина с Онегиным). В то время как слабоуспевающие будут работать над характеристикой конкретного образа данного урока.

На уроках развития речи тоже уместен дифференцированный подход. Выбор тем для написания сочинения должен быть большой. Детей с низкой информированностью по предмету целесообразно направлять на создание сочинений-рассуждений, так как итоговая работа по литературе выполняется именно в этом жанре, для тех, кто владеет навыками рассуждения проблемного характера можно предложить и написание рецензии и сопоставительный анализ с ранее изученными произведениями.

Особую работу необходимо проводить с детьми, проявляющими повышенный интерес к предмету литература, желающими в дальнейшем связать свою жизнь с филологией. Как правило такие обучающиеся участвуют в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах чтецов, в олимпиадах. Эти дети нуждаются не только в особом внимании на уроке, но и индивидуальных консультациях, на которых их необходимо сориентировать на современные требования на олимпиаде по литературе (приоритетное задание – комплексный анализ текста), на требования к исследовательским работам.

Если учителю не безразлично будущее России, его волнует “вопрос национальной безопасности”, его работа будет нацелена на успех в обучении каждого учащегося,  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

Литература

  1. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. 3.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. - Москва: 1986.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование,