Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация” “Безопасность”, “Здоровье”, “Социализация”.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования (“Познание”)
- Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слова “Древесина”
- Обогащать представления детей об источниках опасности в быту (“Безопасность”)
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира (“Познание”)
- Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций (“Здоровье” (“Безопасность”))
- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (“Коммуникация”)
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия (“Социализация”)
- Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно (“Коммуникация”)
- Воспитывать культуру поведения детей и толерантности по отношению друг к другу (“Социализация”)
Предварительная работа:
Педагога:
- изучение методической литературы;
- приготовление раздаточного материала;
Педагога с детьми:
- загадывание загадок;
- наблюдение за деревьями;
- рассматривание картинок, иллюстраций, энциклопедий;
- чтение художественной литературы К. Чуковский “Чудо-дерево”;
- раскрашивание раскрасок с изображением домов, деревьев;
- малоподвижная игра “С какого дерева листок”,
- подвижная игра “Раз, два, три к дереву беги”;
Демонстрационный материал:
- деревянные брусочки (по количеству детей) ,
- емкости с водой,
- спички,
- нож,
- большой лист бумаги,
- маркер, мяч.
Раздаточный материал:
- деревянные брусочки (по количеству детей)
Методические приемы:
- создание проблемной ситуации: “Из чего сделаны бруски”;
- опыты;
- решение исследовательских и логических задач;
- опросы и напоминания;
- игра “Деревянные предметы”;
Ход работы
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам поиграть в исследователей! А исследовать мы будем….
Стук в дверь.
Приходит домой Кузя. У него в коробе лежат деревянные брусочки.
Кузя: Здравствуйте, дети! Я нашел в своем сундуке вот эти предметы, что это такое, из чего они сделаны, и что с ними делать не знаю. А раз вы исследователи, вы обязательно должны мне помочь.
Воспитатель: Дети, поможем Кузе? Давайте рассмотрим эти предметы. (Раздаю детям бруски).
Воспитатель: Что же это такое? (Это деревянные брусочки.)
Воспитатель: Что значит деревянные? (Деревянные- значит сделанные из дерева)
Воспитатель: А кто их сделал? (Человек).
Воспитатель: Я нарисую на листе бумаги простое изображение дерева и человека, чтобы вы запомнили, что бруски эти сделаны из дерева и их сделал человек.
Исследовательская деятельность.
Опыт 1.
Воспитатель: Теперь определим свойства деревянных предметов. А ты, Кузя, внимательно следи за тем, что мы будем делать. Возьмите в одну руку лупу, в другую деревянный брусок, посмотрите через лупу на брусок, что вы видите? (дети пытаются посмотреть сквозь брусок, (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, деревянный брусок - не прозрачный, сквозь него ничего не видно, молодцы вы очень наблюдательные!
Опыт 2.
Воспитатель: Приступаем к следующему опыту. Какая поверхность у деревянного бруска? Проведите рукой по спилу дерева. Что вы ощущаете? (ответы детей)
Воспитатель: Замечательно, дерево – шероховатое.
Воспитатель: Я зарисую это свойство.
Опыт 3.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сможем мы переломить брусочки? (Дети предполагают: что смогут, не смогут).
Воспитатель: Кузя, а как ты думаешь сможем мы переломить брусочки?
Кузя: Давайте попробуем.
Воспитатель: Переломились? (нет). Значит они какие? (Прочные). Зарисую это свойство на нашем листе.
Опыт 4.
Воспитатель: Дети, что случится, если уронить, брусочки на пол? (Они разобьется, или не разобьется). Кузя, проверим наши предположения: уроним на пол брусок. Бьется брусок? (Не бьется). Зарисую это качество.
Опыт 5.
Воспитатель: Что произойдет, если опустить деревянные бруски в тазик с водой? (Дети предполагают: утонет, не утонет).
Воспитатель: Кузя, а как ты думаешь, утонет наш кусочек?
Кузя: Думаю утонет, он же тяжелый и через него ничего не видно.
Воспитатель: Проведем опыт, опустим деревянные бруски в воду.
(Дети подходят к ванночкам с водой).
Воспитатель: Что происходит с брусками? (Плавают)
Воспитатель: Правильно, плавают в воде. Не тонут. Зарисую это свойство.
Дети оставляют свои бруски на подносе. Возвращаются на стулья.
Опыт 6.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, смогу ли я разрезать деревянный брусок ножом? (сможете, не сможете).
Воспитатель: Кузя, а ты как думаешь?
Кузя: Думаю, что нельзя разрезать деревянный брусок. Да и ножа у нас нет.
Воспитатель: Скажите, ребята, а почему я вам не раздала ножи? (Ножи острые. Мы маленькие можем пораниться. Маленьким детям нельзя брать в руки ножи).
Воспитатель: А теперь, дети и ты Кузя, посмотрите внимательно, что я делаю.
Воспитатель срезает ножом тонкую лучину от деревянного бруска. Воспитатель: Деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие. Зарисуем схематически это свойство.
Опыт 7.
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужен огонь. Дети, вам можно зажигать огонь? Почему? Как вы думаете, что случится, если я подержу лучину над огнем? (ничего не случится, нагреется, будет гореть.)
Если из перечисленных предположений дети что-то не назовут, то Кузя даст свою версию
Воспитатель: с огнем люди обращаются осторожно. (Зажигает спичку. Подводит лучину к огню).
Воспитатель: Дерево горит. Схематически зарисуем свойство горения.
Кузя: Давайте теперь вспомним, что мы узнали о деревянном бруске? Для этого воспользуемся рисунками.
Несколько дети составляют рассказ:
— Это — деревянный брусок. Его сделал человек. Он шероховатый; прочный; не бьется; в воде не тонет; режется, но с трудом; горит.
Воспитатель: Такими свойствами обладают и другие предметы, сделанные из дерева. Давайте теперь посмотрим внимательно вокруг и найдем деревянные предметы. Кому я кину мяч, тот называет деревянный предмет.
Проводится дидактическая игра “Деревянные предметы”
Воспитатель: Да, вы очень сообразительные и самые настоящие исследователи. Что вам больше всего понравилось? (проводить опыты, играть в игру, смотреть на опыт и т. д.)
Кузя: Вика, Тема - вы очень порадовали меня своей сообразительностью, Злата, Вася, Соня - были самыми внимательными, а Валера, Артем, Варя – такие любознательные! Алан, Рауль, Мадина – наблюдательные. Я благодарен вам за помощь. Я много нового узнал о деревянных предметах.
Домовой прощается с детьми и уходит.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Занятие закончено!