Познавательно-исследовательская деятельность "Древесина и ее свойства"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация” “Безопасность”, “Здоровье”, “Социализация”.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования (“Познание”)
  2. Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слова “Древесина”
  3. Обогащать представления детей об источниках опасности в быту (“Безопасность”)

Развивающие задачи:

  • Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира (“Познание”)
  • Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций (“Здоровье” (“Безопасность”))
  • Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (“Коммуникация”)

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия (“Социализация”)
  • Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно (“Коммуникация”)
  • Воспитывать культуру поведения детей и толерантности по отношению друг к другу (“Социализация”)

Предварительная работа:

Педагога:

  • изучение методической литературы;
  • приготовление раздаточного материала;

Педагога с детьми:

  • загадывание загадок;
  • наблюдение за деревьями;
  • рассматривание картинок, иллюстраций, энциклопедий;
  • чтение художественной литературы К. Чуковский “Чудо-дерево”;
  • раскрашивание раскрасок с изображением домов, деревьев;
  • малоподвижная игра “С какого дерева листок”,
  • подвижная игра “Раз, два, три к дереву беги”;

Демонстрационный материал:

  • деревянные брусочки (по количеству детей) ,
  • емкости с водой,
  • спички,
  • нож,
  • большой лист бумаги,
  • маркер, мяч.

Раздаточный материал:

  • деревянные брусочки (по количеству детей)

Методические приемы:

  • создание проблемной ситуации: “Из чего сделаны бруски”;
  • опыты;
  • решение исследовательских и логических задач;
  • опросы и напоминания;
  • игра “Деревянные предметы;

Ход работы

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам поиграть в исследователей! А исследовать мы будем….

Стук в дверь.

Приходит домой Кузя. У него в коробе лежат деревянные брусочки.

Кузя:  Здравствуйте, дети! Я нашел в своем сундуке вот эти предметы, что это такое, из чего они сделаны, и что с ними делать не знаю. А раз вы исследователи, вы обязательно должны мне помочь.

Воспитатель: Дети, поможем Кузе? Давайте рассмотрим эти предметы. (Раздаю детям бруски).

Воспитатель: Что же это такое? (Это деревянные брусочки.)

Воспитатель: Что значит деревянные? (Деревянные- значит сделанные из дерева)

Воспитатель: А кто их сделал? (Человек).

Воспитатель: Я нарисую на листе бумаги простое изображение дерева и человека, чтобы вы запомнили, что бруски эти сделаны из дерева и их сделал человек.

Исследовательская деятельность.

Опыт 1.

Воспитатель: Теперь определим свойства деревянных предметов. А ты, Кузя, внимательно следи за тем, что мы будем делать. Возьмите в одну руку лупу, в другую деревянный брусок, посмотрите через лупу на брусок, что вы видите? (дети пытаются посмотреть сквозь брусок, (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, деревянный брусок - не прозрачный, сквозь него ничего не видно, молодцы вы очень наблюдательные!

Опыт 2.

Воспитатель: Приступаем к следующему опыту. Какая поверхность у деревянного бруска? Проведите рукой по спилу дерева. Что вы ощущаете? (ответы детей)

Воспитатель: Замечательно, дерево – шероховатое.

Воспитатель: Я зарисую это свойство.

Опыт 3.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, сможем мы переломить брусочки? (Дети предполагают: что смогут, не смогут).

Воспитатель: Кузя, а как ты думаешь сможем мы переломить брусочки?

Кузя: Давайте попробуем.

Воспитатель: Переломились? (нет). Значит они какие? (Прочные). Зарисую это свойство на нашем листе.

Опыт 4.

Воспитатель: Дети, что случится, если уронить, брусочки на пол? (Они разобьется, или не разобьется). Кузя, проверим наши предположения: уроним на пол брусок. Бьется брусок? (Не бьется). Зарисую это качество.

Опыт 5.

Воспитатель: Что произойдет, если опустить деревянные бруски в тазик с водой? (Дети предполагают: утонет, не утонет).

Воспитатель: Кузя, а как ты думаешь, утонет наш кусочек?

Кузя: Думаю утонет, он же тяжелый и через него ничего не видно.

Воспитатель: Проведем опыт, опустим деревянные бруски в воду.

(Дети подходят к ванночкам с водой).

Воспитатель: Что происходит с брусками? (Плавают)

Воспитатель: Правильно, плавают в воде. Не тонут. Зарисую это свойство.

Дети оставляют свои бруски на подносе. Возвращаются на стулья.

Опыт 6.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, смогу ли я разрезать деревянный брусок ножом? (сможете, не сможете).

Воспитатель: Кузя, а ты как думаешь?

Кузя: Думаю, что нельзя разрезать деревянный брусок. Да и ножа у нас нет.

Воспитатель: Скажите, ребята, а почему я вам не раздала ножи? (Ножи острые. Мы маленькие можем пораниться. Маленьким детям нельзя брать в руки ножи).

Воспитатель: А теперь, дети и ты Кузя, посмотрите внимательно, что я делаю.

Воспитатель срезает ножом тонкую лучину от деревянного бруска. Воспитатель: Деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие. Зарисуем схематически это свойство.

Опыт 7.

Воспитатель: Для следующего опыта нам нужен огонь. Дети, вам можно зажигать огонь? Почему? Как вы думаете, что случится, если я подержу лучину над огнем? (ничего не случится, нагреется, будет гореть.)

Если из перечисленных предположений дети что-то не назовут, то Кузя даст свою версию

Воспитатель: с огнем люди обращаются осторожно. (Зажигает спичку. Подводит лучину к огню).

Воспитатель: Дерево горит. Схематически зарисуем свойство горения.

Кузя: Давайте теперь вспомним, что мы узнали о деревянном бруске? Для этого воспользуемся рисунками.

Несколько дети составляют рассказ:

— Это — деревянный брусок. Его сделал человек. Он шероховатый; прочный; не бьется; в воде не тонет; режется, но с трудом; горит.

Воспитатель: Такими свойствами обладают и другие предметы, сделанные из дерева. Давайте теперь посмотрим внимательно вокруг и найдем деревянные предметы. Кому я кину мяч, тот называет деревянный предмет.

Проводится дидактическая игра “Деревянные предметы”

Воспитатель: Да, вы очень сообразительные и самые настоящие исследователи. Что вам больше всего понравилось? (проводить опыты, играть в игру, смотреть на опыт и т. д.)

Кузя: Вика, Тема - вы очень порадовали меня своей сообразительностью, Злата, Вася, Соня - были самыми внимательными, а Валера, Артем, Варя – такие любознательные! Алан, Рауль, Мадина – наблюдательные. Я благодарен вам за помощь. Я много нового узнал о деревянных предметах.

Домовой прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Занятие закончено!