Цель занятия: формирование у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
- Продолжить формирование элементарных экологических понятий, выделив взаимные связи “природа-человек”, показать последствия воздействия человека на природу.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе в целом как важному элементу жизнеобеспечения живых организмов.
- Формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- Продолжить формирование убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Развивающие:
- Развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- Развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
- Развивать познавательный интерес учащихся к глобальным проблемам современности.
Место проведения: классная комната.
Оборудование: мультимедийная установка, плакаты, нарисованные каждой группой, глобус.
Материалы для поделки: четыре капсулы от “киндер-сюрпризов”; пустые стержни от шариковых ручек; ножницы; мелкие пуговицы (или другие материалы на выбор: художественные масляные краски, маркеры для дисков или для надписей по пластику, самоклеющаяся цветная пленка, цветная бумага); клей “Момент”; большая крышка от моющих средств или шампуня; элементы искусственного пластмассового цветка; палочка от конфеты “Чупа-чупс”.
Пояснительная записка.
С момента появления человека познание природы было одним из необходимых условий его выживания. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Известно, что все живые организмы тесно взаимосвязаны и находятся в равновесии с окружающей неживой природой. Чтобы не разрушить эту гармонию, важно жить в соответствии с законами развития живого, вписываться в их ход. Жизнь на нашей планете - уникальное явление, и каждый должен сделать все возможное для ее процветания.
Велико значение экологических знаний в практической деятельности человека. Каждый день мы пьем молоко коров, едим хлеб, испеченный из ржаной или пшеничной муки, заквашенный на дрожжах, одеваемся в одежду из хлопка или шерсти. Вся наша жизнь связана с продуктами, которые дают нам растения, животные, грибы и микроорганизмы. Экологические знания применяются в сельском хозяйстве, здравоохранении, пищевой и легкой промышленности - практически во всех отраслях хозяйства.
Природа - не только ресурс, который используется в хозяйстве, но и объект эстетического удовлетворения, нравственного совершенствования, просто среда жизни человека как биологического вида. В условиях увеличения производства и роста численности населения Земли становится все труднее сохранять уникальность природных объектов. Угроза исчезновения нависла над многими видами животных и растений.
Человек должен найти разумное сочетание растущего воздействия на природу с заботой о ней. Каким образом можно достичь этого? На данном занятии дети получат знания об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
На доске – эпиграф мероприятия:
“Мы унаследовали Землю от наших предков.
Мы берем ее взаймы у наших потомков”.
Антуан де Сент-Экзюпери
Ход мероприятия
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.). | ||
Цель этапа (учителя) - Взаимные приветствия учителя и учащихся. - Проверка подготовленности учащихся к уроку. -Быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса. |
Цель этапа (ученика) - Взаимные приветствия учителя и учащихся; |
|
Приветствие. | Дети заходят, встают у своих мест. Рассаживаются по группам так, как готовили свои работы |
|
Мотивационный этап (5 мин.). | ||
Цель этапа (учителя). - Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся. - Постановка перед учащимися учебной проблемы. |
Цель этапа (ученика). - Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала |
|
Прочитайте эпиграф, записанный на
доске. - Что имел в виду автор этих строк? |
Читают эпиграф, рассматривают плакаты,
заранее нарисованные каждой группой. Ответы детей. |
|
№1-2. | Обобщение учителем ответов детей. У каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: “Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ". Значит пересесть из него просто некуда”. |
Дети внимательно слушают. |
№3. | Выступление ученика. Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно. Но мы странно неправильно живем на земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, безлюдные места – нет. |
Ученик читает стихотворение, держа в руках глобус. |
- О чем же мы будем говорить на занятии? | Об охране природы. Об экологии. |
|
- А что такое экология? | Ответы детей. | |
Обобщение учителем ответов детей. Так что же это такое слово экология, о котором так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Слово “экология” происходит от двух греческих слов “ойкос”, что значит дом, и “логос” - наука. Выходит, что это наука о доме. |
Слушают. | |
Этап получения новых знаний.(20 мин). | ||
Цель этапа ( учитель). - Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. - Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. - Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. - Помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности. |
Цель этапа (ученик). - Восприятие и переработка информации(содержание материала). - Активность сознательной деятельности; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание практической значимости изучаемого материала. |
|
№4. | Выступление ученика.
- О чем эта загадка? |
Ученик загадывает загадку. О воздухе. |
Обобщение учителем ответов детей. Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда, кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так! Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы. Снижается прозрачность воздуха, он становится насыщенным вредными отработанными газами, запылённым. Это угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле. |
Внимательно слушают. | |
- Предположите, что является основными источниками загрязнения воздуха? | Ответы детей. | |
№5-10. | Давайте посмотрим, из чего же состоит воздух? (Учитель объясняет состав воздуха, демонстрируя схему-диаграмму). | Смотрят на экран. |
А теперь послушаем выступление первой экологической группы | Выступление первой экологической группы. | |
Физкультминутка. | Показывают движения. | |
Выступление ученика. | Ученик читает стихотворение. | |
Обобщение учителя. Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде. |
Внимательно слушают. | |
№11-17. | А теперь выступает вторая группа. | Выступление второй экологической группы. |
№18-19 | Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% – идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятниках своей беззаботности. | |
Сейчас выступит третья группа. | Выступление третьей группы. | |
Этап практической работы. | ||
Цель этапа (учителя). - Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы. - Осознание учащимся социальной, практической значимости учебного материала. |
Цель (ученик). - Организация своей деятельности во времени в соответствии с заданными целями и задачами. - Творческое применение знаний и умений. |
|
Тяжелая и легкая промышленности
производят множество различных товаров
потребления, которые выпускаются на
потребительский рынок в красочных контейнерах, в
таре различной формы. В результате остается множество мусора: коробки, пластиковые капсулы, контейнеры, бутылочки, баночки, крышки, катушки. Этому бросовому материалу можно подарить “вторую жизнь”. Не спешите выкидывать мусор в ведро. Ему можно подарить вторую жизнь. |
Внимательно слушают. | |
Сегодня мы будем изготовлять игрушку из бросового материала. | Рассматривают иллюстрацию. | |
Инструктаж по охране труда. Но перед тем как приступить к изготовлению игрушки, необходимо напомнить некоторые правила техники безопасности. Давайте их вспомним. |
Ответы детей. | |
№20. | ТБ при работе с ножницами:
|
Дети читают с экрана. |
Этап самостоятельной работы. (15 мин). | ||
Цель этапа (учитель). - Организация деятельности школьников по самостоятельному применению своих знаний. |
Цель этапа (ученик). - Выработка умений оперировать ранеее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний. |
|
Приступаем к работе. | Выполняют работу. | |
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые игрушки у нас получились! | Оценивают свою работу, делятся впечатлениями. | |
Рефлексивно – оценочный этап. (3 мин). | ||
Цель этапа (учитель). - Создание
ситуации успеха. - Анализ и оценку деятельности ученика. - Осуществление на основе контроля регулирование деятельности своей и учащихся. |
Цель этапа ( ученик). - Осознание учениками значимости полученных результатов. - Осуществление взаимоконтроля и оценки деятельности других. - Осуществление на основе самоконтроля регулирование своей деятельности. |
|
Учитель помогает организовать выставку
работ. Дети получают оценочные листы. Приложение №11. |
Учащиеся вывешивают свои работы на
доску. Оценивают свою работу и работу групп. |
|
Итог урока.(1 мин). | ||
Цель этапа (учитель). - Анализ, оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
Цель этапа (ученик). - Оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
|
№21-22. | Ребята, я очень довольна вашей работой на занятии. Я надеюсь, что вы унесёте в сердце после нашего урока частицу добра, любви. Вам жить в XXI веке. Вы - будущие хозяева планеты. А хозяин должен не только брать, но и отдавать. | Слушают, смотрят слайды. |
Список источников и литературы.
1. Плешаков А.А. “Мир вокруг нас” - М. Просвещение, 2007
2. Плешаков А.А. “Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя. – М. Просвещение, 2000
3. Лебедев Н.Н. “Занимательные вопросы по естествознанию” - М., 1961
4. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа – М. просвещение, 1993
5. https://dob.1sept.ru/articlef.php?ID=200502108
6.http://www.o8ode.ru/article/planetwa/ocean/problemy_mirovogo_okeana.htm
7. https://urok.1sept.ru:8081/articles/538284/
8. http://image.websib.ru/04/text_article_point.htm?286