Внеклассное мероприятие "Корабль по имени «Земля»"

Разделы: Внеклассная работа, Экономика


Цель занятия: формирование у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
  • Продолжить формирование элементарных экологических понятий, выделив взаимные связи “природа-человек”, показать последствия воздействия человека на природу.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе в целом как важному элементу жизнеобеспечения живых организмов.
  • Формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • Продолжить формирование убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Развивающие:

  • Развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  • Развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
  • Развивать познавательный интерес учащихся к глобальным проблемам современности.

Место проведения: классная комната.

Оборудование: мультимедийная установка, плакаты, нарисованные каждой группой, глобус.

Материалы для поделки: четыре капсулы от “киндер-сюрпризов”; пустые стержни от шариковых ручек; ножницы; мелкие пуговицы (или другие материалы на выбор: художественные масляные краски, маркеры для дисков или для надписей по пластику, самоклеющаяся цветная пленка, цветная бумага); клей “Момент”; большая крышка от моющих средств или шампуня; элементы искусственного пластмассового цветка; палочка от конфеты “Чупа-чупс”.

Пояснительная записка.

С момента появления человека познание природы было одним из необходимых условий его выживания. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Известно, что все живые организмы тесно взаимосвязаны и находятся в равновесии с окружающей неживой природой. Чтобы не разрушить эту гармонию, важно жить в соответствии с законами развития живого, вписываться в их ход. Жизнь на нашей планете - уникальное явление, и каждый должен сделать все возможное для ее процветания.

Велико значение экологических знаний в практической деятельности человека. Каждый день мы пьем молоко коров, едим хлеб, испеченный из ржаной или пшеничной муки, заквашенный на дрожжах, одеваемся в одежду из хлопка или шерсти. Вся наша жизнь связана с продуктами, которые дают нам растения, животные, грибы и микроорганизмы. Экологические знания применяются в сельском хозяйстве, здравоохранении, пищевой и легкой промышленности - практически во всех отраслях хозяйства.

Природа - не только ресурс, который используется в хозяйстве, но и объект эстетического удовлетворения, нравственного совершенствования, просто среда жизни человека как биологического вида. В условиях увеличения производства и роста численности населения Земли становится все труднее сохранять уникальность природных объектов. Угроза исчезновения нависла над многими видами животных и растений.

Человек должен найти разумное сочетание растущего воздействия на природу с заботой о ней. Каким образом можно достичь этого? На данном занятии дети получат знания об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

На доске – эпиграф мероприятия:

“Мы унаследовали Землю от наших предков.
Мы берем ее взаймы у наших потомков”.
Антуан де Сент-Экзюпери

Ход мероприятия

№ слайда Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент (1 мин.).
  Цель этапа (учителя)

- Взаимные приветствия учителя и учащихся.

- Проверка подготовленности учащихся к уроку. -Быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.

Цель этапа (ученика)

- Взаимные приветствия учителя и учащихся;

  Приветствие. Дети заходят, встают у своих мест.

Рассаживаются по группам так, как готовили свои работы

Мотивационный этап (5 мин.).
  Цель этапа (учителя).

- Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся. - Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Цель этапа (ученика).

- Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

  Прочитайте эпиграф, записанный на доске.

- Что имел в виду автор этих строк?

Читают эпиграф, рассматривают плакаты, заранее нарисованные каждой группой.

Ответы детей.

№1-2. Обобщение учителем ответов детей.

У каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: “Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ". Значит пересесть из него просто некуда”.

Дети внимательно слушают.
№3. Выступление ученика.

Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.

Но мы странно неправильно живем на земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, безлюдные места – нет.

Ученик читает стихотворение, держа в руках глобус.

Приложение №1.

  - О чем же мы будем говорить на занятии? Об охране природы.
Об экологии.
  - А что такое экология? Ответы детей.
  Обобщение учителем ответов детей.

Так что же это такое слово экология, о котором так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Слово “экология” происходит от двух греческих слов “ойкос”, что значит дом, и “логос” - наука. Выходит, что это наука о доме.

Слушают.
Этап получения новых знаний.(20 мин).
  Цель этапа ( учитель).

- Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. - Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. - Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов.

- Помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

Цель этапа (ученик).

- Восприятие и переработка информации(содержание материала).

- Активность сознательной деятельности; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание практической значимости изучаемого материала.

№4. Выступление ученика.

Приложение №2.

- О чем эта загадка?

Ученик загадывает загадку.

О воздухе.

  Обобщение учителем ответов детей.

Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда, кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так!

Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы.

Снижается прозрачность воздуха, он становится насыщенным вредными отработанными газами, запылённым. Это угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле.

Внимательно слушают.
  - Предположите, что является основными источниками загрязнения воздуха? Ответы детей.
№5-10. Давайте посмотрим, из чего же состоит воздух? (Учитель объясняет состав воздуха, демонстрируя схему-диаграмму).

Приложение №3.

Смотрят на экран.
  А теперь послушаем выступление первой экологической группы Выступление первой экологической группы.

Приложение №4.

  Физкультминутка.

Приложение №5

Показывают движения.
  Выступление ученика.

Приложение №6.

Ученик читает стихотворение.
  Обобщение учителя.

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Внимательно слушают.
№11-17. А теперь выступает вторая группа. Выступление второй экологической группы.

Приложение №7.

№18-19 Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% – идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятниках своей беззаботности.  
  Сейчас выступит третья группа. Выступление третьей группы.

Приложение №8.

Этап практической работы.
  Цель этапа (учителя).

- Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы.

- Осознание учащимся социальной, практической значимости учебного материала.

Цель (ученик).

- Организация своей деятельности во времени в соответствии с заданными целями и задачами. - Творческое применение знаний и умений.

  Тяжелая и легкая промышленности производят множество различных товаров потребления, которые выпускаются на потребительский рынок в красочных контейнерах, в таре различной формы.

В результате остается множество мусора: коробки, пластиковые капсулы, контейнеры, бутылочки, баночки, крышки, катушки. Этому бросовому материалу можно подарить “вторую жизнь”. Не спешите выкидывать мусор в ведро. Ему можно подарить вторую жизнь.

Внимательно слушают.
  Сегодня мы будем изготовлять игрушку из бросового материала.

Приложение №10.

Рассматривают иллюстрацию.

Приложение №9.

  Инструктаж по охране труда.

Но перед тем как приступить к изготовлению игрушки, необходимо напомнить некоторые правила техники безопасности.

Давайте их вспомним.

Ответы детей.
№20. ТБ при работе с ножницами:
  1. Ножницы — острый инструмент.
  2. Не держи ножницы концами вверх.
  3. Не оставляй ножницы в открытом виде.
  4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
  5. При работе следи за пальцами левой руки.
  6. Без разрешения учителя не бери инструменты.
Дети читают с экрана.
Этап самостоятельной работы. (15 мин).
  Цель этапа (учитель).

- Организация деятельности школьников по самостоятельному применению своих знаний.

Цель этапа (ученик).

- Выработка умений оперировать ранеее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний.

  Приступаем к работе. Выполняют работу.
  Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые игрушки у нас получились! Оценивают свою работу, делятся впечатлениями.
Рефлексивно – оценочный этап. (3 мин).
  Цель этапа (учитель). - Создание ситуации успеха.

- Анализ и оценку деятельности ученика.

- Осуществление на основе контроля регулирование деятельности своей и учащихся.

Цель этапа ( ученик).

- Осознание учениками значимости полученных результатов.

- Осуществление взаимоконтроля и оценки деятельности других.

- Осуществление на основе самоконтроля регулирование своей деятельности.

  Учитель помогает организовать выставку работ.

Дети получают оценочные листы. Приложение №11.

Учащиеся вывешивают свои работы на доску.

Оценивают свою работу и работу групп.

Итог урока.(1 мин).
  Цель этапа (учитель).

- Анализ, оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель этапа (ученик).

- Оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

№21-22. Ребята, я очень довольна вашей работой на занятии. Я надеюсь, что вы унесёте в сердце после нашего урока частицу добра, любви. Вам жить в XXI веке. Вы - будущие хозяева планеты. А хозяин должен не только брать, но и отдавать. Слушают, смотрят слайды.

Список источников и литературы.

1. Плешаков А.А. “Мир вокруг нас” - М. Просвещение, 2007

2. Плешаков А.А. “Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя. – М. Просвещение, 2000

3. Лебедев Н.Н. “Занимательные вопросы по естествознанию” - М., 1961

4. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа – М. просвещение, 1993

5. https://dob.1sept.ru/articlef.php?ID=200502108

6.http://www.o8ode.ru/article/planetwa/ocean/problemy_mirovogo_okeana.htm

7. https://urok.1sept.ru:8081/articles/538284/

8. http://image.websib.ru/04/text_article_point.htm?286