Урок математики по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Формы работы: групповая, фронтальная.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ввести определение действия умножения, расширить кругозор учащихся через предмет посредством метапредметных связей.

Задачи урока:

  • Создать условия для актуализации опорных знаний.
  • Организовать формулировку темы урока.
  • Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.
  • Способствовать деятельности по самостоятельному выводу определения действия.
  • Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Цели урока:

  • Обучающие: совершенствование навыка умножения натуральных чисел, применение рациональных приёмов вычислений. Продолжить работу над текстовыми задачами.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Методы:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные.
  • По степени взаимодействия учитель–ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
  • Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.
  • Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемый результат.

УУД.

  • Личностные: умножают натуральные числа, используют свойства умножения, применяют рациональные приёмы для вычислений, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к себе и к своей работе.
  • Познавательные: закрепляют навыки умножения, устанавливают межпредметные связи, выбирают способ решения, опираясь на полученные знания
  • Предметные: уметь в процессе реальной ситуации применять понятие “умножение натуральных чисел”.
  • Регулятивные:
    • Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
    • Планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.
  • Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умеют слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому мнению, культуре учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников
Что делают?
Формируемые УУД
Что делать? Что сделать?
1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока.

Открывают тетради и записывают тему урока

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устного счёта и повторения частных случаев умножения, деления.

Презентация

Слайд №2

“Разминка”

Найдите значение выражения

3*5+70:10-=

50:10-4+11=

16:2+7=

(144+856)*0=

0:(167-89)*3=

7*8-5*10=

13*10-4=

35:35+7*100=

200:100+56:8=

13*1-77:7=

Есть ли ошибка в рассуждениях?

Слайд №3

“Разминка”

Есть ли ошибка в рассуждениях?

1)137- (45+27)=137-27-45

2) 176:0+2=2

3) 36 +с-16=36-16-с=20-с

4) а-25=16

а=25-16

а=9

Слайд №4

“Разминка”

Решите задачу

1)В новом парке высадили 120 деревьев, что на 30 деревьев больше, чем в старом парке, сколько деревьев в старом парке?

2) Книжка для детей стоила 65 рублей, через два месяца цена увеличилась в 2 раза. Сколько рублей сейчас стоит книга?

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Познавательные:

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся на изучение нового материала Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуации:

Арифметика – наука о числах, мы изучили из четырех арифметических действий – два (сложение и вычитание), как вы думаете, какое действие помогает быстро увеличить любой результат, например: найти стоимость трех одинаковых курток или мороженного?

Слайд №5

“Умножение натуральных чисел и его свойства

 

 

Вариант ответа - умножением

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, применять межпредметные связи

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Создание проблемной ситуации:

Вопрос: Какое самое большое наземное животное вы знаете? В нашем городе есть Слоновая улица, название ее неслучайно, т.к. первый слон - подарок персидского шаха Петру I - прибыл в Петербург в 1714 г. Персидский шах преподнес в дар императору всероссийскому ценный и необычный подарок - слона. Животное на паруснике доставили в Астрахань, а оттуда слон прошел через всю Россию до самого Петербурга. А для того, чтобы слон не повредил ноги за такой длительный переход, для него сшили специальные шлепанцы соответствующего размера. По слухам, это были специальные кожаные башмаки, требовавшие постоянного ремонта и тем самым обогатившие его проводников. Люди на Руси, никогда не видевшие слона, выходили на дорогу с хлебом-солью чествовать диковинное животное.
Слона с большим трудом доставили в Санкт-Петербург. Он жил на Зверовом дворе у Почтамта (ныне Мраморный дворец у Марсова поля). Его сопровождали два "зверовщика" и "слоновой учитель". Жили "слоновые мастера"-персы в построенных для них домах. Место, где они жили, получило название "Караван-Сарай" (отсюда происходит название Караванной улицы).

Слайд №6

“Слон и моська”

Басня И.А. Крылова “Слон и Моська” (1808).
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.

 

 

Варианты ответов: слон, тигр и др.

Вопрос №2 Слон в своем рационе питания использует много растительной пищи и воды, так в день ему необходимо 300 литров воды, а пищи растительного происхождения 450 кг.

Как вы думаете, сколько литров воды слон выпивал за неделю?

Вопрос №3

Как вы думаете, как по-другому можно сосчитать количество воды?

Вопрос №4

Какой мы можем с вами сделать вывод?

Вариант ответа - 300*7

Ответ 21 00 литров воды за неделю

300+300+300+300+300+300+300

=2100

Вариант ответа - сумму можно заменить умножением

Слайд №7

“Замените сумму произведением”

Работа в группах

Замените сумму произведением

3+3+3+3+3+3+3=3*7

4+4+4+4+4=4*5

а + а + а + а + а + а = а*6

( а + b)+(а + b)+(а + b)=(а + b)*3

Слайд №8

“Замените сумму произведением” - проверка задания

Слайд №9

“Экскурс в историю”.

Лука Пачолли и его трактат, значок умножения “х”, кто его ввёл и кто заменил точкой?

 

 

 

Записывают выражения и заменяют сумму произведением (представители групп записывают ответы на доске)

Вносят исправления по мере надобности

Проверяют со слайдом

 Слайд №10

“Компоненты умножения”

(работа с классом)

Вспомним, как называются компоненты умножения.

Как еще можно назвать компоненты умножения?

 

Ответ – множители, сомножители, множимое и множитель

Слайд №11

“Представьте в виде суммы

(работа в группах)

6*4=

17*3=

с*3=

 

Самостоятельно работают в группах с последующей проверкой на доске.

(представители групп записывают ответы на доске)

Слайд №12

“Представьте в виде суммы”

(проверка полученных результатов)

Давайте попробуем сформулировать определение, что значит одно число умножить на другое, используя наши записи.

1 группа: 6*4

2 группа 17*3

3 группа с*3

На доске записываются все определения групп и после комментируются.

Попробуем сформулировать определение, если мы хотим умножить m*n

 

 

 

 

Зачитываются предложенные определения каждой группы

 

 

 

Совместная работа с группами. Читают определение из учебника

Слайд № 13

“Свойства умножения”

Задание №1: Умножьте 25*4 и 4*25. Что произошло?

Как вы думаете почему?

Как вы думаете, как может называться это свойство?

Свойство – переместительное, от перестановки множителей произведение не меняется.

Задание №2. Как удобно произвести вычисления? (Работа в группах)

2*165*5=

25*34*4=

Свойство – сочетательное

1*а = а и 0*а=0

Данные произведения важно запомнить, чтобы быстро производить вычисления.

Слайд №14

“Запомни эти произведения”

25*4=100; 20*5=100; 50*2=100 125*8=1000; 125*16=2000

 

 

Ответ – ничего не изменилось

В произведении участвуют одни и те же числа, но в разном порядке.

Обсуждение в группах

 

 

 

Записывают в тетради и называют свойство.

 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Закрепление знаний по теме Показать разнообразие примеров на применение рациональных способов вычислений. Слайд №15

Вы на складе, вам требуется очень быстро пересчитать количество тюбиков. Как это сделать?

Сколько компонентов умножения вы использовали в записи, как их можно назвать, какое свойство вами было использовано?

Проверяет решение и записи решения у детей в тетрадях.

Слайд №16

“Установите общность”

Что может связывать действие умножение и мультифруктовый сок, и мультивитамины, и мультфильм?

“Мульти” - указывает на множественность, многократность.

 

Записывают в тетрадях.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Рефлексия Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы класса.

Что нового сегодня вы узнали, изучая тему “Умножение натуральных чисел и его свойства”?

Комментирует работу учащихся в группах, дает оценку работе на уроке.

Слайд №17

Учащиеся подводят свои итоги, дают оценку своим личностным достижениям.

Я знаю...

Я понял...

Мне понравилось...

У меня не получилось...

Я смогу применить....

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке.

6. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Комментирует домашнее задание.

Пр.11, выучить определение, свойства.

№404(а-в), №413(а, в), №415(а, д)

Записывают в дневники, задают вопросы.