Формы работы: групповая, фронтальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: ввести определение действия умножения, расширить кругозор учащихся через предмет посредством метапредметных связей.
Задачи урока:
- Создать условия для актуализации опорных знаний.
- Организовать формулировку темы урока.
- Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.
- Способствовать деятельности по самостоятельному выводу определения действия.
- Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Цели урока:
- Обучающие: совершенствование навыка умножения натуральных чисел, применение рациональных приёмов вычислений. Продолжить работу над текстовыми задачами.
- Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
- Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Методы:
- По источникам знаний: словесные, наглядные.
- По степени взаимодействия учитель–ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
- Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.
- Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемый результат.
УУД.
- Личностные: умножают натуральные числа, используют свойства умножения, применяют рациональные приёмы для вычислений, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к себе и к своей работе.
- Познавательные: закрепляют навыки умножения, устанавливают межпредметные связи, выбирают способ решения, опираясь на полученные знания
- Предметные: уметь в процессе реальной ситуации применять понятие “умножение натуральных чисел”.
- Регулятивные:
- Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
- Планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.
Коммуникативные: регулируют
собственную деятельность посредством речевых
действий, умеют слушать и вступать в диалог,
воспитывать чувство взаимопомощи. Уважительное
отношение к чужому мнению, культуре учебного
труда, требовательное отношение к себе и своей
работе.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников Что делают? |
Формируемые УУД Что делать? Что сделать? |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. Открывают тетради и записывают тему урока |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счёта и повторения
частных случаев умножения, деления.
Слайд №2 “Разминка” Найдите значение выражения 3*5+70:10-= 50:10-4+11= 16:2+7= (144+856)*0= 0:(167-89)*3= 7*8-5*10= 13*10-4= 35:35+7*100= 200:100+56:8= 13*1-77:7= Есть ли ошибка в рассуждениях? Слайд №3 “Разминка” Есть ли ошибка в рассуждениях? 1)137- (45+27)=137-27-45 2) 176:0+2=2 3) 36 +с-16=36-16-с=20-с 4) а-25=16 а=25-16 а=9 Слайд №4 “Разминка” Решите задачу 1)В новом парке высадили 120 деревьев, что на 30 деревьев больше, чем в старом парке, сколько деревьев в старом парке? 2) Книжка для детей стоила 65 рублей, через два месяца цена увеличилась в 2 раза. Сколько рублей сейчас стоит книга? |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся на изучение нового материала | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивация учащихся. Создание
проблемной ситуации: Арифметика – наука о числах, мы изучили из четырех арифметических действий – два (сложение и вычитание), как вы думаете, какое действие помогает быстро увеличить любой результат, например: найти стоимость трех одинаковых курток или мороженного? Слайд №5 “Умножение натуральных чисел и его свойства |
Вариант ответа - умножением |
Познавательные: умение
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме, применять
межпредметные связи Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Создание проблемной ситуации: Вопрос:
Какое самое большое наземное животное вы знаете?
В нашем городе есть Слоновая улица, название ее
неслучайно, т.к. первый слон - подарок персидского
шаха Петру I - прибыл в Петербург в 1714 г.
Персидский шах преподнес в дар императору
всероссийскому ценный и необычный подарок -
слона. Животное на паруснике доставили в
Астрахань, а оттуда слон прошел через всю Россию
до самого Петербурга. А для того, чтобы слон не
повредил ноги за такой длительный переход, для
него сшили специальные шлепанцы
соответствующего размера. По слухам, это были
специальные кожаные башмаки, требовавшие
постоянного ремонта и тем самым обогатившие его
проводников. Люди на Руси, никогда не видевшие
слона, выходили на дорогу с хлебом-солью
чествовать диковинное животное. Слайд №6 “Слон и моська” Басня И.А. Крылова “Слон и Моська” (1808). |
Варианты ответов: слон, тигр и др. |
|||
Вопрос №2 Слон в своем рационе
питания использует много растительной пищи и
воды, так в день ему необходимо 300 литров воды, а
пищи растительного происхождения 450 кг. Как вы думаете, сколько литров воды слон выпивал за неделю? Вопрос №3 Как вы думаете, как по-другому можно сосчитать количество воды? Вопрос №4 Какой мы можем с вами сделать вывод? |
Вариант ответа - 300*7 Ответ 21 00 литров воды за неделю 300+300+300+300+300+300+300 =2100 Вариант ответа - сумму можно заменить умножением |
|||
Слайд №7 “Замените сумму произведением” Работа в группах Замените сумму произведением 3+3+3+3+3+3+3=3*7 4+4+4+4+4=4*5 а + а + а + а + а + а = а*6 ( а + b)+(а + b)+(а + b)=(а + b)*3 Слайд №8 “Замените сумму произведением” - проверка задания Слайд №9 “Экскурс в историю”. Лука Пачолли и его трактат, значок умножения “х”, кто его ввёл и кто заменил точкой? |
Записывают выражения и заменяют сумму произведением (представители групп записывают ответы на доске) Вносят исправления по мере надобности Проверяют со слайдом |
|||
Слайд №10 “Компоненты умножения” (работа с классом) Вспомним, как называются компоненты умножения. Как еще можно назвать компоненты умножения? |
Ответ – множители, сомножители, множимое и множитель |
|||
Слайд №11 “Представьте в виде суммы” (работа в группах) 6*4= 17*3= с*3= |
Самостоятельно работают в группах с последующей проверкой на доске. (представители групп записывают ответы на доске) |
|||
Слайд №12 “Представьте в виде суммы” (проверка полученных результатов) Давайте попробуем сформулировать определение, что значит одно число умножить на другое, используя наши записи. 1 группа: 6*4 2 группа 17*3 3 группа с*3 На доске записываются все определения групп и после комментируются. Попробуем сформулировать определение, если мы хотим умножить m*n |
Зачитываются предложенные определения каждой группы
Совместная работа с группами. Читают определение из учебника |
|||
Слайд № 13 “Свойства умножения” Задание №1: Умножьте 25*4 и 4*25. Что произошло? Как вы думаете почему? Как вы думаете, как может называться это свойство? Свойство – переместительное, от перестановки множителей произведение не меняется. Задание №2. Как удобно произвести вычисления? (Работа в группах) 2*165*5= 25*34*4= Свойство – сочетательное 1*а = а и 0*а=0 Данные произведения важно запомнить, чтобы быстро производить вычисления. Слайд №14 “Запомни эти произведения” 25*4=100; 20*5=100; 50*2=100 125*8=1000; 125*16=2000 |
Ответ – ничего не изменилось В произведении участвуют одни и те же числа, но в разном порядке. Обсуждение в группах
Записывают в тетради и называют свойство.
|
|||
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Закрепление знаний по теме | Показать разнообразие примеров на применение рациональных способов вычислений. | Слайд №15 Вы на складе, вам требуется очень быстро пересчитать количество тюбиков. Как это сделать? Сколько компонентов умножения вы использовали в записи, как их можно назвать, какое свойство вами было использовано? Проверяет решение и записи решения у детей в тетрадях. Слайд №16 “Установите общность” Что может связывать действие умножение и мультифруктовый сок, и мультивитамины, и мультфильм? “Мульти” - указывает на множественность, многократность. |
Записывают в тетрадях. |
Познавательные: формирование
интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Рефлексия | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы класса. Что нового сегодня вы узнали, изучая тему “Умножение натуральных чисел и его свойства”? Комментирует работу учащихся в группах, дает оценку работе на уроке. Слайд №17 |
Учащиеся подводят свои итоги, дают
оценку своим личностным достижениям. Я знаю... Я понял... Мне понравилось... У меня не получилось... Я смогу применить.... |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
6. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Комментирует домашнее задание. Пр.11, выучить определение, свойства. №404(а-в), №413(а, в), №415(а, д) |
Записывают в дневники, задают вопросы. |