Методические рекомендации для учителя при проведении урока литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого и его басней “Старый дед и внучек”; дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим.

Задачи:

Личностные:

1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

2) умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) умение ориентироваться на развороте учебника;

4) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

5) определение главной мысли.

1. Организационный момент.

2. Рефлексия.

Дети получают три детали лего трех цветов желтый, зелёный, красный.

Презентация.

- Сложите пирамидку и отложите в сторону. (Обратить внимание на детей, у которых верхняя часть пирамидки красная) (слайд 2)

3. Постановка целей и задач урока.

(работа в парах)

- повторение правил работы в парах

- Чтобы узнать творчество, какого писателя мы будем сегодня изучать нужно, разгадать ребус.

- разгадывание ребуса (слайд 3)

4. Работа по теме урока.

Рассказ учителя о Л.Н.Толстом.

Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года

в Крапивинском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне, (слайд 4)

Когда Льву Николаевич исполнилось 23 года, он отправился на войну на Кавказе, где служил артиллерийским офицером. Там он написал трилогию "Детство", "Отрочество", "Юность".

Во время Крымской войны Толстой воевал в Севастополе. После войны он написал "Севастопольские рассказы", которые принесли ему известность.

Главное произведение Льва Николаевича Толстого - роман "Война и мир".

Также всемирно известны его романы "Анна Каренина" и "Воскресение" (слайд 5)

В 1856 г. Толстой вышел в отставку и уехал в своё имение Ясная Поляна.

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.

В начале 1870-х годах им были составлены “Азбука” и “Новая Азбука” для обучения детей грамоте.

Многие рассказы из “Азбуки” Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению, (слайд 6)

5. Подготовка к чтению басни.

- А сейчас вы прослушаете басню Л.Н.Толстого, (слайд 7, приложение 1)

- Возьмите простой карандаш и подчеркните слова, лексическое значение которых вам не понятно.

- словарная работа (слайд 8)

6. Чтение басни.

(выборочное чтение)

– Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?

– Зачем Миша делал лохань?

– Почему родители Миши заплакали?

- Какая мораль в этой басне?

– Есть ли в вашей семье пожилые люди? (слайд 9)

7. Работа в группе.

(повторение правил работы в группе)

Дети делятся на группы. Получают конверт с заданием.

- Возьмите карточки, и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания.

- Посмотрите на экран. У кого не так? (слайд 10)

- Прочитайте вслух пословицы, которые у вас получились. Смысл, какой пословицы вам не понятен? Обсуждение (слайд 11)

8. Обобщающая беседа.

- 1 октября отмечается День пожилых людей, (слайд 12)

- Кого называют “люди старшего поколения”? (слайд 13)

- Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

- Необходимо ли помогать старикам?

- Что нового вы узнали о Л.Н.Толстом?

Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

9. Рефлексия.

- Возьмите свои пирамидки. Которые вы собрали в начале урока. Посмотрите на них, если вам хочется можно поменять местами детали, (хорошо, если дети изменили верхнюю красную на жёлтую или зелёную) Объясните, (слайд 14)

10. Домашнее задание.

Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим. (слайд 15)