Культурологический подход в изучении русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


“Берегите чистоту языка, как святыню.
Никогда не употребляйте иностранных слов.
Русский язык так богат и глубок, что нам
нечего брать у тех, кто беднее нас”.

И.С.Тургенев

В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание.

Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения и ведется систематически не только на уроках русского языка, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

Наибольший интерес у учащихся вызывает специальным образом организованная словарная работа как часть общей работы по развитию и обогащению речи. К сожалению, в настоящее время большинство родителей, а по инерции и детей, недостаточно ценят знания, не считают необходимым развивать речь. А дети беспомощны в языковом отношении, потому что они беспомощны в своей жизни. В ней мало материала, о котором бы они могли говорить вдохновенно, чувственно. Отсюда и убогость их языка, убогость их общения.

Основными целями при обучении детей родному языку являются:

- обогащение речи ребенка;

- приобщение его к духовно-нравственным ценностям русского народа;

- формирование высокой культуры речевого общения.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. [2]

Проблема расширения словарного запаса детей, обогащения их речи исконно русскими словами носит актуальный и перспективный характер, так как в последние годы русский язык активно “засоряется” иностранными словами, словооборотами жаргонного характера, поэтому задачей каждого учителя является сохранение языка Пушкина, Толстого.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

В целях приобщения детей к народным традициям, воспитания любви к своему народу необходимо широко вводить в уроки русского языка и литературного чтения народоведческие понятия: фольклор, обряды, обычаи русского народа, народный календарь. [6] Можно дополнительно использовать учебники М. Ю. Новицкой “Введение в народоведение”, где отражены взаимосвязь человека и природы, самобытность русской культуры, народный календарь. [5] Кроме чисто познавательного, курс “Введение в народоведение” имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. Учащиеся дополнительно получают знания о народных традициях, обычаях, праздниках, предметах декоративно-прикладного искусства, о произведениях фольклора (словесного, музыкального, танцевального).

Применяя эти знания, дети работают над этно-педагогическими текстами. Например:

Считалки.

Всяких считалок на Руси было великое множество. Многие из них живут среди ребят и сегодня. Откуда взялись считалки? В разные времена сочиняли их сами дети. Наиболее удачные передавались из поколения в поколение. Так и дошли считалки до наших дней. При помощи считалки без споров выбирают водящего в игре.

Этно-педагогические тексты содействуют воспитанию у учащихся уважения к своему народу, развивают интерес к историческому прошлому. [5, 6]

Дидактический материал“Лексическая работа на уроках родного языка”

Выбор и группировка синонимов.

Выбрать 2 группы глаголов-синонимов. Составить предложение с фразеологизмом.

Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени.

Составить ряды по возрастанию размеров.

Огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный.

Замена синонимов в предложении.

К выделенным словам подобрать синоним.

1. Я читал интересную книгу. 2. Пограничники стреляют метко. 3. Лиса обманула медведя. 4. Мальчик споткнулся и упал.

Слова для справок: бьют без промаха, увлекательную, шлепнулся, косолапого.

Замена антонимов в предложении.

Перестроить предложения так, чтобы они имели противоположный смысл.

Пустой колос легок, он стоит прямо.

Наступила холодная снежная зима.

Заяц бегает быстро.

Весной птицы летят с юга на север.

Дополнение предложения антонимами.

На юге нашей страны уже цветут сады, а ... .

В поле холодно, ветер свищет, а в беличьем домике ... .

Летом дни увеличиваются, зимой же ... .

Настала весна, все ожило: и огромные дубы, и ... .

Подбор антонимов (синонимов) к словам, выступающим в разных значениях.

Свежий хлеб – ... (черствый, мягкий)

Свежий ветер – ... (теплый, прохладный)

Свежие яблоки – ... (сушеные, сочные)

Старый дом – ... (новый, ветхий)

Старый человек – ... (молодой, пожилой)

Старый друг – ... (новый, верный)

Загадки-шутки с фразеологизмами.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (уши)

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда что-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)

Ими хлопают, когда нечего сказать; их мозолят, когда мешают своим присутствием; в них пускают пыль, если обманывают. (глаза)

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов

№1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

(I – засучив рукава, в поте лица, не покладая рук – фразеологизмы близки по значению, “усердно, старательно трудиться, работать”; II – палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить – фразеологизмы с общим значением “бездельничать”.)

№2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (I – сломя голову, во всю прыть; II – и дело с концом, дело в шляпе; III – и след простыл, поминай как звали.)

№3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.

Рукой подать. За тридевять земель. Хоть пруд пруди. Повесить голову. Взять себя в руки. С гулькин нос. Воспрянуть духом. Выйти из себя.
(За тридевять земель – рукой подать; повесить голову – воспрянуть духом; с гулькин нос – хоть пруд пруди; выйти из себя – взять себя в руки. Данные фразеологизмы-антонимы представлены во “Фразеологическом словаре русского языка” Е.А. Быстровой, А.П. Окуневой, Н.М. Шанского.)

№4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

4. Мы дружно работали сложа руки.

5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.

7. Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости

№1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

№2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать ... востро (уши, ухо). Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные). С ... нос (голубиный, гулькин). Делать из ... слона (комара, мухи). Не в своей ... (чашке, тарелке).

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников

№1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

№2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3. Кирилл целый день бездельничал.

4. Мы догадывались, что он нас обманывает.

5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Таким образом, вся система работы по обогащению речи учащихся позволяет сделать вывод, что школьники используют богатство языковых средств для выражения одной и той же мысли, не допускают однообразия, повторения в одном отрезке речи одних и тех же слов и оборотов. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития творческого мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: “Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания”.

Литература

  1. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М., 2005.
  2. Ладыженская Т.А. Речь, речь, речь: Книга для учителя.– М., 1990.
  3. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993.
  4. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1994.
  5. М.Ю. Новицкая. Введение в народоведение.– М., Издательский дом “Дрофа”, 1997.
  6. Шаповалова Е.В. Использование малых форм фольклора // Начальная школа, 1998. – № 2.