Урок развития речи по теме "Изложение повествовательного текста с элементами описания". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: научить детей адекватно, осознанно и точно строить речевые высказывания, подробно передавать содержание текста-повествования с элементами описания, соблюдая нормы построения текста.

Задачи: сформировать умение использовать элементы описания в тексте-повествовании; совершенствовать умение озаглавливать текст; обогатить словарь детей, научить точно использовать лексику, употреблять в речи синонимы; сформировать умения использовать местоимения для связности текста и строить предложения с учётом связи между ними; воспитать любовь и бережное отношение к природе, развить наблюдательность.

Оборудование:

  • карточки с текстом для каждого ученика;
  • индивидуальные карточки для подбора слов;
  • слайды с изображением ветвей деревьев после “ледяного” дождя; фото ветки тополя в банке; слайды с рисунками веточек (для самооценки);
  • веточка тополя в банке с водой.

Ход урока

1. Проверка выполнения домашнего задания.

Какое задание вы получили? (Подобрать в парке, во дворе обрезанную или упавшую веточку дерева, дома поставить в воду и в течение недели наблюдать за ней.)

Что вам удалось заметить? (Учитель выслушивает ответы детей.) <Слайд 1>

2. Введение в тему.

Посмотрите, какое интересное явление природы запечатлено на фотографиях <Слайды 2-6>. Кто знает, как оно называется? (Это явление называется “ледяной” дождь.)

Рассмотрите внимательно фотографии. Что вы видите? (Веточки как заколдованные, они будто стеклянные, но живые: видны набухшие почки, яркие красные плоды, семена.)

А какие чувства у вас вызывают эти снимки? (И восхищение, и печаль. Это очень красиво, но грустно. Веточкам холодно, их жалко.)

3. Работа по теме.

3.1. Ознакомление с текстом (Текст в распечатанном виде лежит у каждого учащегося на парте.)

Прочитайте текст про себя.

Текст изложения

Морозной зимой хрупкие ветки деревьев ломались и падали на снег. Оля подняла веточку. Примёрзшие к коре льдинки зазвенели, будто веточка была стеклянная.

Дома девочка поставила веточку в воду. Ветка оттаяла. На голых прутьях стали видны жёлтые почки.

Долго стояла ветка в банке с водой. Оля о ней забыла.

И вдруг ветка проснулась! Лопнула на почках жёсткая кожура. Из трещин выскочили зелёные листья. Они были клейкие, смятые, но живые. От них шёл свежий весенний запах. Запах тополя.

  • О чём текст? (Это текст о веточке, которую Оля подобрала зимой в мороз.)
  • Какой вы представляете девочку? (Она добрая, внимательная.)
  • Докажите. (Подняла веточку, принесла домой, поставила в воду.)

Это рассказ о девочке или о веточке тополя? (Дети высказывают разные точки зрения, аргументируют свои высказывания и в процессе обсуждения делают вывод о том, что это рассказ о веточке, о том, как она менялась.)

3.2. Постановка учебной задачи. Анализ содержания и структуры. Заголовок текста.

Сегодня вы будете писать необычное изложение. На уроках мы работали с разными типами текста, определяли их жанр, тему, основную мысль, изучали структуру текстов, учились использовать изобразительно-выразительные средства языка. Попробуем разобраться, почему я назвала текст необычным.

  • На какой вопрос отвечает этот текст? (Что случилось?)
  • Как называется такой текст? (Это текст-повествование.)
  • В каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
  • Вспомните, как строится текст-повествование. (В таком тексте рассказывается, что происходило сначала, потом и в конце.)
  • Найдите глаголы. (Ломались, падали, подняла, зазвенели, поставила, оттаяла, стали видны, стояла, забыла, проснулась, лопнула, выскочили, были, шёл.)
  • Определите их временную форму. (В этом тексте все глаголы в форме прошедшего времени.)
  • Почему? (В тексте говорится о событиях, которые уже произошли.)
  • Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется единым временным планом текста.
  • А почему в тексте так много имён прилагательных? (Подробно рассказывается о том, как менялась веточка, подробно описывается, как она выглядела на разных временных этапах.)
  • Какая перед вами стоит задача? (Подробно передать не только то, что произошло с веточкой, но и как она выглядела.)
  • Это текст-повествование с элементами описания. Вот почему я назвала этот текст необычным.
  • Вы уже определили, что предложения между собой связаны единым временным планом – все глаголы прошедшего времени. Определите тип связи. (Здесь цепная связь: зелёные листья – они - от них... Другие средства связи: повторы, однокоренные слова. Пример: запах – запах, ветка – веточка.)
  • Прочитайте первую часть. С чего начинается событие? (Ветки деревьев падали на снег.)
  • Почему это происходило? (Была морозная зима, ветки становились хрупкими и ломались.)
  • Как поступила Оля с веточкой? (Она подняла её.)
  • Почему только после этого автор рассказывает нам о том, как выглядела веточка? (Мы как бы смотрим на неё глазами Оли. Девочка внимательно рассматривала её.)
  • Что увидела Оля? (“Примёрзшие к коре льдинки зазвенели, будто веточка была стеклянная.”)
  • Прочитайте вторую часть. Как Оля поступила с веточкой? (Она принесла её домой и поставила в воду.)
  • Как изменилась ветка, попав в дом? (“Ветка оттаяла. На голых прутьях стали видны жёлтые почки.”)
  • Как развивались события дальше? (“Долго стояла ветка в банке с водой. Оля о ней забыла.”)
  • Почему так лаконично, без подробностей рассказывается о веточке? (C веточкой долго ничего не происходило, рассказывать не о чем. Даже Оля о ней забыла.)
  • Тем неожиданнее то, что произошло дальше. Прочитайте заключительную часть. Почему она начинается с восклицания? (Веточка неожиданно проснулась. Это главный, кульминационный момент.)
  • Как это происходило? (Ученики выборочно читают заключительную часть.)
  • Когда вы узнали, о веточке какого дерева говорится в рассказе? (Мы узнали об этом только в самом конце.)
  • Почему так построен текст? (Так интереснее читать, в этом есть загадка.)
  • Как можно озаглавить рассказ? (Заколдованная веточка. Живая веточка. Веточка тополя.)
  • Что отражают эти заголовки? (Они отражают тему текста.)
  • Запишите заголовок, который вы считаете наиболее точным. Раскрываю секрет. Название текста – “Один тополь”. Почему? (Дети высказывают свои предположения.)
  • Давайте пофантазируем, что дальше произойдёт с веточкой? (Эта веточка пустит корни. Оля посадит её в парке или на опушке леса. Девочка будет ухаживать за ней. И вырастет тополь! Из одной веточки – один тополь! И таких деревьев можно вырастить много! )
  • Какова основная мысль рассказа? (Люди должны беречь природу, помогать ей, сажать леса, сады. Сохранять нашу Землю и делать её ещё прекрасней.)

3.3. Составление плана.

Сколько частей в тексте? (Четыре.)

Запишите план текста.

В результате обсуждения составляется план, который учитель записывает на доске:

  1. Стеклянная ветка.
  2. Веточка оттаяла.
  3. Оля забыла о ветке.
  4. Веточка проснулась!

3.4. Анализ языковых особенностей текста. Словарная работа.

Вы уже сказали, что важно не только передать, что произошло с веточкой, но и как она менялась. Определите стиль текста. (Это художественный стиль. В тексте много “рисующих” слов : эпитеты, сравнения, олицетворение.)

  • Найдите эпитеты. (“Хрупкие ветки”, "на голых прутьях”, ”жёсткая кожура”, ”листочки клейкие, смятые, но живые”, “свежий весенний запах”.)
  • Почему о ветке сказано, что она была будто стеклянная? (Лёд похож на стекло. Льдинки сравниваются со стеклом .)
  • Какие глаголы показались вам необычными, образными? (Льдинки зазвенели. Ветка проснулась. Листья выскочили.)
  • Какое слово употреблено в тексте, чтобы подчеркнуть, что ветка живая? (Глагол “проснулась”. Это олицетворение.)
  • Прочитайте текст без имён прилагательных и сравнений. (Один учащийся читает вслух.)
  • Что произошло с текстом? (Он стал неинтересным, неполным. Мы перестали “видеть” веточку.)
  • Здесь повествование сопровождается описанием. Какая часть речи помогает нам “увидеть” предмет? (Имя прилагательное.)
  • Заполните карточки, подберите к именам существительным имена прилагательные. (Дети работают с индивидуальными карточками.)
Зима (какая?)  
ветки (какие?)  
ветка (какая?)  
прутья (какие?)  
почки (какие?)  
кожура (какая?)  
листья (какие?) , ,
запах (какой?) ,

(Ученики проводят взаимную проверку.)

  • Автор использовал очень точные слова для описания. Каким синонимом можно заменить слово “морозная”? (Холодная, студёная, лютая.)
  • А слово “хрупкие”? (Ломкие.)
  • Какие синонимы можно использовать в словосочетании “жёсткая кожура”? (Твёрдая, крепкая.)
  • А какое определение точнее? (Авторский вариант.)
  • Найдите синоним к слову “липкие”. (Клейкие.)
  • Как автор показывает нам, что превращение веточки произошло неожиданно? (“И вдруг...”)
  • Прочитайте это предложение выразительно. Какое оно по интонации? (Это предложение восклицательное. Оно передаёт радость, восторг.)
  • В каком предложении есть интонация перечисления? (“Они были клейкие, смятые, но живые.”)
  • Какие знаки препинания надо поставить? (Запятые.)
  • Как избежать повторов при записи текста? (Надо использовать однокоренные слова, синонимы, личные местоимения 3-го лица: ветки, веточка, на прутьях, она, о ней, листья, они, от них.)

3.5. Орфографическая работа

  • Как подготовиться к грамотной записи текста? (Надо найти и проверить слова с проверяемой орфограммой и выписать трудные слова.)
  • Какие орфограммы в словах “хрупкая”, “ветки”, ”примёрзшая”, ”подняла”, ”жёсткая”, ”шёл”? (Дети объясняют орфограммы и, где возможно, подбирают проверочные слова.)

Обратите внимание на написание слов “стеклянная”, ”будто”, ”выскочили”.

Учитель записывает слова на доске.

3.6. Пересказ текста по частям

Несколько детей пересказывают текст по частям.

3.7. Запись изложения

3.8. Самопроверка

Проверьте, удалось ли вам передать содержание рассказа. Соответствуют ли части текста плану? Связаны ли они? Прочитайте внимательно своё изложение, проверьте грамотность. Удалось ли вам включить в повествование элементы описания?

Итог урока

  • Чему учились на уроке? (Подробно излагать текст-повествование с элементами описания.)

4.1. Самооценка

Нарисуйте на полях свою веточку. <Слайды 7,8,9>

На интерактивной доске предложения и рисунки:

  • У меня всё получилось. (Рисунок – веточка с листочками.)
  • Я справился с работой, но есть ошибки. (Рисунок – веточка с зелёными почками.)
  • В следующий раз я постараюсь работать лучше. (Рисунок – голая веточка.)

Домашнее задание

На следующем уроке мы вместе проанализируем допущенные ошибки , и вы отредактируете своё изложение.

Текст, который вы сегодня писали, составлен по мотивам рассказа известной советской детской писательницы 20 века Анны Львовны Гарф, собирательницы фольклора Алтайского края. Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Найдите этот рассказ, прочитайте. Как его назвала сама писательница?