Использование художественного слова в организации режимных моментов в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В методической разработке приводятся исследования лингвистов и психологов по вопросам речевого развития, а также приведены игры, с целью тренировки артикуляционного аппарата.

Ключевые слова: исследования, средства языка, речевая активность, игры.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И).

На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

На основе имеющихся речевых средств осуществляется развитие речевого общения.

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Д.Б. Эльконин писал: “Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка” [1989, с. 374]

Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных; дети начинают задумываться над ролью ударения в языке, значением интонации.

Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка (Н.М. Аксарина, М.И. Кольцова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, О.И. Яровенко).

М.М. Бахтин, рассматривая предложение как единицу языка, подчеркивал, что оно обладает особой грамматической интонацией — законченности, пояснения, разделения, перечисления. Особое место он отдает интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной. А экспрессивную интонацию предложение приобретает только в целом высказывании. Итак, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Тон, тембр, паузы, разные тины ударений — являются важными средствами звуковой выразительности речи.

На основе имеющихся речевых средств осуществляется развитие речевого общения.

Сначала необходимо вызывать у детей речевую активность. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей самостоятельность в пользовании словом. Самостоятельная речь в общении детей может возникнуть непроизвольно. Поэтому необходимо поощрять импульсивные детские высказывания, в какой бы форме они не возникали. Необходимо учить детей пользоваться и звукоподражаниями с целью тренировки артикуляционного аппарата.

Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов конкретной возрастной группы. Воспитывает положительное отношение к этим процессам, вызывает желание у детей не только слушать и понимать содержание, но и использовать их в играх, при выполнении определённых действий, формирует у детей первый практический опыт общественного поведения.

Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов конкретной возрастной группы.

Приемы обучения могут быть такими:

- показ и рассматривание предмета;

- выполнение действий с предметом;

- просьбы, поручения;

- вопросы-ответы;

- опосредованное общение через куклу (игрушку);

- многократное проговаривание речевого материала;

- комментирование действий;

- рассматривание сюжетных картин;

- игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

- дидактические игры на формирование звукопроизношения;

- игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т.д.

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Например:

Подготовка к утренней гимнастике.

На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два,
Шире шаг!
Делай с нами так!

Во время умывания можно применять словесные приёмы.

Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.

Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде, которую расставляют на столе. Дети называют форму, цвет, рисунок, материал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, привлечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этикета – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!

В перерыве между занятиями или после сна можно использовать игры.

Игра “Дикие и домашние животные”

Детям предлагают закончить предложения, называя детенышей: у волчицы появились (волчата, у медведицы родились (медвежата, у белки (бельчата) и т. д.

Игра “Чудесный мешочек”

С закрытыми глазами дети нащупывают предметы, вытаскивают его из мешочка и по наводящим вопросам составляют рассказ. (Из чего сделано? Где растет? Для чего применяют? Какую пользу приносят)

Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, способствуют развитию разговорной речи.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Эти пальчики кусают,
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,
А большой с мизинцем-братцем
Могут чисто умываться.

Кто живёт у нс в квартире?

Перед началом игры дети образуют круг. Воспитатель находится в центре круга. Произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Кто живет у нас в квартире? -
Раз, два, три, четыре Дети шагают на месте.
Мама, папа, брат, сестра -
Сосчитаю всех едва! Выполняют “пружинку”, руки на поясе.
Самый главный – это я, Прикладывают руки к груди.
Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно опускают.

Подготовка к прогулкам:

“Собираемся на прогулку”

Раз, два, три, четыре, пять,
Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми, точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.

На прогулке можно предложить игру “Найди себе пару”.

Взрослый делить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребёнок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребенок из другой команды: “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.

Ещё на прогулке можно предложить игры, где предлагается пофантазировать на такие темы,как: “Если бы я был волшебником...”, “Если бы я стал невидимым...”, “Если весна не наступит никогда...”, “Что было бы, если бы я умел летать?”

Игра “Узнай, как кого зовут?”

Ведущий ребенок выбирает для себя партнера, но имя при этом не говорит и составляет свой описательный рассказ: “Это девочка (мальчик, волосы (темные, светлые, во что одет(перечислить названия предметов одежды и их цвет)”.

Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.

Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.

Очень увлекают детей ситуации типа “Научи своего друга тому, что умеешь сам”. Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль “учителя”, т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в бытовой деятельности и являются постоянной сферой воспитательного процесса. Здесь наиболее полно раскрывается личность ребенка и взаимоотношения его с детским коллективом и взрослыми в поступках и переживаниях, в культуре поведения.

В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: “Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!”.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 1997.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Спб: “Детство-Пресс”, 2007.

3. Сохин ФА. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М, 2002.

4. Деркунская В.А. "Воспитываем, обучаем, развиваем, дошкольников в игре", Москва, "Педагогическое общество России", 2005 г.