Методическая разработка внеурочного занятия "Моя малая Родина. Пермское-на-Амуре. 18 августа, 1860 год"

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение


Цель занятия: воспитание чувства патриотизма к своей малой Родине

Предметные результаты:

познавательные:

  • познакомиться с историей первоначального заселения на Амуре;
  • выявить трудности, с которыми столкнулись крестьяне-переселенцы;
  • определить, как осваивалась территория Амура

коммуникативные:

  • вступать в диалог и полилог, сотрудничать с другими учениками, умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

регулятивные:

  • составлять план, перед тем, как начать действовать определять последовательность действий

Личностные:

  • привитие любви к родному краю, причастности предков к тем событиям, которые происходили при освоении территории Амура

Метапредметные:

  • умение работать в группе, отбирать информацию из разных источников, представлять данную информацию в виде продуктов

Подготовка к занятию: выход в краеведческий музей г. Комсомольска-на-Амуре, встреча с представителем семьи первопоселенцев в четвертом поколении Берсенёвым В.Г., изучение статей в СМИ.

Презентация

Приложение

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию

Актуализация

Край далекий - с лесами да сопками
С поздней жалобой птиц, это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты

Если представить, что Комсомольску на Амуре не 84 года, а 156 лет? Поверите ли вы в это?

Многие, кто слышал это заявление, говорили, что это неправда, что этого не может быть. А может быть - это правда? Попробуем разобраться в этом заявлении.

Тема  классного часа “Моя малая Родина. Пермское-на-Амуре. 18 августа 1860 год”

Давайте определим цель нашего занятия.

Цель: с помощью различных публикаций изучить вопросы о первых поселенцах на реке Амур

Для этого мы заранее по желанию разделились на группы, и каждая группа подбирала материал по своей теме мини- исследования.

1 группа – Путешествие первопроходцев

Задача: определить маршрут путешествия первых переселенцев.

Задание: используя фрагмент текста статьи “Берсенёвы на Амуре”, очерк “Земля обетованная” Константина Подкорытова, найти населенные пункты, по которым продвигались переселенцы.

  1. Последовательно выписать эти пункты
  2. Отметить их на карте
  3. Сколько времени затрачивали люди, чтобы дойти до берегов Амура

2 группа. Что увидели переселенцы на берегах Амура.

Задача: с помощью иллюстраций определить, с какими трудностями сталкивались первопоселенцы и результат своей работы оформить в виде интеллект-карты.

Задание.

Сгруппировать иллюстрации по определенному какому-то признаку.

Составить интеллект-карту. Рис. 1

3 группа. Первые семьи на Амуре “ Семья Берсенёвых”

Задача: определить цель переселения и виды деятельности первопроходцев

Прочитайте текст очерка “Берсенёвы на Амуре!” Ответьте на вопросы.

  1. Сколько человек прибыло на плотах?
  2. Перечислить основные фамилии переселенцев
  3. Определить цель заселения ими берегов Амура
  4. Чем переселенцы стали заниматься?

4 группа. Первые семьи на Амуре “Семья Останиных”

Задача: кратко проследить основные этаны из жизни семьи Останиных.

Прочитайте очерк “Земля обетованная” Константина Подкорытова. Ответьте на вопросы.

  1. Как семья Останиных прибыла на Дальний Восток?
  2. Почему Останины переехали из Пермской губернии?
  3. Посмотрите фотографии. Выберите материал для газеты.

5 группа: оформители

Задача: собрать материалы первых четырёх групп и расположить их в определённой последовательности:

Эпиграф к газете

  • Маршрут переселенцев Пермской губернии (карта)
  • Фото, с изображением переселенцев
  • Фамилии людей, отправившихся на Дальний Восток
  • Изображения аборигенов Приамурья
  • Занятия русских переселенцев

Учитель Полтора века назад под Читой стучали топорами крестьяне из Европейской России – строили себе паромы для будущего сплава на Дальний Восток. Людей этих было не так уж много: 15 семей - из Воронежской губернии, 104 – из Вятской, 57 – из Тамбовской, 40 – из Прикамья. И именно последним 18 августа 1860 года предстояло заложить на левобережье Амура село Пермское, позже ставшее Комсомольском-на-Амуре.

Дается время для выполнения данных заданий. Дети работают самостоятельно, а учителя выступают в роли тьютеров.

Вступление 1 группы Движение переселенцев в Сибирь совершалось по двум главным направлениям. Это Пермь, Тюмень, оттуда либо водой по реке Иртыш, Обь до Томска, либо на подводах по разбитому почтовому тракту на Ишим, Омск, Томск. Из Томска одна дорога до города Иркутск. Из Иркутска переселенцы, перезимовав в Сибирской столице, отправлялись через Байкал в Читу. Далее сплавами на плотах до поселка Хабаровка. Наконец, добрались до озера Мылки.

На побережье озера Мылки стоял почтовый станок. Здесь было стойбище гольдов - семей Гейкер и Самар. Но заселиться здесь люди не могли, так как место заселения было уже заранее определено. Это место между стойбищем Мылки (Мельки) и Дземги (Джонгмэ) в устье речки Тогды (Силинка)

Многие из них не доходили до цели. По дороге они подвергались грабежам, умирали от голода, болезней. Чиновники всячески препятствовали переселенцам: поборами и крючкотворством. Мы отметили маршрут движения. Этот путь составлял 2 года.

Мы представляем карту (отдают ее 5 группе)

Учитель:

Как бы тяжел путь не был, люди добрались до места. Это было 18 августа 1860 года

В устье речки Тогды основали первое селение. Первоначально хотели назвать его “Уральское”, но т.к. все семьи были выходцами из Пермской губернии, то посоветовавшись, решили назвать село Пермское.

Их влекла в неведомые дали мечта о лучшей жизни. Правительство давало земли столько, сколько можешь освоить, освобождало от уплаты подушной подати навсегда и от рекрутской повинности на 10 наборов. Оказавшись на месте, люди приступили к строительству домов и корчевки леса. По неопытности они выбирали места для пашни на безлесных низких местах. Весной посеяли хлеб. Всходы были дружными, но августовское наводнение затопило пашню, и люди остались без хлеба. После горького урока 1860 года стали выбирать сухие места под пашню. На раскорчёванных землях сеяли пшеницу, просо, гречиху, сажали картофель. У каждого за домом были огороды. Хлеб родился плохо и постепенно пермяки отказались от выращивания хлеба.

Первое время жили очень плохо, голодали. Им помогали выжить гольды. Приносили дикоросы. Чтобы уберечься от цинги, приносили хвойный отвар - шульту, учили особенностям рыболовства и охоты на Амуре. Постепенно освоились и стали жить лучше.

Выступление 2 группы – показывают и проговаривают созданную ими интеллект-карту по данному шаблону. Рис 1.

Музыкальная физкультминутка: (2 мин)

Учитель: Крестьяне Пермской губернии Красноуфимского уезда Поташинской волости села Поташино решили коллективно переселиться на новые земли, предварительно послав в разведку молодых энергичных парней, среди которых старшим был Василий Васильевич Останин. Среди ходоков самым молодым был сын Карпа Дементьевича Берсенёва – Акакий. Осенью 1858 года крестьяне собрали урожай. Намололи муки на дорогу, заготовили переселенцев, съехавшихся сюда из разных деревень, были составлены 2 партии. Назначили партионных старост и вскоре крестьяне двинулись на Урал. Великий путь от Камы до Енисея они шли до морозов.

В помощь учащимся 3 группы мы пригласили прадедушку Саши Ладиной, который является потомком в 4 поколении семьи Берсенёвых. – Берсенёва Валентина Григорьевича. Его рассказ поможет правнучке и группе ответить на поставленные вопросы.

Выступление Валентина Григорьевича Берсенёва.

Выступление 3 группы. Отвечают на вопросы по тексту, учитель комментирует ответы.

Учитель: Среди первых ходоков был Василий Останин.

Я сейчас вам зачитаю фрагмент книги “Земля обетованная” Константина Подкорытова:

Наши ходоки за свободной землей всю ночь помогали вытаскивать на берег, затонувшие на косе пушечные стволы. К рассвету закончили т все ушли к кострам обогреться и обсушиться. Василий пошел к самому большому костру на берегу. Около костра, в кругу русских солдат, он увидел нанайца. Вышитый бисером халат из рыбьей шкуры, черные волосы, заплетенные в косичку и перевязанные на затылке веревочкой, придавали этому молодому нанайскому парню живописный вид. Василий удивленно подумал: “Вот они какие, нанайцы!”

Нанаец повернулся к нему и улыбнулся широкой белозубой улыбкой. “Я знаю, - заявил он, - ты Вася - самый сильный русский мужик. Это ты поднимал пушки со дна Амура. Давай знакомится”. И протянул ему руку. Вдруг они увидели знаменитого Сибирского военного губернатора Муравьёва, в генеральской форме, вышедшего из большой палатки в сопровождении десятка блестящих офицеров. Василий оправился и кое-как пригладил свою бороду. Муравьёв подошёл, улыбаясь с прищуром, смотрел то на большого Василия, то на живописного нанайца. Ему явно понравились эти молодые парни, русский и нанаец, оказавшиеся по воле судьбы на берегу Амура. Протянув руки, крепко обнял обоих...

- А скажите мне, каковы настроения крестьян в Пермской губернии по поводу переселения на земли Амурские?

Василий, обрадовавшись возможности замолвить слово за своих земляков, сообщил:

- Нам государевым крестьянам, стало тесно на Пермской земле. Мы ищем свободные земли, чтобы построить своё село. Чтобы пашни были у каждого без арендной платы. Своя управа, школа, почта.

- А где бы поташинские крестьяне хотели поселиться?- губернатор хитро прищурился.

- Место, где мы причалили весьма подходящее. Озеро рядом большое. Вокруг озера земли можно раскорчевать и хлеб сеять. Опять же говорят, быстрая речка впадает в Амур. Можно мельницу поставить на ней, кузницу, само-собой. А на той стороне распадок большой меж сопок. Можно и там селиться. На сопках тех леса дюже много строевого. Зимой лошадьми доставлять можно. Опять же пилораму поставить. Покосы на островах. В Амуре рыбы немеряно. Река такая большая, что по ней скоро пароходы пойдут до самого моря.

Выступление: 4 группы

Отвечают на вопросы по тексту, учитель комментирует ответы.

Учитель: Пока 5 группа собирает материал для оформления газеты, давайте кратко вспомним, что нового мы сегодня узнали на классном часе.

- о первых переселенцах;

- откуда добирались крестьяне;

- с какими трудностями столкнулись;

- чем занимались первопоселенцы.

Учитель: (рефлексия деятельности) Назовите дату образования нашего города (12 июня 1932года) А первые переселенцы прибыли в 1858 году - это были “разведчики территории” 18 августа 1860 году прибыли первые поселенцы. А пароход “Колумб” “Коминтерн” с комсомольцами прибыл 10 мая 1932 года. Так откуда взялась дата 12 июня 1932 года?

Предположения учащихся

Учитель: Датой дня рождения города считается закладка первого камня для строительства судостроительного завода. По большому счету правильней считать дату образования нашего города от момента заселения первых поселенцев на реке Амур, которое произошло 18 августа (по старому стилю) 1860 года.

А теперь посмотрим на работу оформительской группы, которая представит результат своей работы. Прикрепляют газету.

Рефлексия эмоционального состояния

Давайте определим, выступление какой группы вам понравилось больше всего.

У каждого на столе лежат смайлики, надо выйти к доске и прикрепить их к тому материалу газеты, который вам понравился больше всего

Учитель подводит итоги.

А сейчас напишите слово, которое выражало бы ваше эмоциональное состояние на этом уроке. Представитель каждой группы зачитывает это слово (интересно, увлекательно, понравилось).

Источники информации

  1. Берсенёв В.Г., Берсенёвы на Амуре, очерк, Комсомольск-на-Амуре. 2012
  2. Подкорытов К., Земля обетованная, очерк, Комсомольск-на-Амуре. 2012
  3. Иващенко Е., Новый город, газета “Университетская жизнь”, КнАГТУ, 2008
  4. Токранов Ю., 150 лет назад пермяки отправились основать... Комсомольск-на-Амуре, журнал “Шпиль”, Пермь, май 2010
  5. Село Пермское. История села, сайт библиотеки им. Н. Островского, Комсомольск-на-Амуре