Система оценки качества образования в лицее. Стартовая комплексная работа в 1-м классе

Разделы: Администрирование школы


Основные особенности стандартов второго поколения – нацеленность стандартов и регулируемого учебного процесса на достижение результата, что требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса. В основе современного образования лежит не оборудование, не программное обеспечение, а образ мышления. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего меняется её роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения;
  • оценка индивидуального прогресса учащегося.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

Оценивание является постоянным процессом. в зависимости от этапа обучения используется диагностическое и срезовое оценивание. К диагностическому оцениванию относится стартовое и текущее, к срезовому – тематическое, промежуточное, рубежное и итоговое.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности учащегося и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.

Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В начальных классах оценивание призвано стимулировать учение посредством следующих элементов:

  • оценки исходного знания ребёнка;
  • учёта индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • учёта способов демонстрации понимания материала, изученного каждым учащимся;
  • побуждения учащихся размышлять о своём учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

Основная цель оценочной деятельности (в соответствии с требованиями Стандарта): оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Оценочная деятельность реализуется посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых учащимися.

Система оценки знаний по предметам включает:

  • внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая учениками, родителями, учителями, администрацией);
  • внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами)

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка. В начальных классах по требованиям стандартов используется три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, которое тесно связано с процессом обучения, и итоговое оценивание.

А так как внутренний мониторинг процесс постоянный, то он предусматривает в начале обучения стартовую диагностику, которая проводится в начале года – в сентябре. Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами и целью получения информации.

Но если во 2-4-х классах нормы и критерии заранее известны учителю и учащимся, то в 1-ом классе они определены только по окончанию учебного года. А в начале учебного года учитель не имеет таких критериев.

Дети приходят в школу с разными образовательными возможностями и, приступая к работе с первоклассниками, учитель сталкивается с рядом проблем: одни дети уже умеют читать и писать, другие не умеют правильно держать ручку и следовать элементарным инструкциям взрослого.

При составлении стартовой комплексной работы ориентировались на показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов по математике, русскому языку и по литературному чтению.

Показатели ожидаемой готовности первоклассников рассматриваются по следующим критериям: наблюдательность, мыслительные способности и контрольные (коррекционные) умения.

Наблюдательность. Особо значимыми для учителей начальных являются: выделение из потока информации отдельных деталей, исходя из поставленной задачи, и умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта, опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.

Мыслительные способности: устанавливать отношения между понятиями, логические связи, количественные отношения, выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей, видеть закономерность в изучаемой информации, анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.

Контрольные (коррекционные) умения: соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия, следовать инструкции учителя при выполнении учебных действий.

Цели работы:

  • определить исходный уровень сформированности умений первоклассников, необходимый для продолжения обучения.
  • роанализировать общие результаты, выявить общие проблемы и наметить пути их решения;
  • скорректировать рабочие программы учителя в соответствии с полученными результатами диагностической работы;
  • организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Содержание работы. Работа состояла из девяти заданий. Разработана в соответствии с ФГОС НОО, в соответствии с программой формирования универсальных учебных действий (Федеральный государственный образовательный стандарт, Приказ МО РФ от 06 октября 2009 года № 373).

Предметные области: математика, русский язык и литературное чтение.

Работа выполнялась на третьей неделе сентября на втором уроке. Так как она рассчитана на два урока, то проводится 2 дня: первый день – один урок и второй день – второй урок.

Особенности конструирования и оценки стартовой комплексной работы.

Данная стартовая комплексная диагностическая работа включает следующие разделы:

- обследование состояния пространственного восприятия;

- выявление уровня зрительного восприятия;

- проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 10), представлениями об операциях сложения и вычитания;

- выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

- выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

- обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

- обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации.

- сформированности произвольности (умение следовать указаниям).

Каждое задание стартовой комплексной работы оценивалось определённым количеством баллов. Максимальный балл -28.

После проведения групповой работы по предложенной программе у каждого учителя появились данные об уровне развития у каждого учащегося.

Результаты каждого учащегося фиксировались в таблице отдельно по каждому заданию, где можно проследить не только одного ученика, но также и динамику всего класса, проанализировать в целом всю параллель и обобщить данные выпускников по каждому дошкольному учреждению.

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ним в течение адаптационного периода и направления этой работы, что, безусловно, очень важно. Чтобы посмотреть динамику, в конце года будет проведена итоговая комплексная работа.

По результатам стартовой диагностики мы провели в конце первой четверти родительское собрание, где были представлены показатели готовности первоклассников к обучению в школе по всем вышеперечисленным блокам. С детьми, у которых низкий уровень сформированности готовности, была проведена коррекционная индивидуальная работа, что тоже позволяет повышать качество образовательного процесса.

Результаты диагностики дают возможность родителям взглянуть на ребенка “со стороны”, скорректировать свое воспитательное воздействие, занять активную позицию в построении индивидуальной траектории развития ребенка. На основе результатов диагностики родители также имеют возможность оказать необходимую помощь своим детям в обучении в школе и дома.

В ноябре по итогам стартовой комплексной работы был проведён семинар для дошкольных образовательных учреждений, на который были приглашены воспитатели из дошкольных учреждений города. Воспитатели и учителя пришли к выводу, что такой вид работы помогает в достижении единых критериев к оценке планируемых результатов.

Проведённая стартовая комплексная работа позволяет сделать следующие выводы:

  • результаты диагностики необходимы для построения процесса обучения на основе индивидуально-личностных особенностей ребенка, они учитываются при планировании индивидуальной работы с учащимися на уроке;
  • введение в образовательный процесс такой системы контроля приводит к более объективной и качественной обратной связи, эффективно позволяет отслеживать индивидуальный прогресс каждого учащегося;
  • система оценки и контроля в форме стартовой комплексной работы соответствует требованиям ФГОС НОО.

По определению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". А В. А. Сухомлинский писал: “Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее. Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера...Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений..." Выиграют от этого все, особенно дети.