Цель: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, развитие творческой активности и природоохранной деятельности детей.
Задачи:
- формирование умений и навыков экологически грамотного поведения в природе;
- установление причинно-следственных связей и закономерностей природных явлений;
- развитие творческих способностей, воображения детей;
- воспитание сознательного и бережного отношения к природе, ко всему живому.
Оборудование: презентация, репродукции картин художников-пейзажистов, модель “сухое дерево” с набором бумажных зеленых веточек, карточки с вопросами и вариантами ответов, оборудование для игры “С кем дружит ель?”, изделия из ели.
Ход занятия
I. Вводная часть
Воспитатель. - Ребята, приближается новогодний праздник, а значит пора задуматься о том, какая елка будет украшать ваш дом. Я предлагаю вам начать наше занятие с прогулки по зимнему лесу. (Видеосюжет). Лес – это замечательное природное богатство. Туда люди ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи, художники, очарованные красотой, пишут картины. Посмотрите на репродукции этих картин и обратите внимание на то, как красивы здоровые зеленые деревья. (Слайд 1). Но всегда ли лес выглядит так, как изобразили его художники?
Воспитатель. - Сейчас вы прослушаете чтение отрывка из статьи в нашей городской газете, и догадаетесь, о чем пойдет речь на занятии.
Ученик (читает отрывок из статьи “В лесу родилась елочка”). “Мы привыкли встречать праздник Нового года с наряженной елочкой. А теперь давайте немного посчитаем. Например, в нашем городе проживает около 160 тысяч жителей, это примерно 50 тысяч семей. Каждой семье хочется иметь хотя бы одну елочку к празднику. Следовательно, для такого города необходимо срубит не менее 50 тысяч елок. И это каждый год! И все это только ради того, чтобы “гостья из леса” постояла у нас дома 7-10 дней и отправилась бы на помойку, где уже брошены десятки таких же “неудачливых” ее “подружек”. (Слайд 2). Но так ли уж необходимо рубить каждый год таких красавиц? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)
Воспитатель.- Правильно, ребята. Тема занятия - “Сохраним ель - красавицу наших лесов”. Сегодня мы поговорим о том, какое экологическое и хозяйственное значение ели, какую пользу приносит это дерево птицам и животным, как и почему следует оберегать ель от вырубки.
II. Основная часть
1. Вступление к беседе.
Воспитатель.- Мы уже отметили красоту ели в изображении художников, а сейчас взгляните на это дерево. (Показывает нарисованную на плакате модель сухого дерева) Чем оно отличается от тех, что изобразили художники? ( Ответы детей). Правильно, оно мертвое, наша задача – “оживить” его после того, как мы узнаем про ель много нового и интересного. Из этого рисунка мы создадим плакат, который будет призывать людей оберегать лес от вырубки.
2. Беседа по теме занятия.
Воспитатель.- Прежде, чем начать беседу о ели, необходимо познакомиться с некоторыми словами. (Словарная работа: безмолвие, символ, вискоза, ацетон).
Воспитатель.- Сейчас вы прослушаете сообщения ребят и постараетесь ответить на вопрос – Что можно изготовит из древесины ели?
Ученик 1. В жизни славян лес имел большое значение, деревья пользовались особым уважением. Ель пользовалась особой симпатией народа. Зимой она наполняла дом живыми красками. Зеленую, пахучую, пушистую красавицу почитали как символ вечной молодости и силы. Считалось, что это дерево оберегает от злых духов, болезней и от врагов.
Ученик 2. Но не только эстетическую радость приносит нам ель. Ее древесина – отличный материал для целлюлозно-бумажной и химической промышленности, для строительства кораблей, домов, изготовления мебели, музыкальных инструментов, например скрипок. Из ели вырабатывают вискозу, спирт, ацетон, лаки и многое, многое другое. (Слайд 3).
Ученик 3. Еловые леса занимают в нашей стране около 80 миллионов гектаров. Не в пример сосне ель редко растет в одиночку. Обычно в еловом лесу растут и деревья других пород. В еловом лесу особенно многолюдно в ягодный и грибной сезон, когда поспевает черника, появляются рыжики и маслята. (Слайд 4).
Ученик 4. В первые годы жизни ель растет медленно, всего по нескольку сантиметров в год, но затем быстро наверстывает упущенное и к 80-100 годам, когда приходит время рубки, достигает высоты 35метров. Дерево доживает до 500лет. (Слайд5).
Ученик 5. Известны около 45 видов елей. На территории нашей страны их произрастает 10, преимущественно ель обыкновенная. Воздух в хвойных лесах очень целебный, т.к. хвойные растения выделяют в воздух лечебные ароматические вещества, которые убивают болезнетворных микробов. Но сама ель плохо переносит задымление и загрязнение воздуха вредными газами. Поэтому постепенно ельники отступают от крупных городов и промышленных предприятий.
Воспитатель.- А теперь скажите, что же можно изготовить из древесины ели? В этом вам помогут предметы, лежащие на столе, и иллюстрации. (Ответы детей).
3. Физминутка.
Воспитатель. - С ароматом хвойных веточек и под веселую музыку проведем физминутку.
Наша елка велика (круговое движение руками),
Наша елка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх! (потопать ногами)
Будем песни распевать. Ля, ля, ля!
Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!
4. Игра “С кем дружит ель?”.
Воспитатель. - Из сообщений ребят мы узнали много интересного о том, как используется ель человеком, а теперь с помощью игры, которая называется “С кем дружит ель?” мы уточним какую пользу приносит ель животным и птицам в лесу. Об этом мы говорили с вами на экскурсии по зимнему лесу, наблюдая за белочкой и клестами. (Дети по очереди достают из коробочки фишки с изображением птиц или животных и рассказывают о том, как ель помогает ему: служит кормом или укрытием.)
5. Беседа “Как сохранить ель?”.
Воспитатель. - Как мы уже выяснили, ель нужна и человеку, и животным, и птицам. Но так ли уж необходимо рубить таких красавиц? Оказывается, новогодние елки можно заготовить без ущерба для леса, если вырубить их в определенных местах, о которых расскажут ребята.
Ученик 6..Ели разрешено вырубать там, где лесные чащи сильно загущены. Кроме того немало елок растет по электрическим и телефонным трассам и начинают угрожать проводам, тогда приходится вырубать эти насаждения. (Слайд 6).
Ученик 7. Также разрешается вырубка елей на специальных плантациях, где выращивают новогодние елки. (Слайд 7).
Воспитатель. - Чем мы можем заменить елку в новогодний праздник, чтобы не вырубать ее в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель. - Украсить дом в новогодний праздник могут не только деревья, но и еловые ветви, букеты из ветвей, елочки, сделанные из разных материалов своими руками или искусственные елочки, которые можно купить в магазине. Такая елка есть у нас в классе, ее мы и украсим сегодня. Использование таких елочек сокращает вырубку в лесах, помогает сохранению наших лесов.
6. Работа с карточками в парах.
Воспитатель. - Вы прослушали сообщения ребят и мой рассказ, а теперь пришло время узнать насколько вы были внимательны на занятии, как вы поняли, почему нужно беречь лес и ели, и то, как человек может срубать деревья, не причиняя вреда лесу. На каждой парте лежит набор карточек с вопросами и вариантами ответов, вам необходимо найти правильный ответ и отметить его. Работать будете в парах. Потом выясним, какая пара самая дружная и внимательная. (Дети отмечают ответы в карточках).
Тексты карточек.
№1.Сколько елок потребуется жителям нашего города, если по одной елке срубит каждая семья?
- 100 штук
- 50 тысяч штук
- 1 миллион
№2. Почему елка стала символом новогоднего праздника?
- Красиво цветет.
- Хороша во все времена года.
- Нет других деревьев в лесу.
№3.Что вырабатывают из ели?
- Музыкальные инструменты.
- Бумагу.
- Колбасу.
№4. Кто питается семенами ели?
- Волки.
- Птицы.
- Белка.
- Рысь.
№5. Какие грибы растут в хвойных лесах?
- Маслята.
- Подберезовики.
- Подосиновики.
- Рыжики.
№6. Сколько видов елей произрастает на территории нашей страны?
- 45
- 10
- 5
№7. Как заготовить елки без ущерба для леса?
- Вырубить все понравившиеся елки.
- Вырубить там, где лес загущенный или вдоль электрических трасс.
- Вырубать на опушке леса.
III. Заключительная часть.
Воспитатель. - Ребята, вы сегодня узнали какую пользу приносит ель человеку, животным и птицам. Эти знания помогут вам в оформлении нашего плаката в защиту ели. Вам необходимо на бумажных веточках ели, которые лежат на ваших столах, написать по одному предложению о полезных качествах этого дерева. Затем вы приклеите эти веточки на наше “сухое дерево” и, тем самым, “оживите” его. (Ребята выполняют задание).
Воспитатель. - Теперь под этим деревом напишите слова, призывающие беречь ели от вырубки. (Дети пишут призывы).
Воспитатель. - Пока вы оформляли плакат, я проверила то, как вы справились с заданием на карточках. (Объявляет результаты). Вы сегодня замечательно поработали на занятии, и теперь нам осталось только украсить нашу елочку новогодними игрушками, ведь до праздника осталось совсем мало времени. У новогодней елки принято читать стихи, вот и мы не будем отступать от традиции и прочтем заключительное стихотворение. (Ученик читает стихотворение). (Слайд 8).
Мне елку купили, мне елку купили,
Ее на опушке в лесу не рубили,
А сделали елку на добром заводе,
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку мою из серебряных нитей.
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень, и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит, на опушке, макушкой кивая,
Кому? Никому, просто ветру, метели,
Соседке живой, не спиленной ели.